Ричард Креволин: «Писателю нужны терпение, настойчивость и страсть»
С 21 по 23 июня в Москве в Центральном Доме Архитектора при поддержке школы Александра Митты состоится семинар наставника голливудских сценаристов, профессора Ричарда Креволина «От идеи до сценария за 5 шагов». Сценарист Маша Трубникова побеседовала с американским специалистом накануне мастер-класса.
— Ричард, как Вы думаете, человек выбирает быть писателем, или писательство выбирает человека?
Р.К.: Думаю, писательство выбирает человека. Это как вирус, как болезнь, от которой невозможно избавиться. Вот ты сидишь перед компьютером, перед тобой чистые страницы, а через несколько часов на них появляется целый мир, который ты создал. Писатели очень зависимы от этого чувства.
— Почему люди так любят истории? Что они пытаются найти в них?
Р.К.: К сожалению, мы живем в такое время, когда искусство повествования, рассказывания историй исчезает. Восстановить порванные связи с помощью историй — естественное человеческое желание. Кроме того, мне кажется, мы все устали от историй, которые нам рассказывают СМИ, и очень нуждаемся в историях, которые бы давали нам ответы и советы, касающиеся конкретно нашей жизни.
— По сценарному мастерству написаны десятки книг. О чем рассказываете Вы? Какими секретными знаниями делитесь?
Р.К.: Когда я только начинал писать книги по сценарному мастерству, их было довольно мало, а сейчас появилось невероятное количество. Впрочем, мои книги отличаются от остальных. «Screenwriting from the Soul» и «Screenwriting in the Land of OZ» — это не просто учебники. Они написаны в эпистолярном жанре и рассказывают истории, а не учат. Что касается моей книги об адаптации любой истории в сценарий, то в ней рассматриваются нестандартные методы, и она помогает людям действительно начать придумывать и писать истории.
— Какую ошибку чаще всего совершают начинающие писатели?
Р.К.: Делятся с миром незаконченными историями. Большинство из них просто не в состоянии довести дело до конца, внести все необходимые изменения и превратить свою историю в произведение искусства.
— Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое, когда вы сами были начинающим писателем, что бы вы себе сказали?
Р.К.: Не торопись, не хватайся за все сразу. Напиши меньше историй, но сделай их лучше. Больше общайся с режиссерами, которые ищут сценаристов. И получай удовольствие от процесса.
— Можете сказать, почему быть писателем — это круто? И почему нет?
Р.К.: Не думаю, что писательство — это так уж круто. Просто это то, что должен делать человек, который любит язык. Что по-настоящему круто, так это то, что ты целыми днями можешь ходить в пижаме, валяться в кровати, и для счастья тебе нужен только компьютер.
— Какими качествами должен обладать успешный писатель и сценарист?
Р.К.: Терпением, настойчивостью и страстью.
— Какие главные компоненты хорошей истории?
Р.К.: Мое главное правило звучит так: «Чтобы достичь желанной цели, герой должен преодолеть огромные препятствия, и преодолев их, он меняется в лучшую сторону».
— Я знаю довольно много людей, которые пишут годами, но не добиваются успеха. Хотя они пытаются снова и снова. Как вы считаете, сколько лет человек может потратить на это занятие? Когда нужно наконец остановиться и пойти заняться чем-то другим, если не получается?
Р.К.: Если человек действительно любит писать, а у него не получается, ему стоит подумать о другой работе, о том, что делать со своей жизнью… и продолжать писать. Хотя бы для собственного удовольствия. Секрет писательства в том, что если у тебя наконец что-то получается, то тут же появляется стимул развиваться, учиться и писать дальше.