Кто он, русский супергерой?
Алексей Говорухин задал тон беседе, отметив, что популярность супергероев объясняется универсальной мечтой человека о сверхсиле, которая выручит в трудной ситуации. Однако в каждой культуре этот архетип обретает свои черты, определяемые национальным кодом. Но применим ли этот термин к героям русских сказок?
Сергей Лукьяненко высказал убеждение, что нет. По его мнению, супергерой — это человек, получивший сверхспособности благодаря внешнему вмешательству, например, высоким технологиям, как это случилось с Ихтиандром. Поэтому тренированный подводник — это герой, а Ихтиандр с жабрами акулы — супергерой. Сказочные же персонажи, обретшие силу магическим путем, к этой категории не относятся.
Гавриил Гордеев с этим не согласился. Он считает, что технологичное происхождение сил не является обязательным условием, и герои русского фольклора вполне могут считаться супергероями. Ключевое различие, по его мнению, в их природе. Американские комиксы рождались в эпоху Великой депрессии как мечта о спасителе, который решит все проблемы. Наши же герои, уходящие корнями в язычество, побеждают нечисть силой духа и тела, а волшебные артефакты добывают благодаря смекалке, доброте и самопожертвованию.
Портрет героя по заказу зрителя
Дарья Пугачева представила данные исследования зрительских предпочтений. Оказалось, что сегодня российский зритель хочет видеть на экране именно отечественных героев, совершив поворот от голливудских образов к своим.
Главный запрос аудитории — справедливость. Вне зависимости от жанра, зритель ждет, что несправедливость в финале будет исправлена. При этом герой не должен быть идеальным; он может стать им поневоле — такие персонажи напоминают друзей, родных или нас самих.
Есть и спрос на «большого героя» — значимую личность, формирующую народную идентичность (спортсмен, политик, общественный деятель). Такой герой — патриот, чья миссия — менять мир к лучшему.
В развлекательном кино наиболее востребованы архетипы «Везунчика» и «Перевоспитанного». Если в советском кино последний был связан с трудовым подвигом, то сегодня — с переосмыслением жизненных ценностей и социального статуса (истории о «мажорах», вставших на путь исправления).
Отдельно Дарья отметила огромный запрос на сильных героинь, продолживших традицию советского кино, где женщина была в центре сюжета. Сочетание в них силы и мягкости завораживает зрителей и отражает ожидания от современных женщин в реальной жизни.
Покорять ли мир?
Дмитрий Табарчук полагает, что выход на международный рынок неминуемо столкнет российских супергероев с прямыми конкурентами в лице Marvel и Disney. Однако в советской традиции были другие культовые персонажи («Неуловимые мстители», Глеб Жеглов), а супергероем был лишь Ихтиандр. Культура комиксов прижилась у нас недавно, и, возможно, это не наша история. Идеология СССР делала героями обычных людей, поэтому аудитории до сих пор интересны персонажи, связанные с реальной жизнью. Успех сериала «Слово пацана» за рубежом подтверждает, что такие истории находят отклик.
Гавриил Гордеев считает, что вопрос глобальной конкуренции пока не актуален. Важнее развивать свое и укрепляться на внутреннем рынке. При выходе же на внешний нужна четкая стратегия для каждого региона: с Китаем нас сближает любовь к исторической драме, с арабскими странами — схожий юмор.
Еще один вызов — бюджеты. Фильмы о супергероях требуют дорогой графики. Бюджет мультсериала «Аркейн» сопоставим с бюджетом всей российской анимационной индустрии за два года. Однако Гордеев призывает не унывать, проводя аналогию с музыкой: раскрученные треки могут затмить простые, но искренние хиты, как песня «Кухня» группы «Бонд с кнопкой». Настоящий хит в кино всегда найдет дорогу к зрителю.