MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Регионы > «Суздальфест»: как попасть на конкурс, новые тренды анимации и шансы для дебютантов — интервью с Александром Герасимовым

«Суздальфест»: как попасть на конкурс, новые тренды анимации и шансы для дебютантов — интервью с Александром Герасимовым

Фото: из личного архива Александра Герасимова

19 марта в Суздале стартует XXX Открытый российский международный фестиваль анимационного кино «Суздальфест». В конкурсную программу вошли 97 работ в различных категориях: авторские короткометражки, сериалы, студенческие проекты, дебюты, полнометражные фильмы и прикладная анимация. Важной частью фестиваля станет образовательная программа, а также питчинги, дискуссии, мастер-классы и другие активности. Подробнее о программе фестиваля читайте здесь.

Редакция MovieStart побеседовала с бессменным директором фестиваля и одним из его основателей Александром Герасимовым – кинопродюсером, генеральным директором кинокомпании «Мастер-фильм», председателем Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России.

В своём интервью Александр Герасимов рассказал о том, каким критериям должны соответствовать анимационные фильмы, чтобы попасть в конкурс фестиваля, и есть ли шанс у дебютантов попасть на смотр и заявить о себе, а также о новых трендах в анимационном кино и о самых важных событиях предстоящего фестиваля.

– Александр, что, по-вашему, делает «Суздальфест» уникальным на фоне других анимационных фестивалей в России и мире? 

Во-первых, формат фестиваля. «Суздальфест» – практически единственный фестиваль в России точно, а может быть, и в мире, который показывает всю анимацию, сделанную в России и Республике Беларусь за предыдущий год, которую подали на фестиваль. А к нам подают практически все: короткометражки, дебютные, студенческие работы, полнометражные фильмы, сериалы, прикладную анимацию и т. д. Такой порядок мы приняли в самом начале и соблюдаем его. Многие другие фестивали показывают лишь отобранные на конкурс работы.

Лучшие фильмы, по мнению селекционной комиссии, попадают в конкурсную программу. Те, которые послабее, – идут во внеконкурсную, она показывается на том же большом экране, но не подлежит оценке жюри. И третий блок фильмов – показываем в разделе «медиатека».

Вторая уникальная фишка – у нас две системы оценок. Первая – профессиональное жюри. Вторая – общий рейтинг профессионалов: те работники анимационной индустрии, которые приезжают на фестиваль либо регистрируются на платформе, голосуют, отбирают пятерку лучших фильмов. На церемонии закрытия сначала вручаем призы жюри, а потом – призы по результатам этого профессионального рейтинга. Победители рейтинга получают специальные призы-таблички, которые начал изготавливать еще первый президент фестиваля Александр Татарский. А после его ухода из жизни мы решили, что президентом фестиваля будет на год становиться автор того фильма, который победил именно в профессиональном рейтинге.

Есть и третий аспект уникальности «Суздальфеста». На многих фестивалях показанные там фильмы можно посмотреть только в рамках смотра. Это такой эксклюзив. У нас принцип обратный. Мы считаем, что фильмы фестиваля должно смотреть как можно больше людей: и те, кто приехал в Суздаль, и те, кто не смог. Наше кредо – максимальное расширение участников, зрителей и просмотров.

И каким образом вы этого добиваетесь?

У нас есть несколько акций, которые работают на эту идею. Первая акция – «Открытая премьера». Из части фильмов, показанных в рамках фестиваля, мы формируем программные блоки примерно по часу, разного возрастного рейтинга. Это и короткий метр, и новые серии сериалов. Как правило, это детские фильмы. Все эти фильмы должны иметь прокатное удостоверение. В рамках «Открытой премьеры» мы эти блоки показываем по всей стране. У нас в разные годы работали от 500 до 700 площадок. В дни фестиваля мы собираем площадки для бесплатного показа и просим зрителей голосовать. И в последний день фестиваля объявляем фильм-победитель этой «Открытой премьеры» по результатам зрительского голосования по всей стране. В прошлом году у нас были задействованы все 89 регионов.

Плюс есть наша платформа «Суздальфест.Онлайн». На ней, получив права у правообладателей, мы фактически дублируем весь фестиваль в интернете. Любой человек, который зарегистрируется на этой платформе, получает доступ к бесплатному просмотру всех фестивальных фильмов и даже мероприятий, например, деловой, образовательной программ. Онлайн можно посмотреть программу фильмов в режиме реального времени, когда она идет в Суздале, и два раза по запросу можно пересмотреть программу в течение 48 часов. Платформа работает на территории России и стран СНГ, то есть мы стараемся максимально расширить зрительскую аудиторию, а не замыкать показ в рамках фестиваля.

А медиатека все эти годы работала в таком формате: мы арендовали зал в турцентре, у нас там стояли компьютерные рабочие места на 15–20 посетителей, и любой человек мог туда прийти и посмотреть фильмы медиатеки. В этом году мы пошли дальше. Мы медиатеку вынесли на онлайн-платформу. У зрителей теперь есть право двухразового просмотра ее контента в течение фестиваля. Я ожидаю серьезного увеличения количества зарегистрированных пользователей на нашей онлайн-платформе благодаря этому.

Вы уже упомянули селекционную комиссию фестиваля. А по каким критериям обычно отбираются фильмы, которые войдут в конкурс?

Критерий, пожалуй, один. Это профессионализм. Мы смотрим прежде всего на художественные качества работы (сценария, режиссуры, монтажа, звука и т. д.) У нас нет критериев идеологии, тематической направленности. Конечно, контент фильма не должен нарушать законодательство РФ.

А каковы шансы у дебютантов попасть на ваш фестиваль?

Наш фестиваль – как «зеркало» индустрии. Изначально у нас все фильмы оценивались в одном конкурсе, а потом анимационная индустрия в нашей стране достигла такого уровня, когда мы поняли, что нужно делать разные номинации. Наш фестиваль был одним из немногих, где вручались призы по профессиям: сценаристам, режиссерам, звукорежиссёрам, композиторам и т. д., но это все призы, которые вручаются на премиях. То есть у нас фестиваль долгие годы подменял собой профессиональную премию, так как у аниматоров не было таковой.

И к 20132014 гг. произошли два серьезный изменения. Во-первых, мы разделили анимацию на авторскую и коммерческую, так как коммерческая анимация в России достигла такого уровня, что ее нужно было показывать отдельно. Мы ввели два жюри: авторской и коммерческой анимации. Жюри авторской анимации судит короткометражные, студенческие и дебютные работы. А жюри коммерческой анимации, соответственно, полнометражные фильмы, сериалы и прикладную анимацию.

Во-вторых, в 2015 году мы поменяли систему призов фестиваля. Мы убрали профессиональные призы и организовали национальную анимационную премию «Икар» Теперь на «Икаре» вручаем профессиональные призы, а в Суздале – по тем шести категориям, которые я перечислил.

У дебютантов есть очень хорошие шансы попасть на фестиваль. Например, есть отдельная категория «Дебют». В этом году мы взяли в конкурсную программу дебютов все фильмы, которые были поданы в эту категорию.

Проблема дебютантов в том, что им сложно найти деньги на кино. Если, например, студентам вуз что-то платит, где-то они кооперируются в группы и всем курсом делают свои студенческие работы, то дебютантам сложнее. Они либо делают фильм за свой счет, либо должны найти инвесторов. А это не так-то просто. На данные момент дебютное кино у нас финансирует только Министерство культуры, да и то количество проектов сокращено до 140.

Какие тренды вы видите в современной анимации по итогам отбора фильмов в конкурс?

Короткометражные, студенческие, дебютные работы отражают те чаяния, метания, мысли, которые есть у молодых людей: поиски себя, своего места в жизни, взаимоотношения с родителями и друзьями, непонимание друг друга, внутренние метания. Это отражение того, как сейчас растут молодые люди: наедине с собой и с компьютером, где-то в виртуальном мире, в соцсетях со всей их спецификой.

Сериалы представлены в основном детские, прескульные. Даже если продюсеры и хотят делать сериалы для более старшего возраста, то риски слишком велики.

Уже лет пять или шесть каждый год количество новых сериалов, которые подаются, – не менее 15. Это хорошая тенденция. В этом году новых сериалов 22. Это говорит о том, что индустрия развивается.

Полнометражные фильмы – это история для кинотеатрального проката, как правило.

А все-таки о чем снимают полный метр сегодня?

Во-первых, делают сказки, фэнтези. Но в последние годы появилась еще одна очень мощная, но понятная тенденция. Это эксплуатация известных анимационных брендов. Например, у нас в конкурсной программе в этом году фильм «Лунтик» Константина Бронзита, «Малышарики» от «Рики», я уже не говорю о франшизе «Богатырей» и «Ивана Царевича и Серого Волка»… В полнометражной анимации существует тенденция делать безопасный с точки зрения бизнеса контент, у которого есть повышенный потенциал реализации благодаря узнаваемости персонажа. Потому что рисковать огромными деньгами и запускать совершенно новый проект не каждый решится.

Как фестиваль способствует укреплению международных связей? В этом году у вас целый блок посвящен китайской анимации…

Наш фестиваль носит статус международного. В этого году у нас будут члены жюри из Беларуси и Казахстана, и в конкурсе будут представлены белорусские и эстонские фильмы.

Мы стараемся делать как минимум одно событие международного масштаба на фестивале каждый год. И в этом году к нам приезжает один из ведущих мастеров китайской авторской анимации, профессор Пекинской киноакадемии Чен Си. Он привезет готовые работы, свои и своих учеников, и даст мастер-класс, расскажет, как сейчас развивается китайская короткометражная инди-анимация.

Расскажите, какие новшества ждут гостей фестиваля в этом сезоне?

В этом году у нас фокус на образовательную составляющую. Впервые запускается коллаборация, партнерское мероприятие, которое называется «МультТур по Владимирской земле». Мы несколько лет плодотворно сотрудничаем с Ассоциацией детских студий мультипликации (АДСМ). Под их эгидой работают сотни детских мультстудий по стране. Это такое серьезное, мощное, драйвовое сообщество. И мы на фестивале уже больше 10 лет проводим конкурс «Утренняя зарядка». Сейчас это фестиваль в фестивале, огромный конкурс, куда прислали в этом году даже больше работ, чем на основной – 500 с лишним. Селекционная комиссия из профессионалов отбирает лучшие работы, в этом году их 56, и эти работы показывают в рамках «Суздальфеста» блоками по утрам. Это и называется «Утренняя зарядка». В Этом году она проходит в рамках партнёрского проекта «МультТур по Владимирской земле».

АДСМ в рамках этого же проекта привозят 20 педагогов и руководителей мультстудий из других регионов в Суздаль. И для них будет организовано 10 мастер-классов от ведущих аниматоров-профессионалов. Эти же 20 человек поедут по городам, поселкам, деревням Владимирской области со специальной миссией. Будут проводить установочные мастер-классы для образовательных школ, школ искусств, тех организаций, где люди на местах хотят сделать детскую мультстудию. Благодаря специальной уникальной методике после проведения этих мастер-классов можно будет сделать на базе этих учреждений мультстудии.

Это очень серьезные планы…

Да, такого еще не было. Владимирская область – это пилотный регион. Это первая серьезная коллаборация в этом году.

Но есть и другая. Существует федеральный проект Минкульта «Развитие школ креативных индустрий». Таких школ уже около сотни по всей стране, может быть, даже больше. К 2030 году их должно стать более 200. Однако эта программа внедряется неравномерно. Так, во Владимирской области есть 3 ШКИ, хотя в некоторых регионах таких школ нет совсем. В рамках фестиваля мы совместно с министерством культуры Владимирской области проводим межрегиональный форум школ креативных индустрий, который стартует в этом сезоне. К нам приедут около 15 представителей ШКИ из разных регионов страны. Они здесь окунутся в профессиональную среду фестиваля. Но самое главное – для иногородних гостей владимирские власти будут организовывать выездные мероприятия в ШКИ области – в Муром, Гусь-Хрустальный и Владимир. Там для них будут проведены мастер-классы, экскурсионная программа.

Этот проект меня очень вдохновляет, потому что здесь имеются все предпосылки, чтобы деятельность ШКИ развивать и вписывать их в анимационную среду. И ШКИ могут стать прослойкой между детскими мульстудиями и профессиональным образованием в сфере анимации.

Заглянем немного вперед. Каким вы видите будущее «Суздальфеста» через 510 лет?

Если нас и впредь будет поддерживать Минкульт, то мы постараемся и дальше быть «зеркалом» российский анимационной индустрии, его фокусом, быть фестивалем, где мы можем сосредоточиться на самых различных аспектах деятельности анимации и смежных индустрий и дальше осмыслять происходящее, намечать или даже задавать какие-то тренды и тенденции. В этом я вижу смысл главного профессионального форума российской анимации и вижу его будущее в контексте развития всей анимационной отрасли.

Беседовала Анастасия Сотникова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять