Анна Селянина: «Если у тебя есть фокус и конкретная цель, программа становится не только увлекательной, но и полезной». Интервью с единственной участницей Berlinale Talents из России
В рамках Международного Берлинского кинофестиваля организуется ежегодная программа Berlinale Talents, на которую приглашаются 250 молодых кинематографистов. На Berlinale Talents в течение 6 дней проводятся мероприятия, встречи и мастер-классы, целью которых является создание креативного международного киносообщества. Помимо общей программы, Berlinale Talents также предусматривает работу над проектами участников в рамках четырех основных лабораторий: Doc Station (лаборатория документального кино), Script Station (сценарная лаборатория), Short Film Station (лаборатория короткометражного кино, Talent Project Market (лаборатория для представления молодыми продюсерами своих проектов с целью дальнейшей разработки, копродукции и т.д.).
Продюсер из России Анна Селянина стала единственной участницей Berlinale Talents в этом году. Редакция поговорила с ней о том, что дало ей участие в одной из самых престижных обучающих программ для молодых кинематографистов.
Анна, Вы в первый раз подавали заявку на участие в Berlinale Talents?
Я подавала заявку на прошлогодний Berlinale Talents, но не прошла отбор. Летом я вспомнила о подаче заявки в день дедлайна и в последние часы села заполнять анкету. Анкета большая, в ней много вопросов, требующих личного осмысления. Не каждый день на них приходится отвечать, тем более, на английском. К счастью из анкеты, которую я заполняла в 2016 году, поменялось всего два вопроса, поэтому заготовки ответов у меня были, и я за полчаса до окончания дедлайна успела отправить заявку на участие. К заявке необходимо прикрепить двухминутный фрагмент из своего полнометражного фильма. Также необходимо обосновать, почему ты выбрал именно этот эпизод и как он отражает твою креативность и профессиональные качества. Когда я выбирала сцену из фильма «Про рок», где я со-продюсер, я думала, какая же сцена отражает мои продюсерские качества? В одной сцене видно режиссерскую работу, в другой – оператор молодец, в третьей – классный монтаж. И только в титрах понятно, какая огромная работа была проделана продюсером. Но не титры же посылать! Я все же выбрала сцену «кинопробы» из фильма и описала как я организовывала эту съемку без денег. У нас же все работали бесплатно. Даже глубокоуважаемые рок-звезды 2 дня отбирали героев фильма без гонорара, за что им огромное спасибо!
Я отправила заявку и забыла о ней. Попасть на BerlinaleTalents особо не рассчитывала, понимая, какой там большой конкурс. Но в декабре мне вдруг пришло приглашение. И мне до сих пор непонятно, почему от России отобран только 1 человек, бразильцев, например 14 человек было. Из Украины – 4 участника.
Что вы можете посоветовать русским кинематографистам по оформлению заявки на участие в BerlinaleTalents?
Главное не затягивать с заполнением заявки, она длинная и непростая. Выделите себе несколько дней на осмысление. Почти в каждом пункте заявки указано: «Проявите свою креативность» и т.д. Через эту призму и нужно формулировать ответы.
На каких условиях проходила Ваша поездка в Берлин?
Мне частично возместили деньги за авиваперелет, предоставили бесплатный хостел в шаговой доступности от всех основных площадок BerlinaleTalents. Нас кормили завтраками и пару раз ланчем или ужином. Главное, у нас была аккредитация, которая дала возможность посещать все мероприятия, в том числе, кинорынок EFM, а также все кинопоказы, кроме премьер в Berlinale Palace.
Расскажите, пожалуйста, подробней о программе.
Программа длилась 6 дней. В августе, при заполнении анкеты, можно было еще податься в одну из лабораторий Berlinale Talents. На тот момент у меня не было проекта в разработке. Кроме того, для каждой лаборатории необходимо было заполнить большой пакет документов, я бы не успела это сделать, подавая заявку в последний день. Но за 10 дней до начала программы мне пришло письмо о том, что будут работать еще 2 лаборатории – для саунд-дизайнеров и для художников-постановщиков. На них можно было зарегистрироваться без каких-то дополнительных усилий. Поскольку по образованию я – художник, мне была интересна Production Design Studio, и меня туда взяли.
А еще в первый день организаторы отдельно собрали продюсеров и рассказали, какие возможности полезны именно для них. Меня заинтересовала лаборатория дистрибуции Talent Project Market, на которую нужно было подавать заявку еще в августе. Но в августе я не предполагала, что мне будет это интересно. А к февралю у меня уже был опыт работы с прокатом фильма «Про рок», мне было чем поделиться, были вопросы, на которые я искала ответы. Я подошла к куратору лаборатории и спросила, можно ли присоединиться. Она разрешила прийти на одну встречу и оказалось, что мой опыт проката «Про рока» в России им интересен тоже и мне предложили ходить с ними на все.
В итоге, мое расписание было сформировано, исходя из занятий в 2-х лабораториях, поэтому на многие общие лекции я не успевала. Но даже если ты не занят в лаборатории, все равно в программе очень много параллельных мероприятий. Организаторы сразу нас предупредили, что нужно выбирать заранее и везде мы не успеем, чтобы мы даже об этом не переживали.
В общем, главное – точно понимать, что тебе нужно и хвататься за любые шансы. Если у тебя есть фокус и конкретная цель, программа становится не только увлекательной, но и полезной.
Что дало Вам участие в Berlinale Talents?
На Берлинале меня поймал Георгий Молодцов, тоже выпускник программы, и спросил: «Ну, как твои Talents? Чувствуешь, что ты не одинока?»
И он попал в точку. Да, там понимаешь, что все сложности у всех молодых во всем мире примерно одинаковы. И понимаешь, что у тебя есть возможность стать частью мирового кино-процесса. Это вдохновляет.
Во-вторых, уверенность. Когда к тебе каждый день обращаются «дорогой талант», ты начинаешь думать, что ты и вправду – классный. Не волнуйтесь, зазнайство быстро проходит, уже в Домодедово.
В-третьих, ты понимаешь, что есть куча открытых дверей. Я вернулась из Берлина с пачкой визиток. И сейчас пишу всем этим людям. Я посылаю им наш фильм «Про рок» и задаю вопросы:«Может ли фильм быть интересен в вашей стране?». В России на наши показы – постоянные soldout. Но я не знаю, какую реакцию может вызвать фильм в других странах.
В-четвертых, это шанс наладить связи для копродукции. К примеру, когда я уже выезжала из хостела, меня поймал парень из Кубы, который хочет делать фильм в России. И я понимаю, что я, сейчас – единственный мостик у него.