Фото: Владимир Бязров

Человечество переживает новый виток цифровой революции: искусственный интеллект стремительно проникает во все сферы нашей жизни. И киноиндустрия не является исключением. Более того, в кино и креативных индустриях присутствие и потенциал ИИ сейчас заметнее, чем в других отраслях. Разговоры о том, что сценаристы, режиссеры и актеры скоро останутся без работы, звучат повсеместно, но насколько оправданы эти страхи? Когда мы увидим фильмы и сериалы, снятые по сценариям, созданным ИИ? Как скоро появятся виртуальные актеры, способные полноценно заменить настоящих? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

— Насколько «опасен» ИИ для людей, работающих в кино? Сможет ли он их заменить?

— Мне кажется, слово «опасен» в данном случае неуместно. Бояться новых технологий как минимум глупо. Да и неважно, боимся мы их или нет — это уже даже не ближайшее будущее, а настоящее. Плотное внедрение ИИ в кинопроизводство — неизбежность, вопрос буквально нескольких лет. Но надо понимать, что искусственный интеллект — просто инструмент, хоть и очень мощный: его предназначение — помогать художнику, а не заменять его. Сам по себе ИИ ничего не решает, он лишь выполняет команды, которые ему дают, и берет на себя черновую работу. Решений же он принимать не может.

— А в каких именно сферах кинопроизводства ИИ будет использоваться чаще всего?

— Да он уже сейчас используется очень активно, несмотря на относительное несовершенство большинства нейросетей. При разработке историй активно осваивается сценарное моделирование. Нейросеть не просто пишет какой-то текст, а предлагает несколько десятков развития сюжетных линий, конструирует поведение персонажей, отслеживает их взаимоотношения и т. д. Причем делается это на основе анализа зрительских предпочтений и с использованием огромного количества других фильмов и сериалов того же жанра, уже ставших хитами. Другое дело, что такое моделирование — лишь подсказка для грамотного сценариста, который из предлагаемых вариантов выбирает наиболее выигрышный, а затем его тщательно перерабатывает. По тому же принципу ИИ используется для разработки визуальных решений: к примеру, при создании какого-то инопланетного мира, города будущего и т. д.

— Применим ли ИИ сегодня непосредственно на съемках?

— Нейросети полезны и для вторых режиссеров. Разработка КПП (календарно-постановочного плана) — нудный однообразный труд, требующий учета множества статистических деталей. ИИ справляется с этой задачей за считаные минуты, высвобождая время людей для других задач. В данном случае его функционал, по сути, сравним с калькулятором: конечно, мы можем складывать и умножать десятизначные числа в столбик. А можем сделать нужные вычисления за 30 секунд без всяких усилий. И, конечно, маркетинг. Искусственный интеллект анализирует полученный контент, «сравнивает» его с запросами аудитории — и, во-первых, прогнозирует кассовый потенциал проекта, а во-вторых, генерирует маркетинговые стратегии по его продвижению. При этом панацеей от всех бед ИИ в данном случае не является, потому что прокат и зрительский успех — вещи непредсказуемые, и без сюрпризов здесь не обходится. Но прогнозируемая вероятность все равно высока.

— Верну вас к сценариям. В прошлом году в онлайн-кинотеатрах появился сериал «Сидоровы», сценаристом которого стал именно ИИ…

— И этот проект — отличное доказательство того, что искусственный интеллект — лишь инструмент в руках исполнителя. ИИ не способен генерировать что-то новое: он анализирует контент, уже созданный человеком, и выдает усредненный результат. И дело даже не в том, что сюжетные ходы в «Сидоровых» банальны, а диалоги далеки от идеала: когда ИИ выходит на территорию креатива, он абсолютно беспомощен. Другое дело, что несостоятельность текстов, написанных нейросетью, авторы сумели превратить в оригинальную фишку: мы видим на экране актеров и креативную группу, которая мужественно сражается с глупейшими ситуациями и непроизносимыми репликами, которые им выдал ИИ.

— Но ведь искусственный интеллект будет совершенствоваться, значит, результат станет лучше…

— Безусловно! Но ничего нового он нам предложить не сможет. Чтобы написать «Войну и мир», снять «Летят журавли», сыграть как Иннокентий Смоктуновский, нужны талант и эмоциональная восприимчивость автора. У ИИ никогда не будет ни того ни другого. Эмоций от компьютерной программы мы, конечно, не ждем, какой бы развитой она ни была. А талант — это, прежде всего, отход от банальностей и традиционных схем, а ИИ, как я уже говорила, работает лишь с готовыми формулами. Поэтому никакого отношения к искусству данное «творчество» не имеет.

— Мария, а какие трудности могут возникнуть в кинопроизводстве при использовании ИИ?

— Наиболее болезненным остается юридический аспект. К примеру, вам нужна фоновая музыка для какой-то сцены. Вы забросили в программу несколько десятков готовых произведений, и алгоритм написал вам что-то похожее. Но референсы, которые вы использовали, имеют правообладателей. Как регулировать этот вопрос? Этого пока никто не знает. Или нейросети, связанные с дипфейками. Современные программы позволяют «воскресить» на экране любого умершего актера или использовать образ еще живущего — без его ведома. Но насколько это этично? И как этому противостоять? Только недавно прошла новость о том, что, получив многочисленные жалобы, компания OpenAI, создавшая ChatGPT, усилила защиту от дипфейков знаменитостей. Конечно, юридические трудности с использованием ИИ — лишь частности, которые рано или поздно будут решены. Сегодня важно, чтобы все кинематографисты получили навыки по работе с нейросетями как можно быстрее. Потому что они убыстряют и упрощают процесс производства в разы, и не воспользоваться такой возможностью было бы нерационально.