«Мастер и Маргарита» — главный триумфатор 38-й церемонии вручения премии «Ника»

Фото: Пресс-служба премии «Ника»
24 марта 2024 года в московском театре «Маска» состоялась 38-я торжественная церемония вручения национальной кинопремии «Ника». Абсолютным лидером вечера стала экранизация бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», получившая рекордные семь наград из семнадцати возможных. Холдинг «МТС Медиа» — генеральный партнер премии «Ника», посмотреть церемонию можно эксклюзивно в онлайн-кинотеатре KION.
Торжественное открытие: традиции и новаторство
Церемония началась с памятного видеоролика, посвященного истории премии. Художественный руководитель «Ники» Юлий Гусман, открывая вечер, подчеркнул:
«На прошлой церемонии мы изменили привычный ход нашего торжества. По сложившейся за долгие годы традиции «Нику» вручали именитые мастера и звезды нашего кинематографа, но в прошлом году мы решили, что пора давать дорогу молодым».

Президент Российской академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский в своей речи отметил:
«Где бы ни проходила наша церемония — на этой сцене или другой — мы можем быть уверены, что премия придет к достойным людям, которые действительно делают сегодня всё для нашего национального кинематографа».
Церемония была разделена на четыре части, в каждой из которой были свои ведущие – молодые, но уже снявшиеся в известных фильмах и сериалах актеры. Так, первых победителей объявили Елизавета Ищенко и Кузьма Сапрыкин, затем на сцену поднялись Ника Здорик и Сергей Городничий, третьей парой ведущих стали Тина Стойилкович и Федор Федотов, а финальные награды вручили Ксения Трейстер и Александра Зарядина.
Рекордные семь наград «Мастера и Маргариты»
Экранизация Михаила Локшина установила абсолютный рекорд вечера, получив награды в следующих номинациях:
- Лучший игровой фильм — продюсеры Рубен Дишдишян, Анатолий Акименко, Игорь Толстунов, Юлия Иванова, Наталия Клибанова, Арам Ованисян, Арам Мовсесян
- Лучшая женская роль — Юлия Снигирь (Маргарита)
- Лучшая мужская роль — Евгений Цыганов (Воланд)
- Лучшая операторская работа — Максим Жуков
- Лучшая работа художника — Денис Лищенко
- Лучшая работа художника по костюмам — Галина Солодовникова и Ульяна Полянская
- Лучшая работа звукорежиссера — Алексей Самоделко

Исторический момент: две награды за лучшую мужскую роль
В номинации «Лучшая мужская роль» произошло беспрецедентное событие — премию разделили Евгений Цыганов за роль Воланда и Юра Борисов за работу в драме «Кончится лето».
«Это огромное счастье стоять на этой сцене. Огромное счастье работать с такой группой и по такому материалу — спасибо, Михаил Афанасьевич, что эта история будоражит умы всё это время», — сказал Цыганов.
Борисов добавил: «Это было очень волнительно. Для меня огромная честь — быть на этой сцене, стоять здесь вместе с Евгением Цыгановым и вообще находиться здесь».
После награждения продюсер фильма «Мастер и Маргарита» Наталия Клибанова рассказала, насколько волнительно было браться за фильм после многочисленных экранизаций романа: «Конечно было страшно. Понимали, что будет ажиотаж в восприятии этой истории, просто потому что мы взялись за нее. То, что все оценки этого фильма были диаметрально противоположными: либо очень нравилось, либо очень не нравилось — говорит о том, что действительно случилось культурное событие».
Юлия Снигирь эксклюзивно для MovieStart рассказала о том, как работала над образом Маргариты: «Я прежде всего думала про исторический контекст, поэтому мне было важно, что вообще происходило между Булгаковым и Еленой Сергеевной Шиловской. Я ее имела в виду отчасти, и их историю. А черты характера – это уже второстепенное. Какое-то хулиганство хотелось добавить».
Не страшно ли для актрисы было браться за этот образ, воплощенный на экране много раз? «Это совсем другой сценарий, совсем другое время сейчас в кино, поэтому в этом смысле не страшно, — ответила Юлия Снигирь. — Страшно было за роман этот браться, но о том, что это уже как-то воплощалось, игралось, не думала, не сравнивала».
Оператор картины Максим Жук эксклюзивно для MovieStart поделился, что самым сложным в работе над фильмом было отобрать тот материал из книги, который войдет в картину. Он также дал совет молодым операторам: «Не бояться своих идей, всегда стараться идти и снимать. Чем больше вы снимаете, тем больше о вас узнают и тем больше будет предложений о работе».
Другие значимые награды вечера
Лучшим режиссером признан Бакур Бакурадзе за фильм «Снег в моем дворе», а лучший сценарий написали Андрей Кончаловский и Елена Киселева для картины «Смотри на меня!».

Особые овации заслужил 99-летний композитор Александр Зацепин, получивший почетный приз «Честь и достоинство». Маэстро с присущим ему юмором заметил:
«Я настроен оптимистически — работаю вовсю. Впереди четыре мюзикла, должен быть еще балет. Голова работает, память есть, слух и голос не ушли, ноги ходят».
Впервые в истории премии была вручена награда за лучший сериал, которую получил исторический проект «Плевако».
После награждения продюсер сериала Алексей Учитель поблагодарил всех, кто работал с ним над проектом: «Я бы один ничего не смог придумать — без Анны, Сергея и остальных. Большое количество людей преодолели немыслимые трудности, потому что снимать такой огромный исторический сериал очень тяжело. И все справились».
Сергей Безруков, который сыграл в сериале главную роль, рассказал, что Плевако был потрясающим златоустом. «А уж степень убеждения у него была настолько великолепна, что он мог обаять присяжных. Это было как в театре, — поделился актер. — И нужно было искренне верить в то, о чем ты говоришь. И тогда ты победишь. И Плевако не проиграл ни одного дела, потому что он искренне вел свои дела: не для галочки, не для того, чтобы заработать имя (хотя и не без этого было), но самое главное, что он был истинным адвокатом. Это было его призвание – служение людям, защита в суде». Сергей Безруков поделился, что для него было большой ответственностью играть легендарную личность. Ведь для всех, кто связан с юриспруденцией, Плевако всегда номер один. Актер отметил, что были очень хорошие отзывы как раз от адвокатов: «Они благодарили, потому что мы им напомнили об истинном призвании адвоката. А это говорит о том, что мы сделали очень важное дело».
Рассказывая о том, как появился знаменитый танец Плевако, Сергей Безруков рассказал: «Я всегда проникаю в суть образа. Я думал, что добавить элементы калмыцкого я обязан, равно как и калмыцкий язык. Мы с Марией Смольниковой говорим в фильме по-калмыцки. А танец я просто посмотрел в интернете, изучил, и небольшие элементы мы вставили. У нас многонациональное государство, поэтому важно отметить такую национальную особенность». Актер также признался, что калмыцкий язык давался сложно.

Режиссер сериала «Плевако» Анна Матисон эксклюзивно для MovieStart рассказала, почему согласилась работать над фильмом: «Меня пригласили в уже разрабатываемый долгое время проект. Но я была счастлива подхватить, потому что фигура Плевако восхищала меня всегда и абсолютно. Это было время рассвета адвокатуры. Тогда было очень много великих личностей — Зарудный, Кони… Про каждого из них можно было снять отличный фильм, отличный сериал, но Плевако от всех отличается своей артистичностью, демократичностью».
Самое главное, по мнению режиссёра, что Плевако был открыт для любого клиента, ему не важен был его статус – купец ли это, или разорившаяся крестьянка. «И мне нравится отсутствие в нем махровой серьезности и звериного оскала, — подчеркнула Анна Матисон и добавила о знаменитом танце Плевако: — Мы просто хотели немножко снять пафос. Да, Плевако поднимается до каких-то очень больших высот в своих пафосный речах, в хорошем смысле этого слова (пафос как высокий жанр), но в то же время он мог этот пафос сбросить очень удачной шуткой, острым словом. Поэтому и танец – как какой-то элемент самоиронии. Я очень люблю людей умных и способных к самоиронии».
Совет начинающим режиссерам от Анны Матисон: «Я могу посоветовать только одно. То, что для меня имело значение. Не сдаваться! Идти вперед. Потому что, если ты идешь честным, открытым путем и верен себе, то это очень сложный путь. И надо быть к этому готовым. Надо быть готовым к испытаниям, которые встретятся на этом пути. Но нужно продолжать идти вперед. Это иногда бывает очень сложно. Но если это твоя профессия, то ничего другого ты сделать все равно не сможешь».
Полный список лауреатов:
ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
продюсеры – Рубен Дишдишян, Анатолий Акименко, Игорь Толстунов, Юлия Иванова, Наталия Клибанова, Арам Ованисян, Арам Мовсесян
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА
Бакур БАКУРАДЗЕ,
«СНЕГ В МОЕМ ДВОРЕ»
ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, Елена КИСЕЛЕВА
«СМОТРИ НА МЕНЯ!»
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
Максим ЖУКОВ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
Алексей РЫБНИКОВ
«9 СЕКУНД»
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Юра БОРИСОВ
«КОНЧИТСЯ ЛЕТО»
Евгений ЦЫГАНОВ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Юлия СНИГИРЬ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Роман МАДЯНОВ
«ЛЮБОВЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ
«ХУЖЕ ВСЕХ»
ЛУЧШАЯ РАБОТА РЕЖИССЕРА МОНТАЖА
Иван ЛЕБЕДЕВ
«КОНЧИТСЯ ЛЕТО»
ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА
Алексей САМОДЕЛКО
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА
Денис ЛИЩЕНКО
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ
Галина СОЛОДОВНИКОВА, Ульяна ПОЛЯНСКАЯ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ЛУЧШИЙ СЕРИАЛ
«ПЛЕВАКО»
режиссер – Анна МАТИСОН
PREMIER, НТВ, Рок, ИРИ
ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ
«ЛЕКСО»
режиссер – Олеся ФОКИНА
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
«ЛУНТИК. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»
режиссер – Константин БРОНЗИТ
ОТКРЫТИЕ ГОДА
Зака АБДРАХМАНОВА (режиссер)
«ПАПА УМЕР В СУББОТУ»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ «За вклад в кинематографические науки, критику и образование»
Владимир МАЛЫШЕВ, ректор ВГИК
ПРИЗ СОВЕТА АКАДЕМИИ «Честь и достоинство»
Александр ЗАЦЕПИН, композитор