
Как сохранить историческую память, если темп жизни ускоряется с каждым годом? Как снимать фильмы о войне, понятные молодежи? Что конкретно делают для этого режиссеры и продюсеры? И каково это - снимать фильмы о Великой отечественной войне в XXI веке?
Об этих и других наболевших вопросах, в юбилейный год 80-летия Победы ставших ещё острее, - продюсеры, режиссеры и критики собрались поговорить за круглым столом «Сохранение исторической памяти средствами кино: роль, вызовы и перспективы в сохранение исторической правды и войне». Встреча проводится в рамках фестиваля "Евразия-кинофест" под руководством модератора - режиссера Алексея Германа (мл.).

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-Кинофест"
Алексей Герман (мл.)
Очевидно, что война является самоидентификацией части народов. Мы вышли из этой войны, она принесла неисчислимые беды и страдания, и путем подвига и самопожертвования была выиграна. Для меня эта война вызывает большой эмоциональный отклик. Она навсегда в моей памяти. Тем не менее мы видим, что с течением времени подвиг многих народов сознательно или бессознательно деформируется. Но мы не должны позволить забыть об этих подвигах, потому что кино формирует реальность. Сегодня я хочу сформулировать те вопросы, на которые я не могу найти ответы:
- Как говорить о войне современным, интернациональным языком, который будет понятен в разных странах мира?
- Какая нам нужна степень осовременивания, чтобы новые поколения хотели узнать историю и запомнить её?
Наталья Мокрицкая:
Я хочу ответить на твой последний вопрос: как говорить о войне современным языком? Советский кинематограф создавали люди, которые прошли Великую Отечественную войну. «Летят журавли», «Баллада о солдате», «В бой идут одни старики»… - можно назвать тысячи любимых картин. В 1942 году Сталин отправил под Москву, где в то время шли жестокие бои, лучших советских операторов. Итогом стал выдающийся фильм «Разгром советских войск под Москвой». Его отправили в США в прокат, и ради этой картины на "Оскаре" была создана спецноминация "Документальное кино". Она жива до сих пор, а была сделана ради нашего фильма. И во многом он послужил тому, что был открыт второй фронт. Почему так получилось? Потому что в этом фильме война - это не только трупы и пушки. В этом фильме война - это уничтожение цивилизации. Фашисты убивают не только евреев, они покушаются на дом Пушкина, Ясную поляну, дом Чайковского. А это уже цивилизационные ценности. Поэтому во многом эта картина сподвигла открыть второй фронт.

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-Кинофест"
Елена Фисенко, основатель дистрибьюторской компании «Кинотайм».
Мы не можем знать все исторические моменты. Мне кажется, это и не нужно. Кино должно доступным языком объяснять детям, объяснять подрастающему поколению свою простую форму. Недавно мы сняли фильм «Отряд светлячков» - это такой микс истории и современности. И дети в развлекательном формате познают историю. И хотя фильмы о войне – это далеко не развлекательный контент, но такие фильмы детям всегда понятны. Дети плачут – потому что в конце все погибают, но они обожают подобные истории, и ходят классом в кино, и пишут потом сочинения – потому что ценят в таких фильмах прежде всего честность. С молодежью нужно говорить на языке честности.
Анна Ерзинкян – журналист, киновед, кинокритик, педагог.
Сегодняшние фильмы о войне получают особое звучание. Я долгие годы преподаю в Институте театра и кино. И наши коллеги включают послевоенное советское кино. Как любят ребята такие фильмы! Особенно любима «Баллада о солдате» – студенты смотрят с удивительным чувством и волнением. Любовная история на фоне войны имеет особое значение. Мое мнение, что только постоянный показ советских фильмов может сохранить историческую память, сохранить войну такой, какой она была показана глазами тех, кто воевал, а не тех, кто имеет о ней представление из книг.

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-Кинофест"
Снимать кино о войне в XXI веке - это каково? На что ориентироваться при создании этих картин? Как привлечь зрителя к экрану? - снова звучат волнующие многих участников вопросы.
Продюсеры «Тавриды.АРТ» настаивают:
Недавно «Таврида.АРТ» открыла новое направление: #Своёкино. Организаторы этого проекта сводят вместе молодых кинематографистов и ребят, прошедших СВО. В результате такого продуктивного творческого общения рождаются фильмы. Давайте молодым давать дорогу! Это важно!
Завершился круглый стол выступлением режиссера из Болливуда Пратик Шривастава.
Когда мы в Индии говорим о Второй мировой войне, мы прежде всего говорим о войне за освобождение от Британской империи. Индия тоже отправила миллион солдат во имя победы! Индийское кино создается в жанре исторической драмы, и мы выстраиваем истории вокруг индийско-британского конфликта или ещё более древних историй: когда Индия борется с захватчиками за свою свободу. Для нас война – это борьба прежде всего за свободу. Для любого человека, любого поколения война – это сражение за независимость, за свободу. «Свобода» – переводима на все языки.