Аниматоры отметили 100-е Ф. Хитрука фильмом о нем
1 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Федора Савельевича Хитрука, автора многочисленных шедевров мировой анимации, любимых несколькими поколениями зрителей: мультфильмов «Винни Пух», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм» и других.
В день рождения великого мастера анимационного кино «Москино» совместно со студией «Мастер-фильм» провели специальный показ документально-анимационного фильма «Быть всем. 100 лет Федору Хитруку» (пр-во «Студия «Мастер-Фильм», реж. Дмитрий Золотов, Россия, 2017 г., 52 мин., 6+).
В фильме использованы уникальные кадры хроники и личных архивов, рукописи, интервью с коллегами и учениками.
В переполненном зале кинотеатра «Звезда» собравшимся аниматорам, студентам и просто зрителям фильм представил один из его сценаристов – Сергей Каптерев.
«Мы искали разные формы изложения материала – и в результате остановились на форме следования мемуарам самого Федора Савельевича Хитрука, что позволило нам сделать фильм – возможно, первый – о его творческой биографии. Также мы использовали выступления мастера на разных этапах его творчества и воспоминания его учеников и коллег, записанные в том числе и при его жизни. Основной упор делался именно на недавние интервью, так как творчество и значение великого режиссера хотелось оценить уже с определенной дистанции, с позиции нашего времени.
В работу автора сценарного повествования фильма Николая Изволова и мою, как редактора сценария, активно подключился и режиссер картины Дмитрий Золотов, который быстро погрузился в материал и проявил себя не только как режиссер, но и как настоящий исследователь кино. Хочется отметить и прекрасную работу оператора-постановщика Валерия Рябина, отлично понимавшего наши общие задачи.
Конечно же, для нашего творческого коллектива принципиальным вопросом была подлинность представленной в фильме информации. Пользуясь киноведческим опытом, мы тщательно сверяли все данные, которые приводятся современниками Хитрука и им самим».
Об образе Федора Савельевича Хитрука, который сложился в ходе работы над фильмом, его автор Николай Изволов говорит так:
«Я был знаком с Федором Савельевичем – мы встречались на фестивале в Лейпциге, в Москве – и еще до начала работы над фильмом у меня был свой образ Хитрука. Умного, деликатного, очень заботливого человека. Я с детства обожал его картины, например, «Фильм, фильм, фильм», «Каникулы Бонифация» – могу пересматривать их бесконечно. При этом для меня всегда существовала, казалось бы странная, но бесконечно понятная, психологическая связь между этими яркими, безудержными фильмами и этим спокойным, меланхоличным, выдержанным человеком.
Во время работы над фильмом мы подняли все интервью мастера, перечитали все статьи о нем, пересмотрели фильмы. Но все равно это был клочковатый образ. И тогда мы решили обратиться к его книге «Профессия – аниматор». В ней он честно написал, как жил, как работал, чем интересовался. И мы поняли, что нет лучшей книги о нем.
Скелет нашего фильма – это творческая биография Хитрука, написанная им самим. Мы старались не вносить в фильм никакой творческой отсебятины, а следовали только фактам, аккуратно, максимально деликатно вплетая, нанизывая на этот скелет дополнительные детали, «мясо» творческой жизни. Как врачи, главный принцип которых «не навреди», мы старались не навредить великому человеку. Ведь эта фигура мировой величины. Для описания подобных фигур не нужны яркие метафоры или образы – люди и так понимают их величие – нужно мелкое, нудное описание фактов их биографии. Мы старались соблюсти тон деликатного повествования, и если это получилось, то наша основная цель достигнута».
Среди гостей премьеры 1 мая были режиссеры анимации Михаил Алдашин и Игорь Ковалев. Модератор встречи – кинокритик, историк анимации Павел Шведов отметил:
«Этот фильм интересен тем, что он останавливается не только на режиссерском опыте мастера, но и характеризует опыт Хитрука-аниматора и его путь в режиссуру.
Но мне кажется, самое ценное в картине – это обращение к ученикам мастера как к медиумам, которые могут показать другого Хитрука и оживить его перед зрителями, представить его как живую данность.
Предыдущие фильмы о Хитруке во многом были основаны на воспоминаниях самого Федора Савельевича. В этом фильме четыре его ученика – Александр Петров, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля и Иван Максимов – становятся немаловажными героями повествования.
И то, что создатели фильма не остановились только на творчестве самого Хитрука, а «оживили», продлили его творчество в современности российского анимационного кино, показали, как Хитрук присутствует и живет в работах своих учеников, наиболее ценно в фильме».
Николай Изволов: «Мы считаем, и старались подчеркнуть это в фильме, что педагогическая роль Хитрука необыкновенна. Еще до того, как он начал преподавать на «Союзмультфильме», на Высших курсах сценаристов и режиссеров, он уже был учителем. Например, Юрий Норштейн, хотя и не являлся формально его учеником, много с ним общался, дружил, и Хитрук выделял его. Или вспомним Эдуарда Назарова, который был его учеником и верным помощником. Хитрук, словно многоразовый ракетоноситель (еще до изобретения этого аппарата американцами), выводил на мировую анимационную орбиту огромное количество учеников – и не только в России. Он делал это бескорыстно, просто потому, что был творческим человеком, а творческий человек всегда помогает творчеству другого. Такого «плодовитого» педагога больше не было в мире.
И его ученики, Иван Максимов, обладатель «Оскара» Александр Петров, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля и многие другие, пытались найти правильные, уважительные слова для человека, который забросил их на орбиту искусства. Эта тема занимает не большую часть нашего фильма, но очень важную для понимания биографии и личности этого человека».
Следующий показ фильма «Быть всем. 100 лет Федору Хитруку» состоится 15 мая в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. А также 26 мая в Белом зале Дома кино в рамках вечера, посвященного 100-летию Федора Хитрука.
Наталия Егорова