Фото: АНО «Блик»

Камчатка — край вулканов и землетрясений, где стихия становится частью жизни. Киностудия «Блик» в своей трилогии «Камень ворона» не просто использовала эту особенность региона как фон, но и сделала её ключевым элементом сюжета. Как же создатели фильмов добивались эффекта подземных толчков? Об этом — в нашем материале. 

Землетрясения как часть сюжета 

Трилогия «Камень ворона» — эпическое фэнтези, действие которого разворачивается на Камчатке. Вторая часть, «Напевы грядущего», впервые вводит в повествование землетрясения, вызванные гамулами — воинственными духами вулканов. Герои отправляются в опасное путешествие, чтобы остановить разбушевавшуюся стихию. 

Трейлер первого фильма можно посмотреть здесь, а второй частипо этой ссылке.

Как создавали тряску: от ресторана до магазина 

Первое землетрясение в трилогии происходит в ресторане «Два моря океан». Чтобы передать хаос, съёмочная группа использовала простые, но эффективные методы: разбивали стаканы, раскачивали люстры, трясли столы. 

Вторая сцена разворачивается в магазине «Береги Камчатку», где герои сталкиваются с демоном Кана. Здесь эффект достигался ещё проще: трясли шкафы, сдвигали столы, роняли вазы с растениями. 

Однако этих деталей было недостаточно для полного погружения. Решающую роль сыграли звук и операторская работа. На постпродакшене добавили рёв земли, гул обрушений и треск ломающихся конструкций, что усилило ощущение катастрофы. 

Режиссёр Евгений Терновых:

Во время съёмок «Напевов грядущего» нам удалось запечатлеть потрясающий каньон, рождённый мощью землетрясений и извержения Шивелуча. Снимали уже после стихии — и эти кадры стали одними из самых завораживающих в фильме. Даже в разрушении есть невероятная сила и красота. 

Фото: АНО «Блик»

Апогей стихии: землетрясения в «Осколке творца» 

Третья часть, «Осколок творца», стала самой масштабной. Здесь бог Ворон разделяется на три сущности, одна из которых, Куки, решает вернуть себе власть, провоцируя катастрофы. 

1. Землетрясение на мосту

Куки угрожает героям и вызывает землетрясение, на что раньше были способны только гамулы. Исполнителям пришлось самостоятельно изображать последствия подземных толчков. Задача была непростой — ни у кого из актёров не было реального опыта переживания землетрясений. Тем не менее съёмочная команда прекрасно справились со своей работой.

2. Тряска в вулканостанции

Эффект достигался за счёт слаженной работы группы за кадром. Как минимум четыре человека с помощью подручных средств — штативов, рук и ног — трясли декорации, заставляя дрожать окна, падать предметы и покачиваться мебель. Это создавало ощущение масштабного бедствия, усиливающего драматизм момента.

3. Настоящее землетрясение в Бечевинке

Самый неожиданный «спецэффект» — реальные подземные толчки во время съёмок в заброшенном военном городке, расположенном недалеко от основного эпицентра большинства подземных волнений Камчатского края. К сожалению, подземные толчки не были запечатлены на камеру, но для участников съёмочного процесса это стал уникальный опыт — тот самый, которого так не хватало во время съёмок в Ключах.

Фото: АНО «Блик»

Актриса Александра Герасимова поделилась:

Когда мы начинали работу над «Осколком творца», я понимала, что эмоции от землетрясений должны быть максимально достоверными. Во время съёмок в Ключах я по-разному пыталась представить себе это природное явление, так как мне никогда не приходилось его переживать. Поэтому землетрясение во время съёмок на Бечевинке было для меня настоящим открытием. В тот момент я находилась на крыше бывшей школы, и в мгновение крыша стала ощущаться как батут. Вспоминая ощущения в те минуты, мне кажется, это было баллов 5, если не больше. Теперь я знаю, что настоящая сила землетрясения не в разрушениях, а в том чувстве, когда земля словно подкидывает тебя. 

Трейлер третьей части можно посмотреть здесь.

Трилогия «Камень ворона» доказала: для убедительных землетрясений не всегда нужен CGI. Достаточно: слаженной работы команды, креативного использования реквизита, качественного звука и, как оказалось, иногда — помощи самой природы.