Фото: пресс-служба АПКиТ

18 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) прошла дискуссия «Экосистема талантов: новая кадровая архитектура для киноиндустрии будущего». Организатором сессии выступила Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Эксперты обсудили острый дефицит специалистов в кино и анимации, разрыв между образованием и запросами индустрии, а также представили проекты, призванные решить эти проблемы. 

Фото: пресс-служба АПКиТ

Кино без кадров: почему индустрия столкнулась с кризисом? 

Кинематограф и анимация — одни из самых быстрорастущих сегментов креативной экономики. Однако рост производства контента обострил проблему нехватки квалифицированных специалистов — от режиссеров и сценаристов до технических работников. 

Основные вызовы, по мнению участников дискуссии:

  • Низкая информированность о профессиях в кино и анимации. 
  • Ограниченный доступ к профильному образованию. 
  • Разрыв между программами вузов и реальными потребностями индустрии. 

В рамках сессии также состоялась презентация проектов «Кинопрофи» и «Подслушано с киноиндустрией», как раз направленных на решение озвученных ранее проблем.

Фото: пресс-служба АПКиТ

Практика вместо теории: как вузы меняют подход к обучению 

Дискуссия началась с темы высшего образования. Александр Акопов, директор Института кино НИУ ВШЭ, рассказал о ключевых принципах обучения:

Главное отличие нашей программы – ее практическая ориентированность, большая часть всего, что мы делаем со студентами, – это практические занятия. Мы стараемся их максимально индивидуализировать, мы жестко придерживаемся принципа, что, например, занятия по драматургии у нас проходят в группах по шесть человек, иначе просто невозможно серьезно говорить о качестве образования. Так они могут регулярно общаться с преподавателями, показывать свою работу и получать обратную связь. 

Дмитрий Котов, декан факультета «Высшая школа креативных индустрий РЭУ им. Плеханова», отметил, что киноиндустрия требует не только творцов, но и сервисных специалистов:

Современная киноиндустрия постоянно дает новые карьерные возможности для специалистов: увеличение объема контента и импортозамещение влекут за собой не только увеличение числа творцов, но и рост спроса на сервисные профессии – маркетологов, рекламистов, пиарщиков, дизайнеров, так как количество производимого контента растет и зрителю нужна «приманка» в большом потоке новинок. Также стоит отметить, что новые технологии в кинопроизводстве рождают совершенно новые профессии, например, специалист в области виртуального кинопроизводства, промпт-инженер и другие. Наша Высшая школа креативных индустрий РЭУ как раз сконцентрирована на подготовке таких специалистов.

Фото: пресс-служба АПКиТ

Учебник для всей отрасли и региональные инициативы 

Екатерина Сазонова, ректор СПбГИКиТ, анонсировала создание учебника «Кинопроизводство»:

Эта идея возникла полгода назад у нашего члена Попечительского совета, продюсера Виктора Будилова. Мы, как вуз, который занимается кинообразованием и понимает важность фундаментальных учебных материалов, конечно же, идею поддержали. Уникальность этого учебника в том, что это синтез теории и практического опыта, потому что он является совместным проектом АПКиТ, нашего вуза, Института кино НИУ ВШЭ и киношколы «Студии 24». А это значит, что материалы разрабатываются профессорско-преподавательским составом  совместно с действующими профессионалами отрасли. В нем будут отражены как вертикальные, так и горизонтальные связи внутри кинопроизводства. Структура учебника включает в себя историю киноискусства, кино как бизнес, творческие, технические и художественные аспекты кинопроизводства, правовые основы кинопроизводства, производственные группы и цеха, этапы кинопроизводства, музыка в кино, юридическое сопровождение, бухучет. В августе должен быть первый драфт этого учебника».

Она также рассказала о пятилетней программе подготовки кадров второго эшелона в регионах. СПбГИКиТ на протяжении пяти лет занимается кинообразованием по профессиям второго звена в регионах. За эти годы в рамках проекта было выпущено порядка 500 человек в 14 регионах России по 16 направлениям. Результатом этого стала база данных всех выпускников, размещенная на сайте Молодежного союза кинематографистов России.

Кто ищет, тот найдет: цифровые решения для кадрового вопроса 

Александр Плотников, сооснователь киношколы «Студия 24» и генеральный продюсер LookFilm, рассказал о «Студии 24»:

Киношкола была открыта 4 года назад и появилась из-за катастрофической нехватки специалистов второго и третьего звена, а именно среди художников по гриму, костюмам, локейшен-менеджеров, осветителей, декораторов, ассистентов художников-постановщиков, ассистентов по реквизиту, монтажеров и других. Это единственная киношкола, которая готовит для рынка подобных специалистов. За последние три года мы выпустили 245 специалистов, из которых в индустрии занято не менее 70%. 

Спикер представил первый в российской киноиндустрии кадровый софт «Кинопрофи», который позволит кинематографистам искать новые таланты, а талантам предлагать себя.

По словам Александра Плотникова, Сервис поможет специалистам кинопроизводства заявить о себе, а продюсерам — оперативно и качественно собрать команду для съемок любого формата и масштаба. Цель сервиса — задать отраслевой стандарт в коммуникациях и подборе кадров в сфере производства российского кино. Сейчас платформа работает в закрытом режиме, официальный релиз запланирован на осень 2025 года.

Фото: пресс-служба АПКиТ

Развитие регионального кинематографа остается неотъемлемой частью формирования профессиональных кадров. Продюсеры кинокомпаний, входящих в АПКиТ, ставят перед собой амбициозные цели в этом направлении. О том, как локальные образовательные инициативы и практико-ориентированное продюсирование становятся стартовой площадкой для новых специалистов — даже без профильного образования — рассказала генеральный продюсер группы компаний «ФОРМАТ ТВ» Оксана Барковская

В 2023 году на базе Дальневосточного федерального университета совместно с Оксаной Барковской был разработан специальный образовательный модуль. По словам спикера, первый поток обучения проходил с октября по декабрь 2024 года, а второй запланирован на июнь текущего года. 

В регионах нет институтов, которые бы обучали специалистов. У нас был запуск первой части модуля на базе ДВФУ, в результате было выбрано 7 проектов, из которых некоторые уже запущены в производство. Сейчас готовится второй блок программы для представителей второго эшелона. Мы будем помогать ребятам получать гранты и поддержку. Все кинопроизводство будет вестись кадрами из регионов. Это наша принципиальная позиция. У нас талантливая страна, и важно, чтобы у ребят была мечта и оставалась уверенность, что, живя в своем регионе, можно быть частью мира кино. 

Продолжая тему регионального кинопроизводства, генеральный продюсер студии Team Films Теймур Джафаров подчеркнул: 

Все наши действия, которые мы делаем, все правильные и ведут к прогрессу. Но, приезжая из одного региона в другой, мы сталкиваемся с тем, что нет единообразия, а это очень важно. Методики преподавания в регионах разнятся. Мы получаем талантливые, перспективные и молодые кадры, но каждый из них — в своем представлении, в том, как их научили. И если мы создадим платформу в методологии, где мы, приезжая в любой регион, понимаем, что кадры будут соответствовать нашим потребностям, это приведет к тотальному и самому большому прогрессу в виде рывка.

Фото: пресс-служба АПКиТ

Анимация: где взять специалистов после ухода иностранных компаний? 

Юлиана Слащева, председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор Киностудии им. Горького, констатировала, что рынок анимации просел после ухода зарубежных игроков. Нам нужно собственное ПО и больше практико-ориентированного обучения. 

По словам Юлианы Слащевой, на Киностудии им. Горького также запущен процесс образования:

Нам нужны очень кадры. Мы вынуждены научить тех, кто будет стоить меньше, а вырастут и заработают уже вместе с нами.

Кроме того, спикер анонсировала проведение в этом году первой премии «В кадре. Цех».

В завершение сессии исполнительный директор АПКиТ и модератор дискуссии Ольга Жукова отметила, что одна из основных причин кадрового дефицита в кино и анимации – недостаточная популяризация профессий, которых в индустриях свыше ста. Для решения этой проблемы АПКиТ совместно с киношколой «Студия 24» реализует некоммерческий проект «Подслушано с киноиндустрией», который расскажет о кинопрофессиях.  Премьера «Подслушано с киноиндустрией» состоится в конце лета эксклюзивно на странице АПКиТ в VK Видео.