Показ фильмов А. Сидельникова в Доме кино
21 марта в 19:30 в Малом зале Дома кино будут показаны авторские документальные фильмы А. Сидельникова.
«СНИЛСЯ МНЕ САД»
9 мин., киностудия «Леннаучфильм», 1985 г.
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
88 мин., ТО «Выбор» киностудии «Леннаучфильм», 1988 г.
Вечер ведёт киновед Ирина Гращенкова.
Начало в 19:30. Вход свободный
О фильмах:
«СНИЛСЯ МНЕ САД»
«Первой самостоятельной документальной работой Александра Сидельникова стала короткая десятиминутная лента «Снился мне сад» (1985), которой очень походит подзаголовок «фильм-романс»… Однако главный персонаж картины вовсе не музыкант – он Садовник, причём, именно с большой буквы, как и его жена, тоже Садовница. И отметили они уже золотую свадьбу… Совершенно очевидно, что автор хотел показать на экране своего рода «жизнь в цвету», … что перед ним развернутая кинометафора райского сада, Эдема…» (А. Казин «Образ и Логос»)
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
«В «Преображении» мы пытались посмотреть в корень проблемы, то есть с чего начался распад русской деревни…», — говорил автор фильма А. Сидельников.
«Заснеженное безлюдное русское поле…Старушка доит корову, рассказывая (прямая речь): «Владимир-от Ильич Ленин учился у Карса Марса со Сталиным. А Карс Марс и Фирдих Энгельс они вместе были в других странах… Вы не смейтесь, я политику хорошо знаю…»
В фильме зримо объединяются главные события отечественного ХХ века – веру народа в высшую, божественную правду бытия, и ту превращенную (и извращенную) форму этой веры, которую она получила в практике советской власти… В этой – эпической по замыслу – картине зритель встречается с целостным, единым образом Руси-России, который есть вместе с тем и её логос, не зависящий от того или иного общественно-политического устройства её «вещественной» субстанции.» (А. Казин «Образ и Логос»)
О режиссёре:
Сидельников Александр Васильевич (1955, Ленинградская обл. — 1993, Москва) — режиссер, сценарист. Окончил ВГИК (мастерская профессора А. Згуриди). Работал на киностудии «Леннаучфильм».
Фильмография:
«Пристань» (1982)
«Снился мне сад» (1985)
«Монолог о сущности машин» (1986)
«Компьютерные игры» (1987)
«Преображение» (1988)
«Полигон» (1989)
«Вологодский романс» (1992)
«Петербургский романс» (1993).
«Около 8 часов утра 4 октября 1993 года в Москве во время штурма здания Верховного Совета выстрелом снайпера был смертельно ранен петербургский режиссер-документалист Александр Васильевич Сидельников, снимавший происходящее на видеокамеру. Вскоре он был уже на операционном столе, но спасти его не смогли. Потом, в декабре того же года, ему присудили высшую кинематографическую награду «Нику» за фильм «Вологодский романс» – уже посмертно. Для него это была уже вторая «Ника». А прожил он всего 38 лет…
…За десять лет отпущенного ему срока творческой жизни молодой режиссер сумел побывать, кажется, везде – и на далеком русском Севере («Северная Фиваида»), и на пересыхающем Арале, и на Тихом океане, и в Чернобыле, и в русской Аргентине – и, в конце концов, погибнуть в качестве фронтового кинооператора на «малой гражданской войне» в Москве. Но остались его замечательные документально-публицистические и документально-художественные фильмы. Некоторые из них я назвал бы совершенными («классическими») образцами своего жанра.
…Черты основного творческого метода Александра Сидельникова — его желание и умение увидеть (и запечатлеть на плёнке) действительную жизнь во всех её проявлениях – в светлых и в тёмных, «от недостатка» и «от избытка» одновременно – но так, что точкой отсчета (началом координат) оказывается, в конечном счёте, светлая грань бытия…» (А. Казин «Образ и Логос»)
Малый зал Дома кино Союза кинематографистов России
(ул. Васильевская, д. 13, метро «Белорусская» или «Маяковская»).
Организаторы:
Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши
Союз кинематографистов России