Режиссер Антон Бильжо: «Малобюджетный проект связан с тем, что все время возникают неожиданности»
4 июля в ДК Трехгорка состоялся закрытый показ фильма Антона Бильжо «Рыба-мечта». Это полнометражный дебют режиссера. Продажа билетов на этот показ проводилась на портале Planeta.ru, и полученные средства помогли создателям на стадии пост-продакшн. После показа съемочная группа принимала поздравления и горячую благодарность зрителей, а также отвечала на интересующие их вопросы о сюжете фильма и процессе его производства. Специально для портала Молодежного центра Союза кинематографистов РФ режиссер картины рассказал о съемках, участии в «Кинотавре» и защите проекта на питчинге.
Фильм рассказывает историю любви Романа, потомственного интеллигента, по профессии – корректора. Он приезжает в тихий курортный город, чтобы работать над энциклопедией «Рыбы Балтийского моря», составленной в этих местах нобелевским лауреатом Полянским. Однажды, решив искупаться, он заплывает слишком далеко и начинает тонуть. Его спасает чудом оказавшаяся там девушка по имени Хелена. Она поражает героя до глубины души. Неудивительно – она естественна, смела и завораживающе прекрасна. И главное – хранит какую-то тайну. Кто она? Девушка-загадка, девушка-мечта…К чему приведет их неземная страсть, и как перевернет она серую жизнь Романа – вы увидите в фильме Антона Бильжо.
Почему для съемок была выбрана именно Эстония и этот маленький городок Усть-Нарва? Довольно необычное место.
В Усть-Нарве живет моя супруга Людмила. Она отвезла меня туда несколько лет назад познакомиться с домом, который принадлежал ее отцу. Я поехал туда и очень долгое время с этим местом взаимодействовал, привыкал к нему. Собственно, история возникла там, поэтому я решил ее там и снимать.
Какие-то, может, курьезные, смешные случаи происходили на площадке?
Да, конечно. Была масса смешных случаев. Два раза у нас камера была залита водой.
Это, скорее, печальный.
Да. Смешно, что в Усть-Нарве оказалась проблема с живой рыбой.
Не нашли?
Именно. Хотя вроде бы это место, где раньше всегда ловили рыбу. Пришлось везти из Таллина. Пока ее везли, она вся передохла. Мы вынуждены были взять речную живую рыбу. А раньше задумывалось так, что должны были быть использованы именно балтийские живые рыбы. Рыба, которую ест Северия в итоге (Северия Янушаускайте – исполнительница роли Хелены. – прим. автора), – это обычная речная красноперка.
Насколько я поняла из обсуждения, самой большой трудностью были съемки в воде и сопутствующий холод.
Ну, это больше физической трудностью было.
Были еще?
Самая большая сложность – малое количество дней. То, что у нас был такой напряженный график. У нас было не так много дублей. И, конечно, с точки зрения производства, это тяжело. Мы снимали некоторые сцены одним кадром, чтобы успеть. Разные еще трудности были. Нам гостиница отказала, в которой мы планировали снимать. Но ничего, мы нашли другую. Но нужно было переписывать сцены. Малобюджетный проект вообще связан с тем, что все время возникают неожиданности.
Расскажите о выборе актрисы на главную роль. Как Вы вышли на Северию? Проходил кастинг, или вы заметили ее в каком-то другом проекте?
Я давно с ней познакомился. Хотел ее в короткометражке «Зеркала красавицы Лилии Воронцовой» задействовать («Зеркала красавицы Лилии Воронцовой» – короткометражный проект Антона, принимавший участие в фестивале «Зеркало» и специальной программе 66-го МКФ в Каннах. – прим. автора). Но тогда не сложилось. Потом я отправил ей сценарий этого фильма, она как раз в то время была в Москве. Сказала, что ей нравится. Потом на пробах было очень много актрис, но она единственная была так органична в этой роли, так свободна. Была готова сниматься без одежды и вообще делать то, что мне нужно. Мы сразу нашли эту интонацию ее героини: «между да и нет». Можно ее понять так, а можно – иначе. Вот главный герой все время путается – как ее понимать. Северия прекрасно с этим справилась.
Актеры Владимир Мишуков и Северия Янушаускайте о съемках фильма «Рыба-мечта»:
В этом году ваша первая полнометражная работа попала в основной конкурс «Кинотавра». Мне кажется, это уже большой успех, поздравляю.
Спасибо.
Но до этого Вы также участвовали в конкурсе короткого метра. Скажите, есть какие-либо принципиальные отличия в этих двух программах, с точки зрения участника, в том, как приходится представлять короткий метр и полный?
Конечно, они есть. Я три раза был на «Кинотавре» с короткометражками (работы «Данжрез Лиазон», «Недоступен», «Сказание о нас с Евгенией». – прим. автора). Разница в том, что с полнометражным фильмом гораздо больше волнуешься. С тобой приезжает больше людей, больше команда, больше ответственность, больше напряжения, все вместе.
Я знаю, что проект этого фильма («Рыба-мечта») вы представляли на II Питчинге дебютантов.
Совершенно верно.
Как помог Вам этот опыт в дальнейшей работе над фильмом?
Главным образом придало уверенность, что этот проект интересен. Он был отмечен – нам сеть «МосКино» подарила премьеру фильма и показ в сети. Вот мы сейчас будем пытаться это реализовать. Любой питчинг полезен тем, что ты пробуешь. Презентация – это как маленький фильм. Люди реагируют на какие-то вещи, ты замечаешь, как они реагируют, потом стараешься усилить эти моменты в сценарии или забыть об этой интонации. Это «обкатка». Нужно рассказывать свой сценарий, мне кажется, это полезно. Это дает новые мысли. Я вот точно учел кое-какие вещи в дальнейшей работе.
В этом году вы уже были на Питчинге не в качестве участника, а в качестве члена отборочной комиссии в категории Короткометражное кино. Как вы можете сопоставить эти два опыта, и, может быть, дадите совет участникам, как человек, который имел возможность с двух сторон видеть это событие?
Я могу дать один совет: никогда не отчаивайтесь, несмотря на то, что вас не отметили отборщики. Вы должны быть сами уверены в том, что ваш проект стоит того, чтобы быть снятым. И это единственная мера всех вещей. Нет ни одного человека, на мнение которого можно бы было стопроцентно положиться. Если вы знаете, что это должно быть снято, вас не сбить. Расценивайте это как проверку на стойкость вашей идеи. А все, что вы услышите, должно пойти в фундамент идеи. Она должна расти. Прежде всего, это аутотренинг. Питчинг важен для вас как для авторов. Чтобы проверить свою собственную идею, что она значит для вас самих.
Вы также создали платформу Iwantfilm.ru, на которой авторы кино и продюсеры могут найти друг друга. Расскажите о ней поподробнее, и как вам пришла в голову мысль о создании такого проекта?
Она пришла в голову как раз из-за моих собственных проблем и бед. Я подумал, что было бы хорошо иметь такой ресурс, где вы загружаете проекты, и происходит некоторый девелопмент. То есть появляются люди, которые интересуются проектом, комментируют, вы можете отдавать его на питчинги. Это место, которое помогает «взращивать» проект, буквально «инкубатор» фильмов. Там их могут оценить эксперты, вы сами можете продвигать свой проект. Поскольку такого места не было, а оно могло бы пригодиться, например, мне самому (потому что я вот очень долго искал продюсеров), я подумал, что его нужно сделать. И вот сделали, пока на свои собственные деньги. Не совсем уверен, насколько успешно он будет работать.
Думаю, что все получится. Спасибо вам большое. Удачи в дальнейшем продвижении картины.
Спасибо.
Екатерина Кунгурова