«Я стал снимать кино, чтобы понять, как это делается» — интервью с хакасским режиссером-дебютантом Михаилом Мерзликиным
Меньше чем через неделю на экраны страны выйдет дебютный фильм Михаила Мерзликина «Шаман». Это кино из Хакассии, с национальным сибирским колоритом. А ещё — это первый российский фолк-хоррор о шаманизме. В преддверии официальной премьеры мы решили встретится и поговорить с режиссером-дебютантом о его пути в кино, а также о том, почему он решил снять фильм и шамане.
—Михаил, вы историк по образованию, как вы пришли к идее стать режиссером?
Как такового процесса у меня не было. Я с детства очень любил смотреть советские фильмы: «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Дачная поездка сержанта Цыбули», «Тихий Дон». А потом я стал сочинять историю и представлять её в картинках, закрывал глаза, смотрел свое кино и получал удовольствие. Потом я вырос и подумал, а почему свое кино я должен смотреть только у себя в голове? И вот так потихоньку я начал снимать какие-то короткие истории. Сначала на телефон, потом на камеру. В общем, я начал снимать кино, чтобы понять, как это делается. (Смеётся)
— Я правильно поминаю, что «Шаман» это ваш полнометражный дебют?
Если говорит с точки зрения команды, и сценария, то да. До него был фильм «Харах Оды» , но его можно считать скорее ученической работой. На «Шамане» я уже твердо знал, что хочу сделать, как сделать и для чего. Так что, да, это дебют.
—А с чем связан ваш выбор темы?
Когда я был историком, то в течение пяти лет очень много ездил по Хакасии. По её сакральным, загадочным, мистическим местам. Я общался с шаманами. И не просто общался как историк, я собирал информацию: этнографическую, этнологическую. Я узнавал нюансы, потому что нет каких-то письменных источников, нет как в Библии персонажей. Мне приходилось по крупицам выстраивать эти истории в голове. А потом появилось много кучей, экстрасенсов, марафонов желаний, нео-шаманов. Эти люди опошлили всё. Они не проходили обряды, не болели шаманской болезнью, не учились ничему и вдруг они стали лечить людей, зарабатывать этим деньги. И у меня появилась идея показать как это бывает по-настоящему. И тогда я придумал историю, а что если шаман может исполнить любое желание и попробовать ответить на вопрос: «На что готов человек ради своих желаний?»
-Вы сами писали сценарий?
Нет. У меня была идея. Но как её воплотить, я не знал. Я попросил Анну Гурину. Мы с ней уже работали над короткометражным фильмом «Хам Арах», тоже про шаманизм (смеётся) и над фильмом «Чекаго» (Реж. Николай Рыбников). У нас сложился очень хороший творческий тандем, мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Такое редко бывает между режиссером и сценаристом (Улыбается). А мне очень повезло. Анне эта история оказалась очень близка, хоть она и живет в Москве. Сценарий был написан за несколько месяцев и 1 декабря 2023 года мы запустились.
-Как вы искали баланс в фильме между мистикой и реальностью?
Я сразу не хотел делать фильм фантастическим, с графикой. Мне хотелось привнести бытовой: обычную юрту, обычных деревенских людей, радио, еду, бубен, колотушку – всё минимально. Всё именно так, как на самом деле и происходят обряды. И сразу на этапе сценария мы прибрали всю фантастику. Я хотел делать социальную драму, можно сказать, бытовую социальную драму.
-А какую идею вы хотели передать зрителям?
Что хотел сказать данным фильмом, так это то, что шаман – это не джин и не исполнитель желаний, это человек другого уровня. Они не занимаются тем, чтобы у тебя были деньги, не приводят, не уводят жену/мужа из семьи. Все зависит от самого человека, но люди боятся себя и обращаются к шаманам, чтобы он решил за них проблему. а ведь человек сам хозяин своей судьбы — вот, что я хотел сказать.
-Что самое сложное было в работе над «Шаманом»?
Самой сложной, наверное, была работа с актером, который исполнял роль шамана (Юрий Майнагашев). Он смог по-настоящему передать боль всех прожитых лет шаманом. Смог передать, что он все болезни, все грехи, все прошения, всю помощь — пропускает через себя, и кем он становится в конце своего пути. Вот это в работе с актером было самое сложное. Эту арку от начала фильма к концу передать, изменяя как визуальное, так и внутреннее. Но я считаю, это получилось.
-Михаил, а как вы видите будущее фильма?
Надеюсь, будет большой хороший кинотеатральный прокат, на стриминговых сервисах люди посмотрят. Надеюсь на большой отклик зрителей. Я хочу, чтобы люди поняли, что шаманизм это не бубны и пляски у костра, а работа на тонких мирах. И не надо заигрываться с этой силой. Я думаю, что фильм даст людям ответ: настолько ли твои желания важны, чтобы с этим идти к шаману? Ведь за это неминуемо последует расплата…
Беседовала Елена Сатина