Алена Званцова: «Когда режиссер хороший, каждая реплика, каждая сцена кажется глубже, умнее, талантливее, чем казалось изначально»
О своем плавном движении по направлению к большому экрану рассказала Алена Званцова, сценарист нашумевшего сериала «Оттепель», автор и режиссер «Московских сумерек» и не менее громкого «Небесного суда».
— Алена, на протяжении 19 лет вы замужем за сценаристом и режиссером Дмитрием Константиновым, с которым вы часто совместно работаете. Расскажите, пожалуйста, как все происходило: вы сначала поженились, или сначала вместе работали?
А.З.: Когда я выходила замуж за Диму, я была далека от творческой деятельности. Но, в определенный момент, в связи с его работой, мы переехали в Москву. Здесь он получал второе высшее образование в Литературном институте, много общался с писателями, литераторами, которые в середине 90-х пытались выжить путем написания любовных и приключенческих романов. Я в то время была в декретном отпуске, немного скучала и тоже решила попробовать. Как ни странно, прямолинейный взгляд и довольно скромные литературные способности домохозяйки больше угодили редакторам. Так я начала зарабатывать: писать женские романы и детективы. Позже, когда мой муж работал над сериалом «Простые истины» он привлек меня к совместной сценарной работе.
— Какие трудности поджидают семейные пары, которые работают вместе?
А.З.: Мое глубокое убеждение: не надо мужу и жене работать вместе! У каждого — свой творческий взгляд. А в яростном творческом споре очень легко обидеть близкого человека — с близким не выбираешь слова и не пытаешься быть деликатным. Поэтому после нескольких ссор мы решили — по возможности — вместе не работать. Только в случае крайней необходимости, когда большой и сложный проект. Как, например, «Оттепель».
— На котором был еще и третий сценарист…
А.З.: (с облегчением) Да, спасибо Валерию Петровичу (Тодоровскому) за то, что он прошел весь этот путь с нами.
— А какие радости?
А.З.: Преимущество в том, что когда один устает, другой может «принять вахту». А самая большая радость — это, конечно, «свободные уши». Когда есть с кем обговорить сценарий, проговорить проблемы вслух и получить бесплатную подсказку.
— Вы часто спорите, работая над одним проектом, когда надо принять конкретное решение? И как вы приходите к общему мнению?
А.З.: Два варианта: либо одно из предложенных решений объективно лидирует. Либо уступает тот, кто умнее — то есть, мой муж.
— Секрет семейного счастья при совместной работе.
А.З.: Главный секрет, как я уже говорила, вместе не работать! Ну и характер моего мужа. Он очень спокойный, добрый человек, с большим снисхождением относится к моим слабостям.
— Говоря о вашем творчестве, до режиссерской стези вы были писателем. Что для вас в тот период было самым ярким?
А.З.: В писательской жизни моей самой большой радостью была первая книжка. И хотя это был глупый любовный роман, в пошлейшей обложке, изданный под псевдонимом — я настойчиво одаривала авторскими экземплярами всех друзей и знакомых.
— А работа сценаристом принесла столько же положительных эмоций?
А.З.: В разы больше! В этой работе свои радости. Во-первых, я стала нормально зарабатывать: серия оплачивалась куда щедрее, чем книга. А еще я познакомилась с другими кинематографическими «цехами» и даже попробовала себя на новом поприще. Так состоялся мой актерский дебют в сериале «Клубничка». К счастью для кинематографа, он же стал и моей последней актерской работой… А, нет!.. Ещё раз я снялась в групповке в фильме Елены Цыплаковой «Семейные тайны». Но никогда не портила своим сколько-нибудь заметным присутствием на экране собственные фильмы!.. Но в первый раз, в «Клубничке» — да, для меня это был Голливуд!..
— И не только для вас одной.
А.З.: Да, наша дочь Маша снялась в этом сериале, когда ей было всего 9 месяцев. Несчастное дитя так орало, что отснять запланированное не успели. Получилось две смены вместе одной. Так она принесла первые деньги в семью и сразу же двойной гонорар.
— И это было поворотным моментом в ее жизни, так она определилась с профессией и, когда выросла, пошла учиться во ВГИК. А какой поворотный момент последовал в вашей профессиональной жизни?
А.З.: Да. Про Машу – это вы хорошо подметили (смеется). Хотя она еще и очень интересуется театром. Рано, наверное, говорить о том, как сложится ее судьба?.. А поворотным моментом для нас с мужем было знакомство с Валерием Тодоровским. Тогда для нас он еще был чиновником на канале «Россия»… Так, с разработки сериала «Семейные тайны» началось наше сотрудничество.
— После какого события вы решили заняться режиссерском ремеслом?
А.З.: Часть сценаристов приходит в режиссуру после того, как рыдая и кусая локти, посмотрит несколько ужасных фильмов, снятых по своим сценариям. Так и я пошла учиться на ВКРС в мастерскую Аллы Суриковой, надеясь, что настолько плохо, как некоторые «деятели киноискусства», даже я не сниму!
— А как вы себя ощущаете, когда ваш сценарий попадает к талантливому режиссеру?
А.З.: Тогда немедленно начинаешь ощущать себя талантливым сценаристом!.. Когда режиссер хороший, каждая реплика, каждая сцена кажется глубже, умнее, талантливее, чем казалось изначально… В общем, когда по твоему сценарию снимают Тодоровский, Месхиев или Цыплакова — это подарок!
— Вы помните ваш первый день на съемочной площадке в качестве режиссера? Чем он вам запомнился?
А.З.: О… Это было полное ощущение того, что я не знаю, что здесь делать. Наличие кинообразования, к сожалению, не дает никакого представления о том, что на самом деле будет происходить на съемочной площадке. В моем случае, это был малоуправляемый процесс, где каждый человек на площадке знал и умел больше, чем я. А я ощущала себя самым лишним из людей.
— Какой момент в вашей работе для вас самый сложный? Как вы его преодолеваете?
А.З.: (задумалась) Наверное, мне до сих пор тяжело общаться со «звездами». Среди них есть как прекрасные, воспитанные люди, блистательные профессионалы, так и люди… скажем так, «сложные». А для меня на площадке очень важна команда и радостное ощущение от процесса… Поэтому, если я вольна в выборе, я никогда не приглашу артиста из второй категории в свою картину…
— А когда решающий голос не ваш, то..?
А.З.: Если на то есть продюсерское решение, и, в интересах картины, надо потерпеть — то тогда это становится просто работой. Я стараюсь подготовиться очень тщательно, чтоб, не теряя времени, отвечать на все вопросы и, не путаясь в деепричастных оборотах, объяснить, чего я хочу от персонажа… То есть, отработать быстро, с максимально возможным взаимным уважением.
— В ваших фильмах какой основной посыл?
А.З.: Начну издалека, можно?.. Вот два столпа нашей литературы — Толстой и Достоевский. Толстой, на мой взгляд, дает конкретные и светлые рецепты о том «как жить». У Достоевского это тоже, вроде бы, есть — через покаяние, очищение души. Но мне ближе конкретика Толстого… Ни в коем случае не претендуя на то, что я этакий «последователь», я тоже пытаюсь прорабатывать собственные фобии, страхи и давать конкретный рецепт, как со всем этим жить достойно. Мне от этого легче. Очень надеюсь, что и зрителям тоже!
— Для себя я подчеркнула значительное количество у вас работ о загробной жизни. Как человек с такой очаровательной улыбкой может писать и снимать на мистические темы?
А.З.: (смеется) Я же не говорю о потустороннем мире всерьез! Это просто форма, способ поговорить об очень живых человеческих проблемах! Но, надеюсь, что в своей фильмографии я завязала с потусторонними историями. Не хотелось бы остаться исключительно «певцом загробного мира».
— Возвращаясь к разговору об образовании. Сейчас много краткосрочных курсов от ведущих мастеров индустрии для режиссеров и сценаристов. Вы их посещали?
А.З.: Я не посещаю подобные мероприятия, потому что не уверена, что мне это нужно. Конечно, есть авторы, которые для меня являются безусловным авторитетом. Например, Александр Митта с его книгой о кино… Но, наверное, мне было бы интереснее просто послушать рассказы о жизни, и о кино того же Митты, Рязанцевой или Арабова, чем сидеть 2-3 дня в закрытом помещении, конспектируя информацию про «арки, повороты и важность 18-ой минуты»… Помните историю про сороконожку, которая задумалась, как она ходит, и тут же упала?.. Вот с теорией драматургии есть та же опасность. Очень с ней надо дозированно…
— Как вы относитесь к самообразованию?
А.З.: Прекрасно! Книги, кино, театр… Что может быть лучше?
— Картина «Московские сумерки» получила призы от Международной конфедерации журналистских союзов и «Золотая ладья» на кинофестивале «Окно в Европу». А что для вас значат призы?
А.З.: Еще был гран-при на кинофестивале «Полный артхаус» в Челябинске и приз на московском фестивале «8 женщин». А приз для меня — это в первую очередь возможность сказать артистам и группе: мы не зря работали! И, конечно, это всегда большая радость.
— Вы следите за творчеством молодых коллег? Может вы кого-то для себя из дебютантов отметили.
А.З.: Стараюсь следить, насколько позволяет рабочий график и «волшебное» расписание сеансов. Не секрет, что российское арт-кино загоняют иногда в такую «резервацию», что, если не успел на сеанс в три часа дня — значит, и не посмотрел. «Доктор» Панкова я смотрела на DVD. Не успела застать в прокате «Жажду» и «Зимний путь». И теперь докучаю вопросом, а нет ли дисков — продавцам профильных магазинов.
— На ваших проектах можно встретить молодых специалистов?
А.З.: Сложный вопрос… Тут вопрос команды, где важен каждый. И, конечно, я предпочитаю работать со «своими» — с теми, кто уже проявил себя, как настоящий художник, профессионал и порядочный человек… Но жизнь складывается так, что практически на каждом проекте появляется кто-то новый, и часто этот человек вливается в команду.
— Как вам удается привлекать большое количество популярных актеров и звезд? И как вам работается с такими звездами как Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте и т.д.?
А.З.: Большая честь и удача работать с такими артистами. Они потрясающие интересные, интеллигентные люди и мастера своего дела… Ну, и, наверное, им интересен был материал, поэтому все сложилось.
— Какая атмосфера царила на площадке «Небесный суд 2»?
А.З.: Было весело. Была Команда. И поэтому слегка атмосфера капустника, а не тяжкого, «через подвиг» труда… Думаю, все были рады снова встретиться на площадке.
— Здорово! И когда это увидят зрители?
А.З.: Сейчас мы на этапе постпродашн, а после него продюсеры будут предлагать фильм телеканалам. А дальше — кто купит, тот и покажет.
Беседовала Иля Белкина
Фотографии Вадима Артамонова/кинокомпания Марс Медиа