«Как заявить о себе?» Интервью со Степаном Соколовым, креативным продюсером и режиссером
Международный фестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) стартовал в Москве 14 декабря 2024 года. Мы побеседовали с одним из спонсоров фестиваля – креативным продюсером и режиссером кинокомпании «Таганка Фильм» Степаном Соколовым. В своем интервью он рассказал, где кинематографистам-дебютантам найти средства на создание фильма, как им заявить о себе и с какими основными трудностями сталкиваются начинающие и независимые кинокомпании. А также выделил основные тренды в современном короткометражном кино. Кроме того, продюсер поделился творческими планами компании «Таганка Фильм» и пригласил к сотрудничеству начинающих авторов.
– Степан, в этом году ваша компания «Таганка Фильм» стала спонсором фестиваля «Дни короткометражного кино». Расскажите, пожалуйста, почему вы приняли решение поддержать фестиваль? В чем, по-вашему, его уникальность?
– В этом году, как я понимаю, у фестиваля десятилетний летний юбилей, он получил статус международного. Все это свидетельствует об успехе и популярности фестиваля, а поддерживать всегда приятно успешное и перспективное.
Об уникальности того или иного фестиваля можно говорить по результатам. В данном случае –скольким будущим звездам киноиндустрии он даст старт. Но мне представляется, что более важным в данном случае является не качество, а количество. Чем больше у нас будет таких фестивалей — тем больше у молодых кинематографистов будет возможностей проявить себя, и тогда количество будет перерастать в качество.
– В вашей фильмографии тоже есть короткометражные фильмы, которые участвовали и стали призерами многочисленных кинофестивалей, как российских, так и зарубежных. На ваш взгляд, о чем сейчас в основном снимают короткий метр? Можно ли выделить какие-то темы, которыеособенно волнуют современных режиссеров?
Короткий метр уникален тем, что в сжатой, лаконичной форме можно рассказать о волнующей общество проблеме, поделиться со зрителем тем, что волнует тебя, довести до зрителей факт, который удивил, обескуражил, разозлил. Поэтому тематика короткого метра, как правило, политическая или социальная. Важно отметить и тот факт, что в нашу эпоху высокоскоростных технологий молодежь требует краткой и быстрой информации, особенно если речь идет не о красивой жизни, а о проблемах. И здесь в полной мере к короткому метру применима знаменитая фраза А. П. Чехова о том, что «краткость – сестра таланта».
– Иногда короткий метр снимают и опытные режиссеры, но чаще авторы короткометражек – это кинематографисты, делающие первые шаги в профессии. И самый важный вопрос, который волнует автора-дебютанта, будь то короткий или полный метр, где найти финансирование для своих проектов. Что бы вы посоветовали начинающему автору как продюсер?
Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Здесь нужно пробовать все. Но, безусловно, участие в конкурсах, фестивалях, питчингах – наиболее правильный и перспективный маршрут для начинающих кинематографистов.
– Сейчас появилось много стриминговых платформ. Помогают ли они начинающим кинематографистам заявить о себе? Насколько реально для дебютанта заинтересовать такую платформу своим проектом?
– Реально, если проект интересный, если ты в своем проекте выражаешь боль или чаяния общества или делишься решением проблем, с которыми сталкиваются твои зрители. Главное, чтобы в проекте была интересная идея.
– Будучи креативным продюсером и режиссером компании «Таганка Фильм», вы также столкнулись с вопросами создания и продвижения дебютного кино. Ваш дебютный короткий метр «Уверенность» имел хорошую фестивальную историю. Затем вы сняли дебютный полный метр «Хищники». Но фильм не достаточно снять, его нужно довести до широкой аудитории. Расскажите, пожалуйста, на примере своего опыта, с какими трудностями вы столкнулись при организации производства, проката и продвижения своего дебютного фильма…
– К сожалению, начинающей и независимой кинокомпании, такой как «Таганка Фильм», сложно привлекать инвестиции, а в дальнейшем договариваться с дистрибуторскими компаниями на продвижение проекта, так как в основном компании-мэйджоры крайне неохотно идут на контакт с молодыми фильм-мейкерами, отдавая предпочтение известным и уже зарекомендовавших себя на рынке компаниям.
– Сотрудничает ли «Таганка Фильм» с начинающими авторами? Есть ли у них возможность прислать вам свой сценарий, презентовать свой проект?
Конечно, и не только сотрудничает, а еще и поддерживает талантливых и перспективных авторов, так что присылайте нам ваши проекты и мы обязательно с ними ознакомимся.
– Поделитесь с нами своими творческими планами. Есть ли сейчас в работе новые фильмы?
«Таганка Фильм» работает в разных форматах и жанрах, в нашей фильмографии есть документальные, короткометражные и полнометражные игровые фильмы. Сейчас в стадии предпродакшна 3 проекта: игровой полнометражный фильм в жанре криминальной комедии с рабочим названием “Голова в петле”, авантюрный молодежный сериал “Под Парусом” и документальный фильм “Человек пришел с войны”, поднимающий проблемы реабилитации ветеранов и участников военных действий.