Под ажурным куполом ресторана «Метрополь», в пространстве, дышащем историей, журнал «КиноРепортер» провел церемонию вручения своей ежегодной премии «Событие года». Это был не просто закрытый прием для избранных, а своего рода творческий смотр сил, итог года, подведенный теми, кто сам пишет его страницы.
Более 200 звезд, творцов и законодателей тенденций — режиссеры, актеры, продюсеры, сценаристы — собрались в месте, которое стало немым свидетелем ключевых моментов отечественного кино. Выбор площадки, как отметила в своей вступительной речи бессменный главный редактор «КиноРепортера» и хозяйка вечера Мария Лемешева, был глубоко символичным:
Уже 14 лет журнал “КиноРепортер” формирует культурную повестку и ведет киноиндустрию вперед, освещая самые актуальные темы и подсвечивая наиболее яркие персоны. Именно поэтому получить премию “Событие года” так почетно: это не только знак качества, но и прекрасный повод собрать вместе тех, кто прямо сейчас пишет новую историю киноиндустрии, берет на себя ответственность за смыслы и создает образ эпохи.
Она напомнила гостям, что именно здесь, в «Метрополе», в 1926 году состоялась одна из премьер «Броненосца “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна. Она подчеркнула:
Мы верим, что наши лауреаты также способны повлиять на его развитие. А мы всегда их в этом поддержим.
Актер года: Признание и благодарность
В номинации «Актер года» не было интриги — победа Александра Петрова, снявшегося в этом году в пяти крупных проектах, включая, «Горыныч», «Василий» и «Камбэк», была ожидаемой и закономерной. Однако его награждение запомнится не статистикой, а искренними эмоциями. Леонид Ярмольник, вручавший приз, разразился ироничным и по-дружески теплым спичем:
У Саши Петрова из 365 дней в году 500 съемочных дней. Сегодня нужно очень постараться, чтобы нарваться на фильм без участия Петрова. Я знаю, что Саша уже накопил денег на дом, который построил рядом с деревом, которое посадил, и уже родил сына. Единственное, что я могу тебе пожелать в этот праздничный день, – сняться по клевому сценарию у классного режиссера вместе с Леонидом Ярмольником. Но надо торопиться!
Петров, принимая награду, подтвердил, что главным событием года для него стало рождение сына, и посвятил победу жене. Но главной его речью стали слова не о себе, а о тех, кто остается за кадром:
Я бы хотел сказать спасибо людям, которые работают за камерой… Я смотрю на них и понимаю, что они горят своим делом. Я хочу, чтобы вы поаплодировали тем, кто стоит за камерами. Благодаря им мы все здесь.
Эта благодарность прозвучала как важное напоминание о том, что кино — командная работа.
Открытия и прорывы: Новые имена и добрые напутствия
Награда в номинации «Открытие года» досталась Тине Стойилкович, чей проникновенный путь в российское кино тронул зал. Актриса из Сербии, приехавшая учиться, почти не зная русского, поблагодарила свою мастера Нину Дворжецкую. Трогательным жестом стало ее обращение к родителям на родном языке, которое снимала на телефон ее коллега и «взрослая» версия героини в сериале «Москва слезам не верит. Все только начинается» Марина Александрова.
Ярким и театральным стало вручение награды «Прорыв года» Андрею Максимову. Его партнер по сцене Игорь Гордин разыграл на сцене мини-спектакль, рассказав историю их творческих отношений:
Я хотел бы поддержать традицию и немного рассказать о своем вкладе в этот прорыв. Десять лет назад это наглое молодое дарование появилось на съемочной площадке. Ему было 14 лет. Он бил меня по голове палкой… А еще через год он сказал, что наши пути расходятся. Я ухожу в МХТ. И только в этот момент случился прорыв.
Максимов, не растерявшись, парировал:
Мне очень почетно находиться на этой сцене вместе с Игорем Гординым… у каждого свой путь: кто-то награды получает, а кто-то их вручает.
Этот диалог стал живой иллюстрацией преемственности поколений в актерской профессии.
Мастера и хиты: Овации ветеранам и триумф «Пророка»
Одной из самых эмоциональных точек вечера стало вручение премии «Мастер-класс» Александру Адабашьяну. Зал приветствовал легендарного мэтра кино стоя. Он скоромно отметил:
Всем тем успехам, которые вроде как сложились в эту премию, я обязан тем, с кем работал… Как это ни кажется странным мне самому. Благодарю за оценку.
Главный «Хит года» — фильм «Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова — подтвердил, что зрительский интерес и художественная ценность могут идти рука об руку.
«Сериалом года» назван новый многосерийный фильм Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Приз из рук Владимира Хотиненко получили актриса Юлия Высоцкая и продюсер Антон Златопольский.
А кульминацией вечера стало объявление «Фильма года». Лента «Август» режиссеров Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева собрала целый букет наград. Мария Лемешева, вручая приз, объяснила его успех:
В этом фильме удивительным образом сложились все ключевые факторы. Это и мощное послание… Я сама смотрела этот фильм… И несмотря на разницу в возрасте, мы абсолютно одинаково смотрели этот фильм. В конце мы растрогались до слез.
Продюсер картины Константин Эрнст, принимая награду, раскрыл секрет успеха:
Нам одни серьезные люди сказали: “Ну, ребят, все же ждут провала, потому что – ну, кто сейчас будет смотреть фильмы о войне?” Но зритель пошел. И на выходе получился семейный фильм… это фильм для всей нашей большой семьи, россиян.
Лучшим доказательством народной любви стало то, что картина до сих пор в прокате, а с 20 ноября зрители увидят ее расширенную версию.
Вечер в «Метрополе» стал больше, чем церемонией. Это был разговор о кино как о живом, развивающемся организме, где рядом с молодыми «прорывами» стоят мастера, где ирония соседствует с искренней благодарностью, а исторические декорации напоминают о вечной силе искусства. В зале, где когда-то рождалась революция Эйзенштейна, сегодня чествовали тех, кто продолжает эту революцию — тихую, но оттого не менее значимую, — в умах и сердцах современных зрителей.
Фотографии с церемонии награждения смотрите ниже.

















