Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия кинофест"

11 июня в рамках образовательной программы международного кинофестиваля «Евразия-Фест» состоялся круглый стол посвященный проблемам драматургии в современном кино. В дискуссии приняли участие заслуженный деятель искусств Российской Федерации актер, режиссер, драматург и художник Александр Адабашьян, художественный директор фестиваля «Евразия-Фест» Сергей Новожилов, заслуженная артистка России Мария Шукшина, сценарист и режиссер документальных фильмов Екатерина Головня, народная артистка России Валентина Теличкина, проф. Паулос Аэмеро (Эфиопия), сценарист Анна Гурина, а также кинокритики, киноведы, журналисты и продюсеры.

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-кинофест"

Открыл круглый стол Александр Адабашьян словами:

Кино искусством считать трудно. У музыки, у литературы, у театральной режиссуры, актерской профессии - происхождение естественное. Еще из наскальных рисунков мы видим, что у человека была страстная необходимость выразить свой восторг по поводу того, как убили мамонта или вождя соседнего племени. Это было эмоциональное взаимоотношение человека с миром. А кино склеено из всего: драматургии, актерского мастерства, изображения, композиции и так далее. И это все вместе мутирует так же, как мутируют и технические средства. Сначала был “великий немой”, потом он заговорил, и все адепты кино уверяли, что это конец кинематографа. А потом появился цвет – и кино в очередной раз начали хоронить. А сейчас вообще искусственный интеллект делает за несколько минут ту работу, которую художники, или сценаристы, или редактора делают за несколько месяцев. Но я хочу сказать о другом: если вы собираетесь писать и хотите себя выразить – вы не должны идти в кино. Идите лучше в литературу. Потому что между вашей идеей и её конечным воплощением будет такое огромное количество посредников, что на выходе вы не узнаете продукта. 

Сценаристу лучше на берегу договориться с режиссером. Каким должен получится ваш фильм? Что вы собираетесь делать и ради чего? К кому вы обращаетесь и на какие чувства опираетесь? И обязательное качество, без которого кино снимать противопоказанно, – это чувство юмора. Если у вас его нет, вам в искусстве делать нечего.  И я не устану повторять всем тем, кто приходит в профессию драматурга: нельзя научить, можно научиться. Это касается не только драматургии – это основа любой профессии. Нужно идти подмастерьем к какому-нибудь заслуженному мастеру. А ещё нужно уметь читать книжки, смотреть, слушать и соображать. И я не устану повторять: если кто-то собирается заниматься перспективой этой профессии, я прошу его учесть, что очень часто результат будет далёк от задуманного.

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-кинофест"

Продолжила дискуссию Мария Шукшина, отметив, что сейчас стало очень мало честности, от этого и сценарии многих военных картин черно-белые, картонные, нет тонких переходов, нет откровенного разговора, а только сплошная агитка:

Мне присылают огромное количество сценариев об СВО, но приходится отказываться, потому что это картон, здесь одни очень хорошие, а другие очень плохие - нет середины. А ведь мир не черно-белый.

Многие критики и журналисты сошлись во мнении, что сейчас наблюдается острая нехватка сценаристов и драматургов. На рынке кризис, талантливые сценаристы, умеющие чувствовать время, нужны как никогда.

Фото: пресс-служба фестиваля "Евразия-кинофест"

Анна Гурина, сценарист, драматург, журналист:

Я считаю, что любой сценарист, даже если он пишет чужую идею, – должен высказываться. Автор, которому нечего сказать миру, – это, извините, не автор. Зачем тогда вы пишите? Я считаю, что в индустрии быстрее успеха добьется тот, кто будет писать о том, о чем ему действительно хочется писать. И мне кажется, для этого нужно искать своего продюсера и режиссера. А фестивали жизненно необходимы, чтобы мы знакомились друг с другом, делились своими идеями, объединялись и создавали творческие союзы. И любой фестиваль – отличная площадка для зарождения подобного сотрудничества.

Завершился круглый стол острым вопросом Анны Пендраковской, киноведа, преподавателя ВГИКа:

Вы, Александр Артемьевич, и драматург, и актер, и художник. А если бы вам нужно было выбрать только одно, вот только одно и ничего больше, – что бы вы выбрали?

Александр Адабашьян:

На это невозможно ответить. Потому что я, как любой творческий человек, – многогранен.