MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Новости > Регионы > В Екатеринбурге обсудили бум регионального кино

В Екатеринбурге обсудили бум регионального кино

В начале марта в рамках Третьего Российского фестиваля кино и интернет-проектов «Человек Труда» в Екатеринбурге состоялся круглый стол «Развитие региональных киносообществ», организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России и «Свердловской киностудией». В мероприятии приняли участие ведущие российские продюсеры, кинорежиссеры, а также представители 42-х регионов России- участники Фестиваля. Данное мероприятие продолжило серию обсуждений проблем регионального кино, организованных…

В начале марта в рамках Третьего Российского фестиваля кино и интернет-проектов «Человек Труда» в Екатеринбурге состоялся круглый стол «Развитие региональных киносообществ», организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России и «Свердловской киностудией». В мероприятии приняли участие ведущие российские продюсеры, кинорежиссеры, а также представители 42-х регионов России- участники Фестиваля.

Данное мероприятие продолжило серию обсуждений проблем регионального кино, организованных Молодежным центром в последние несколько лет в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, Всемирного фестиваля молодежи и студентов и на других площадках.

Поводом для очередной встречи стало Поручение Президента России по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, прошедшего 21-го декабря 2017-го года, относительно подготовки предложений, касающихся внедрения новых механизмов финансовой поддержки отечественной кинематографии, в том числе, в части развития региональных продюсерских центров и проката национальных фильмов и финансового участия регионов.

Народный артист России, режиссер и педагог Владимир Хотиненко первым делом вспомнил о «феномене якутского кино». «Сперва мне стало чрезвычайно интересно, потом это еще расширилось, и сейчас приобретет характер лавины, во всяком случае, хочется в это искренне верить. На самом деле, один из самых основных моментов моей деятельности – это продвижение молодых кинематографистов. И в данном случае, этот элемент регионального кино, в определенном смысле ключевой». По мнению Хотиненко, развитие регионального кино носит «стихийный» характер. «Знаете, я на приемных экзаменах пытаюсь определить, понять человека, протестировать его способности – как есть слух у человека или нет. Но главное я пытаюсь понять, реально, этот человек хочет снимать кино, он, реально, более и менее представляет, что ему хочется? Потому что здесь на этом держится все региональное кино, на сумасшедшем желании снимать кино». Также режиссер напомнил о режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии. «Дальше того, что могло бы образоваться, не образовалось, а какой бы мог мощный центр получиться в Кабардино-Балкарии. Все предпосылки были для того, чтобы сделать прорыв в регионе. Но, не сложилось. И вот это вот иллюстрация того, что по отдельности очень сложно выстрелить, хотя, безусловно, отдельные победы у ребят будут, но именно создания киноцентра на Северном Кавказе мы можем не получить».

Художественный руководитель студии «Остров» Сергей Мирошниченко поделился опытом о поддержке кинематографа в Иркутской области, где под его патронажем проводится Международный кинофестиваль «Человек и Природа». «Предыдущий губернатор выделил три гранта по полтора миллиона на документальные фильмы. Кроме этого, для студии на базе Областного кинофонда, по моей просьбе были выделены камера, монтажные и машина. Так что, кинематограф поддерживают. Дальше, сейчас после разговора с губернатором, они увеличили на питчинг грант, и плюс они увеличили бюджет фестиваля «Человек и Природа» в 5 раз. Теперь на фестивале будут и документальные фильмы, и игровые о природе и человеке. Теперь фестиваль будет самым крупным в Центральной Сибири».

Сергей Валентинович рассказал о развитии филиала ВГИК в Иркутске. «Там уже 2 мастерских режиссуры, пока там молодая девушка, моя ученица тянет этот курс (Юлия Бывшева- прим.). Они приезжали сейчас его ВГИК, это уже интересные и ребята. Сейчас моя другая выпускница хочет туда ехать преподавать и работать. Считаю, что в Иркутске возможно переломить ситуацию. Там есть кинематографисты, есть центр кино».

Также С.В. Мирошниченко отметил необходимость формирования в регионе киносообщества. «Я сторонник того, чтобы формировалось в каждом регионе большое сообщество. Надо собираться в студии, потому что эти студии они будут и пробивать дорогу к государственным органам, они же и будут претендовать на финансирование от Министерства культуры. Разрозненный, отдельный человек, которому выделяются куда-то деньги, вряд ли сможет сделать качественный продукт. Сейчас наступает такое время, когда Россия надо уже собирать людей в регионах, чтобы это были такие мощные организации».

Сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России Филипп Абрютин отметил современную площадку «Свердловской киностудии»: «Здесь создана очень правильная атмосфера, в которой приятно находиться, можно и нужно успешно заниматься творчеством, создавать новые проекты и стремительно двигаться вперед и вверх». Филипп поделился планами Союза кинематографистов о проведении первого Всероссийского фестиваля регионального кино, идея которого поддержана Съездом. «Это очень важно, потому что мы хотим, чтобы и Министерство культуры, и Фонд кино пришли к нам на фестиваль и увидели, какое кино снимают в регионах». Он поделился опытом проведения Стратегических сессий в Якутске, Ярославле, Томске, Калмыкии и других регионах. Кроме того, на ближайшем Пленуме СК будут открыты новые отделения Союза кинематографистов в нескольких регионах, и также будет вестись речь о региональной политике.

Заведующий кафедрой кино и телевидения Челябинского института культуры Николай Тележников отметил проблему миграции кадров: «Я был мастером курса, у меня 12 человек выпустилось, 9 из них сейчас в Москве Я считаю, что все-таки они должны приносить пользу здесь, в регионе. И для этого мы предпринимаем шаги, сейчас организовали сообщество«Челкиноарт» и мы надеемся стать частью большого Союза кинематографистов».

Продюсер корпорации «Русская фильм группа» Алексей Петрухин рассказал о деятельности Департамента региональных проектов, в задачи которого входит аккумулирование творческих и технических ресурсов в регионах, а также консультационная, организационная и финансовая поддержка региональных проектов.

Также Алексей поделился опытом сотрудничества с Всероссийским детским центром «Смена».«300детей сейчас прошли 3-х недельный курс – “Производство картин” – продюсеры, режиссеры, актеры, монтаж, ораторское искусство. Участники- одаренные подростки от 12 до 17 лет из 42-х регионов. Это будущее регионального кинематографа, которое сейчас пока еще учится».

Режиссер и продюсер Айнур Аскаров рассказал о развитии кинематографа в своем регионе. «Наш пример положительный, потому что у нас есть своя киностудия, у нас в регионе есть закон, который регулирует кино, Министерство культуры поддерживает в виде грантов наш кинематограф, ежегодно на 1-2 проекта получают кинематографисты, а в этом году снимается уже 3 полнометражных картины».
Айнур отметил возросший уровень кинообразования в республике. «У нас нет вузов, которые профессионально преподают режиссуру и другие кинопрофессии. Есть киношколы. Есть киношкола Булата Юсупова, есть киношкола Гульфии Шариповой тоже занимается образованием. Я к этому сначала скептически очень относился. Ходят ребята, называют себя продюсерами и гениальными режиссерами, идут к инвесторам, берут какие-то маленькие деньги, снимают плохое кино и портят нашу репутацию, я так считал. Но в этом году уже какой-то снежный ком получился. Мы делали фестиваль «Молодое кино». Я вижу, что качество работ выросло. Все стали снимать кино, зрителей стало больше, кино стало качественнее. Я считаю, что это большой вклад в наш башкирский кинематограф».

Гульфия Шарипова, руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов Республики Башкортостан посетовала на нехватку региональных кинопродюсеров. «Если не будут открывать продюсерские центры, кто там в регионах будет этим заниматься? У нас нет квалифицированных профессионалов, хотя бы с каким-то более-менее качественным образованием, которые могли бы заниматься продюсированием. И поэтому моё предложение, это дать профессиональное квалифицированное образование, хотя бы для руководителей региональных отделений Молодежного центра, потому что мы все основывается только на своем собственном опыте, у нас нет базы для того, чтобы развивать в дальнейшем продюсерские центры».

Директор образовательного форума «Время кино» (Казань) Александр Ишимов отметил, что в Татарстане, как и во многих регионах, сложно представить свой фильм в прокате. «Тут нужно задуматься о том, чтобы создать на базе Фонда кино, которое раздаёт сейчас 5 миллионов в регионы, или другой структуры, но дать возможность проката регионального кино. Необходимо выделять дополнительные деньги на рекламу, продвижение наших, региональных фильмов».

Продюсер Фестиваля Бурятского кино Эльвира Дорджиева рассказала о своем проекте. «У нас в Бурятии прошел первый фестиваль бурятского кино, в котором приняло участие 37 фильмов. Я, вообще, сама даже для себя не ожидала в прошлом году, когда мы создавали свой фестивале, что у нас очень талантливые авторы и много зрителей, которые ходят на наше кино».

Руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов Иркутской области Юрий Яшников рассказал о поступательном развитии своей организации.
«Когда у нас 2014 году появился Молодежный центр, и мы взялись за эту работу, мы сразу выбрали для себя такую стратегию: ничего не просить у государства, просто, делать это самим. И мы провели в тот же год в Иркутске первый Байкальский питчинг, а призами были только дипломы. Сейчас же Министерство культуры с каждым годом увеличивает призовой фонд. Тоже самое, было с фестивалем. Мы провели совершенно без денег первый Байкальский фестиваль регионального кино. Проходит немного времени, нам звонят от мэра и говорят о желании поддержать проект».

Менеджер по развитию бизнеса компании CANON Евгений Субочев поделился опытом создания рентала «Первое кино» в Иркутске и напомнил, что все лауреаты московских и региональных питчингов бесплатно получают технику для съемок своих проектов.

Председатель Союза кинематографистов Республики Карелия Алексей Бабенко считает, что будущее развития регионального кино – в развитии межрегионального сотрудничества. «Это история питчингов, наша синергия она привела к тому, что мы приехали с разных мест и все здесь объединяемся. Потом, когда мы разъезжаемся, мы разъединяемся. Есть один принцип, если недостаток нельзя скрыть, его нужно превратить в преимущество. Если это нельзя скрыть, надо это использовать, нужно возглавить». Алексей предложил создавать творческие резиденции. «Давайте создадим в разных регионах, возьмем 5 пилотных регионов– например, Екатеринбург, Карелию, ещё где-то, это должны быть резиденции то, в которые люди могут приезжать люди из любого региона. Давайте делать эти резиденции, продюсерские центры, просто, к старой модели добавим мобильности».

Беслан Терекбаев, Президент фонда поддержки и развития кино Северного Кавказа, генеральный продюсер компании «Чечен-фильм» предложил объединить кинематографистов региона под крылом своего фонда. «Мы создали единую базу актеров Северного Кавказа, единую базу продюсеров, режиссеров, локаций. Мы хотим внедрить кино комиссии. Есть у нас свое кинооборудование, свой рентал». Беслан обратился к Владимиру Хотиненко и Сергею Мирошниченко войти в Попечительский Совет своего фонда. «Это помогло бы нам соединить государство и частный бизнес».

Иван Деревянко, член молодежного совета Полномочного представителя Президента на Северокавказском федеральном округе, руководитель Молодежного центра СК России Ставропольского края также посетовал на нехватку профессиональных кадров. «В каждом из регионов можно было провести исследования, на основании которых можно выделить рекомендации по созданию мастерских. Если, допустим, на базе этих продюсерских центров, киноцентров, о которых мы говорим, которые нам нужно развивать, создать при помощи попечительского совета такую систему, когда ребята приезжают, получают образовательные гранты, и они едут учиться, потом возвращаются».

Маргарита Посадских, «МЕДИАПОЛИС» (Тюмень):«Мы с вами должны не забывать о том, что мы живём в 2018 году. И сейчас очень популярно онлайн- образование. Поэтому хотелось бы создать какую-то определенную базу онлайн, которая будет доступна представителям регионов. В Москве очень много проходит разных образовательных курсов, которые можно объединить в систему и сделать доступный сервис для студентов».

Андрей Зубов «МЕДИАПОЛИС» (Тюмень):«Сейчас я боюсь что-то ещё предлагать, потомучто уже даже сложно переварить, что за этот год мы вместе с командой делаем, потому что, благодаря системе межрегионального общения, благодаря менторской поддержкой «РФГ», благодаря Молодежному центру Союза кинематографистов, я сегодня чувствую у себя в руках любой ресурс. То есть, не вижу проблем к тому, чтобы добиться своей мечты, создать кино или еще что-то сделать. Я часто слышу, что много проблем, и мы здесь дублируем информацию друг друга, но общем и целом, на мой взгляд, система уже сформирована, ее нужно продолжать уточнять и корректировать, но, в общем, и целом за этот год я почувствовал огромный рост в кино направлении».

Владислав Головков подробно рассказал о творческом технопарке «Свердловской киностудии»: «У нас сейчас порядка 250 резидентов, часть из них – сотрудничает с нами дистанционно, в том числе, из других регионов России. Все резиденты, так или иначе, связанны с производством кино и контента, в основном это – небольшие производители и поставщики различных услуг. И первой задачеймы поставили сделать так, чтобы мелкая конкуренция между резидентами прекратилась, чтобы мы вместе начали создавать какой-то определенный общий продукт. Мы знаем уровень разных ребят, привлекаем их к своим проектам. Что интересно, они нас тоже привлекают к своим проектам, и мы получаем полноценную производственную базу, состоящую не только из Свердловской киностудии, но из целого ряда малых предпринимателей и специалистов, у которых есть огромное количество талантов, начиная от операторов, режиссеров, художников». Владислав подчеркнул, важность объединения регионов и поддержал идею создания базового Технопарка.

Анатолий Конычев, Председатель Союза кинематографистов Архангельской области рассказал о развитии кинематографа в своем регионе. «После успеха нашего короткометражного фильма «Не для речки», после успешно проведенного питчинга Молодежного центра у нас была встреча с губернатором и мы проговорили создание продюсерского центра, над концепцией которого мы сейчас работаем. Этот центр будет включать в себя и кинообразование, и центр кинопоказов, и кинопроизводство. Готовы делиться опытом, развивать нашу модель».

Дмитрий Шарабарин, руководитель Молодежного центра кинематографистов Алтайского края:
«Я хочу сказать о тех моделях, которые мы пытаемся реализовывать. В этом году силами Молодежного центра в рамках форума «Алтай. Точки роста» мы реализуем идею кинокампуса. У нас в прошлом году было 2000 человек из 15 стран мира. И в этом году мы набираем маленькую группу, 30 человек, в течение недели мы попытаемся создать модель межрегионального сотрудничества. Вчера я увидел замечательный проект – альманах «На краю», который ребята из федерального Молодежного центра совместно со студией «Остров» снимали на Сахалине. Я хочу сказать, что подобные проекты могли бы решить проблемы для многих регионов, где нет кинообразования, большого профессионального кинематографа. Если такие кинопоезда запускать, Алтай с удовольствием принял бы этот формат, и мы смогли бы выбить финансирование на приезд группы профессионалов, может быть, Сергей Валентинович помог бы с этими профессионалами».

Подводя итоги круглого стола Сергей Мирошниченко пригласил всех желающих поступать во ВГИК, в его мастерскую. «Москвичей у меня на курсе только 2, остальные из регионов. Приезжайте, учитесь, это открыто, только потом возвращайтесь. Когда некуда возвращаться, вот что страшно. И второе – снимайте хорошее кино»
В.И. Хотиненко: «Я услышал то, что я хотел услышать. Я присутствовал при том явлении, при котором я хотел присутствовать. И более того, всё что я услышал, это даже превзошло мои ожидания. Я вижу то, что энергетика есть, и она уже пробивается. Поэтому я, например, сегодня этой встречей доволен абсолютно. Мне будет, о чём говорить с людьми»

Пресс-служба Молодежного центра Союза кинематографистов России