«Страны СНГ демонстрируют стремительное развитие кинематографа» — интервью с Екатериной Бордачевой, генеральным продюсером Кинорынка
— Екатерина, расскажите, пожалуйста, об итогах прошедшего недавно в Москве Международного кинорынка и форума «Российский кинобизнес 2024». Как вы их оцениваете ?
— МКиФ «Российский кинобизнес 2024» порадовал. Мы вновь зафиксировали небольшой, но стабильный рост. Более 12 % участников вернулись к нам, включая представителей кинотеатров, которые не участвовали с 2019 года. Это значимое достижение и, я уверена, отличный показатель того, что мы движемся в правильном направлении.
Количество постоянных участников продолжает расти, и это позволяет нам с оптимизмом смотреть на результаты. В этом году нам также удалось возобновить формат кинопоказов. Часть премьер прошла на выездных площадках, но для нас было принципиально важно представить кинотеатрам тот контент, с которым они будут работать в новогодние праздники и первом квартале следующего года. Показы напрямую влияют на лояльность букеров и качество росписи проката. И эти цели были успешно достигнуты.
Отдельно хотелось бы отметить результаты деловой программы. В этом году она охватила актуальные темы, привлекая дополнительную аудиторию: молодых продюсеров, кинематографистов и маркетологов из смежных отраслей. Это позитивный сигнал для нас. Кроме того, особое внимание было уделено оформлению площадки: вернулись объемные стенды, промо-конструкции ключевых релизов, которые выйдут в прокат в декабре, январе и феврале 25-го года.
— На вашей площадке презентуются в числе прочих кинопроекты регионального производства. Был ли представлены подобные работы в этот раз? Каковы их перспективы развития на российском кинопрокатном рынке?
— Региональные проекты всегда находят место на нашем кинорынке, и их значимость сложно переоценить. В этом году подобные работы так же были представлены. Мы видим, что интерес к региональному кинопроизводству существует, хотя прокатчики все еще проявляют не много внимания к таким фильмам. С точки зрения перспектив, региональные проекты – это новые истории, новый взгляд и зачастую уникальная культурная идентичность. Они могут занять свою нишу в российском прокате, особенно при поддержке дистрибьюторов и стриминговых платформ.
— Как вы оцениваете проекты, представленные в этом году в рамках программы #Поиск, какие у этой программы перспективы?
– Программа #Поиск зародилась после пандемии, когда мы впервые собрали около трех десятков проектов. Она была создана для того, чтобы предоставить возможность малым студиям и региональным прокатчикам достучаться до дистрибьюторов, стриминговых сервисов и отборщиков кинофестивалей.
В этом году программа #Поиск представила пять проектов, которые находятся в поиске дистрибьютора и дополнительного финансирования. Среди них: приключенческий триллер «Пастбища Богов» с Антоном Филипенко и Данилой Якушевым в главных ролях; «Остров Сухо» – фильм о событиях 1942 года, когда маленький гарнизон на Ладожском озере отразил атаку 30 вражеских кораблей; «Июньская полынь» – документальный проект Юлии Бочаровой о Викторе Гладышеве, пережившем плен в детстве; док Татьяны Соболевой о ногайской степи «Против ветра»; «Шурочка» – картина, наполненная качественным юмором и близкая по духу молодым зрителям.
Программа #Поиск – это открытый формат, который помогает кинопроектам находить партнеров и получать экспертные рекомендации. За все время существования программы поддержку нашли более 50 проектов.
— Расскажите о Кинорынке, прошедшем в Алма-Ате. Как все прошло? Как были представлены российские игроки?
— За два года в Алматы мы представили более 200 проектов из Центральной Азии. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан также представили проекты разных жанров и видов, демонстрируя стремительное развитие регионального кинематографа. В этом году интерес к мероприятию проявили в том числе закупщики из европейских стран, что открывает новые перспективы для сотрудничества и расширения рынков.
Перспективы интеграции в рамках киноиндустрии, на мой взгляд, огромны. Кинопродукция – один из самых перспективных форматов.
На московском кинорынке одним из таких ярких проектов стал «Красный шелк» – универсальный продукт, мастерски сделанный и с технической, и с творческой точек зрения, который, уверена, будет интересен как российской, так и китайской аудиториям. Турция также продемонстрировала примеры сотрудничества по ряду проектов на нашем весеннем форуме. Это и римейк фильма «Холоп», и участие популярного турецкого актера Бурака Озчивита в фильме «Елки 11».
— Каковы перспективы развития интеграционных процессов в кино на постсоветском пространстве, на ваш взгляд?
— Мы видим хорошие примеры копродукции: например сейчас я очень жду выход фильма «Красный шелк». Мы все знаем, что в Китае любят советское кино, военное кино, и здесь создателям картины удалось продолжить эту традицию, но внести при этом нотки технологичности, современности и создать универсальный, на мой взгляд, продукт. Поэтому за копродукцией большая перспектива. Также не отстает и Турция.
Мы видим эти примеры и кейсы. И мне кажется, что для нас это сейчас действительно перспективная история. Что касается СНГ, я думаю, что мы будем продолжать совместную работу.
— Какие отраслевые мероприятия вы посетили в этом году и в каких странах мира? Насколько полно на них представлены российские проекты?
— Более 12 лет я расширяла связи и тесное сотрудничество со странами Европы, в 2022 году изменилась повестка. И уже два года мы находимся в поисках новых рынков и партнерств. В 2024 году я побывала в Китае (Чэнду) и на Кубе, где совместно с Международной медиаорганизацией CIFEJ мы провели премьеры российских фильмов «Чук и Гек» (реж. Александр Котт) и «Тимир» (реж. Николай Корякин) и программы короткометражной авторской анимации.
Беседовала Алевтина Колдунова