MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Борислав Володин: Креатив России заложен в ее генофонде

Борислав Володин: Креатив России заложен в ее генофонде

фото: ArtMasters

Руководитель экосистемы ArtMasters Борислав Володин – о развитии креативных индустрий в России, новом сезоне командных соревнований «АртМастерс Регионы», прием заявок на участие в которых завершается 15 декабря 2024 года, и важности обучения молодых специалистов и преподавателей на местах. 

Борислав, на ваш взгляд, как поменяется жизнь регионов после принятия закона о развитии креативных индустрий?

— Мне кажется, что жизнь регионов начала меняться задолго до принятия этого закона, но он, безусловно, ускорит процесс развития креативной экономики в нашей стране. Думаю, первое, что почувствуют регионы, – финансирование, которое будет доводиться напрямую, в обход центра, и способствовать развитию производства на местах, появлению инфраструктуры и образовательных программ.

— В условиях стремительного развития технологий постоянно меняется спрос на те или иные услуги, появляются новые профессии. Как вы определяете профессии, в которых нуждаются креативные индустрии? 

— Определение наиболее востребованных специальностей или компетенций происходит за счет понимания запроса индустриальных партнеров на те или иные профессии. И, конечно, мы используем статистику таких институтов, как Высшая школа экономики, Росстат или данные ВЦИОМ. Нашими партнерами здесь также являются и профильные министерства: образования, культуры, труда, где мы получаем средства на наиболее востребованные специальности индустрии. 

Однако мы и сами изучаем рынок в открытом инфополе. Сегодня мы понимаем, что искусственный интеллект становится неотъемлемой частью производственного процесса для, например, многих кинокомпаний. Квалифицированные ИИ-специалисты крайне востребованы в этом направлении, но система подготовки кадров отсутствует. 

Чемпионат ArtMasters выступает амортизатором этих процессов. Так, со следующего года мы планируем включить в состав двадцатки наших компетенций специальность «Промпт-инженер в области культурной деятельности» или «Промпт-инженер креативной экономики». Это человек, который должен формировать запрос на создание того или иного продукта, сгенерированного искусственным интеллектом. По-моему, эта важнейшая на сегодняшний день профессия уже завтра станет одной из ключевых в креативных индустриях.

— Продюсеры кино не перестают жаловаться на нехватку специалистов второго состава. Это, по нашим наблюдениям, затрудняет приезд съемочных групп из крупных центров кинопроизводства страны в отдельные регионы России. Как решить этот вопрос?

— Это самый больной вопрос, с которым мы сталкиваемся, когда выезжаем в регионы. С моей точки зрения, первое, что нужно сделать, – создать образовательные курсы, позволяющие людям, которые хотят работать в креативной индустрии, быстро интегрироваться. Производить нужно уже сегодня, а учиться времени нет. Именно поэтому очень многие обучаются непосредственно на производственной площадке, от чего страдает качество продукта. Создание образовательных центров, которые, в частности, может возглавить Академия ArtMasters, было бы хорошим решением вопроса. 

Думаю, одна из госструктур должна возглавить проект по созданию образовательно-производственных комплексов по всей стране, которые выполняли бы функцию и образовательного характера с соответствующими курсами или мастер-классами в очном режиме, и производственной базы для тех, кто уже готов производить творческий продукт.

Командные соревнования «АртМастерс Регионы» в том числе способствуют развитию креативных индустрий в разных федеральных округах и субъектах страны, стимулируют местные производства, дают возможность местной талантливой молодежи поработать с региональными компаниями и продолжать в будущем развивать свой регион, не стремясь в Москву. 

— Расскажите о вашем взаимодействии с учебными заведениями России. В каких регионах ваши партнеры из образовательной сферы наиболее активны? Какие соглашения о сотрудничестве подписаны в этом году? 

— Задача ArtMasters – взаимодействие со всеми институтами высшего образования, которые имеют отношение к культуре и искусству или к креативным индустриям. На сегодняшний день у нас подписаны соглашения с порядка 30% от общего количества всех вузов в стране. Наша задача – соглашения с абсолютно всеми институтами, мы взаимодействуем с ними постоянно и двигаемся в этом направлении. Наиболее активными партнерами являются коллеги из Приволжского федерального округа. Конечно, хочется выделить и отдельные регионы: Красноярск, Ханты-Мансийск, Калининград.  

— С учащимися все понятно, а что с педагогическим составом? Хватает ли вам специалистов для обучения ваших подопечных?

— Нам хватает наставников, мы находимся в Москве, где сконцентрировано порядка 70% всех креативных индустрий страны. Лидеры креативных индустрий сосредоточены в столице, и у нас есть к ним прямой доступ. Конечно, мы привлекаем лучших из лучших для экспертизы в нашем Чемпионате. Однако это не означает, что такое же количество специалистов, которые могли бы выступать наставниками, есть в регионах. И здесь мы должны думать не только о создании образовательных программ, но и о том, кто будет обучать этих молодых учащихся из регионов. 

В рамках Академии ArtMasters создана программа «Из мастеров в наставники», которая дает возможность финалистам Чемпионата пойти не по производственному пути, а по педагогическому. У многих творческих людей на самом деле есть желание развивать вектор наставничества, и наша программа помогает им достаточно быстро обучиться навыкам, необходимым для того, чтобы передавать знания. 

Мы видим, что креативные индустрии в регионах активно развиваются. Возможно, даже динамичнее, чем в столице, и нам нужны молодые таланты и педагоги. «АртМастерс Регионы» старается и призывает представителей индустрии делать все возможное, чтобы родной край оставался для человека привлекательным и полным возможностей для реализации. 

— Вы наверняка следите за креативным сектором экономики в других странах. В чем специфика российских творческих деятелей? В чем их сильные и слабые стороны? 

— Мне кажется, что сила нашей творческой элиты  – в нашем генофонде, который заложен в русской культуре, в народе. Мы действительно можем гордиться  наследием предыдущих поколений, которые продемонстрировали невероятный уровень культурных достижений, оказавших огромное международное влияние на культуру всего мира. Наша сильная сторона заключается еще и в том, что мы упорные. Мы всегда находимся в условиях ограничений или барьеров, которые искусственно или естественно создаются в нашей стране. На самом деле любое ограничение для творческого человека – это точка роста, потому что только через сложности и сопротивление появляются новые продукты, новые решения, новые мысли, новые идеи. 

В чем наша слабая сторона? Для меня искусство безгранично. Понятно, что если мы говорим про культурный суверенитет России, это один вопрос, но в целом культура не имеет границ, и для любого творческого человека, конечно, важно понимать культуру других стран. Здесь важна насмотренность, международный опыт и изучение мировой истории. И тогда творческий человек, особенно проживающий в России, будет становиться сильнее. Мне кажется, что это то, чего нам сегодня не хватает.

— В своих интервью вы отмечали проблему коммуникации молодых специалистов внутри коллектива. Как вы оцениваете широту их кругозора? Насколько точно они ориентируются в вопросах истории, литературы, искусства и т.д.?

— Взаимодействие в команде – сложнейший  процесс, и многие творческие люди, сталкиваясь с реальными условиями производства, не могут пройти через психологические барьеры и уходят из индустрии. ArtMasters проповедует командную игру: мы учим ребят взаимодействовать в команде, и они, сталкиваясь с теми или иными проблемами, обретают очень важный опыт, который потом им будет нужен в индустрии. Каждый игрок должен уметь слышать партнера, брать где-то на себя инициативу, поддерживать и идти на компромиссы. В общем, это целая маленькая жизнь, которая складывается или не складывается, и этому нужно и ArtMasters, и другим высшим образовательным учреждениям уделять особое внимание. 

Что касается кругозора, мне кажется, что сегодня молодежь очень насмотрена, возможно, более образованна, чем представители предыдущих поколений, но глубина познания очень низкая. И  это большая проблема, ведь если мы не понимаем фундамент, на котором создается тот или иной современный продукт, мы, по сути, не обладаем знаниями для того, чтобы дальше раскрывать свои возможности. АrtMasters совместно с Российской государственной библиотекой («Ленинка» ред.) создает очень важный проект – «Творческую резиденцию «Ленинка Art»», где мы хотим создавать сообщество резидентов, новых лидеров креативного класса, молодую креативную элиту, которая бы  разделяла ценность книжной культуры, много читала и подавала пример другим. 

— Что такое русская культура в современном мире? Как выглядит ее бренд сегодня, на ваш взгляд? 

— Русская культура обладает огромным потенциалом– не случайно нас пытаются заблокировать во всем мире. В первую очередь, русская культура проникает во все мировые сообщества, и это невозможно остановить. Наверное, в России один из лучших продуктов на экспорт – культура. Сегодня у нас не так много таких гениев, как было раньше, но все равно мы продолжаем внутри страны создавать творческие проекты, которые являются лидерами во всем мире. И все это – на наших истоках, на нашей богатейшей истории. И в ее бесконечном разнообразии – ведь в стране живет огромное количеств народов, и мы в АrtMasters хотим дать шанс каждому оттенку этой палитры заявить о себе, показать, чем и насколько богаты регионы нашей страны, продемонстрировать творческий потенциал наших молодых создателей. Очень ждем финальных соревнований «АртМастерс Регионы» – уверен, что участники продемонстрируют высочайший уровень мастерства. 

Беседовала Алевтина Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять