«Мы снимаем для вечности» — интервью с режиссером Софьей Горленко
Двадцать третьего января выходит документальный фильм «Долина грез» о тартусских художниках. Накануне премьеры мы встретились с режиссером Софьей Горленко и поговорили о документальных фильмах, о художниках, о таком культурном явлении как Таруса и о вечности.
— Софья, расскажите что такое Таруса и почему все так любят это место?
Таруса — это культурное явление. Открыл эти места Поленов. И весь круг того времени полюбили тарусский край за красоту. Сейчас красоты в нем осталось не так много — за последние 30 лет Тарусу видоизменили современными застройками, продали под дачи многие заливные луга и поля, идет борьба даже за знаменитые «поленовские дали». «Цветаевский сад» вырублен в начале 2000-х, саму «цветаевскую дачу» снесли еще в советские годы…. То есть все «святое» для этого места, на мой взгляд, уже практически уничтожено. Спасибо за то, что все-таки что-то еще осталось. Очень жаль, что нет законодательного инструмента, который бы стоял на страже красоты, который бы регламентировал использование «современных» материалов, который бы объяснял людям — что красиво, а что нет. И что нужно беречь, чтобы жить в гармонии. Так что очарование маленького провинциального городка проглядывает в Тарусе теперь уже только местами и сквозь старые заборы. Вся «жизнь», вся энергия этого места спрятана в ярких творческих людях, которые тут обосновались — в поэтах, артистах, художниках, предпринимателях, которые поддерживают эту энергию и восстанавливают то, что удалось сохранить.
— С чем связанно, что в Тарусе так много художников? Это похоже на «Переделкино» для писателей.
Начнем с того, что художников в Тарусе такое множество, что его не постичь. Пришлось бы снимать сериал на несколько сезонов, чтобы охватить все многообразие творческий интеллигенции этого города. У каждого из художников свой путь, по которому он пришел в Тарусу. Несколько героев нашего фильма имеют более чем вековую связь с этим местом. Это дом Ватагиных, построенный художником Василием Ватагиным в 1915 году, и теперь в нем живет ярчайший художник Николай Ватагин, которого мы сняли в кино, и его семья. Это дом Марины Файдыш и Юрия Мачерета, который был куплен предками Марины у Поленовых и назывался «Порт Артуром» — потому что он стоял на горе над городом, одиноко. В 1990-ые все это место, которое называется «Курган» (там были древние вятичские курганы) застроили многоэтажками, потому что было принято решение именно в Тарусе основать «Институт космических исследований». Родные еще одной героини фильма Елены Утенковой-Тихоновой также имеют вековую историю своего появления в Тарусе. Еще одну «волну» переселения творческой интеллигенции начали диссиденты, которые снимали тут дачи на лето. Другие художественные семьи обосновались в Тарусе в послевоенные годы, кто-то в 1960-е. Почти все — потомственные художники, чаще всего заканчивали МЦХШ, потом Суриковский институт, а на лето приезжали в художественный лагерь под Тарусой, а потом возвращались в эти места, строили дома и начинали тут жить .
— Почему вы решили снимать про Тарусу?
Моя история, как и у многих в Тарусе, пошла по пути «художественного лагеря». Я тоже из потомственной художественной семьи, и моя прабабушка купила дом для моей прапрабабушки в 1960-е, когда мой дедушка ездил сюда в художественный лагерь. Так в течение четырех поколений полгода нашей летней жизни были связаны с Тарусой, и я считаю это своим истинным домом, хотя мы все москвичи.
— В фильме очень много Чеховского: старые дома, сады, река, скрипучие половицы. Вы изначально ставили себе цель создать такую задачу или это возникло во время съемки?
Цели никакой что-то специально создать не было. Искусственных конструкций в таком кино не построишь. Просто это реально то, как люди живут и как живем мы сами. В отличие от других наших фильмов, которые сняты в жанре полуигрового кино, этот фильм строго документальный. И ценность этой фактуры — я надеюсь, не уходящей — как раз в ее сохранной атмосфере, в преемственности. Все наши герои — это мощнейшие и ярчайшие художники, и фокус внимания строится на том, как они создают свое искусство. Но цель была еще и показать жизнь как искусство. И поэтому мы верим в ценность фильма не только для людей, которые представляют себе масштаб личностей снятых нами художников, но и для широкого круга и многих поколений в будущем. Потому что мы подсмотрели за «искусством жить», в маленьких бытовых вещах, попытались проникнуть в скрытый процесс. Для многих такой образ жизни — откровение.
— А что было самым сложным в работе над фильмом?
Снимать и создавать кино — это вообще очень сложно. Особенно если это документалистика. Тебе постоянно приходится отталкиваться от готовой натуры, искать, тебе надо проникать в суть вещей, быть психологом, фильтровать все что попадает в кадр, чтобы не разрушить его целостности, и при этом не нагородить искусственных конструкций. Но самое мучительное — это «разлюбить свое творение», вырезать из него второстепенное. А в этом кино все было очень важно — нам пришлось отказаться от всех семейных историй, например, хотя это было очень интересно. Каждый из героев заслуживает отдельного полнометражного фильма, а хотелось создать мозаику портретов, раскрыть этот мир с разных сторон. Полтора года жизни ушло на то чтобы довести фильм до зрителя.
—Софья, вы автор известных фильмов «Атлантида русского севера», «Сказки о маме», «Тонкой Нитью», скажите, когда вы придумываете картину, вы думаете о вашей будущей аудитории или вы снимаете для себя?
Мы снимаем конечно же не для аудитории и не для себя — для вечности. Через нас нашими глазами говорит то, о чем невозможно не снять кино, и мы это делаем.
Беседовала Анна Гурина