«Все люди могут писать истории»: Интервью с Кириллом Быковым, создателем бота-сценариста
Не так давно в Telegram был запущен новый интересный бот @stepstorybot, который шаг за шагом помогает пользователям сформулировать истории на различные темы. Редакция Moviestart пообщалась с создателем бота, сценаристом Кириллом Быковым о возможностях искусственного интеллекта, кризисе идей и будущем сторителлинга.
Кирилл, вы ведете несколько блогов о кино, расскажите, пожалуйста, о них и о себе.
Я – сценарист, занимаюсь этим с 2001 года. Начинал в КВН.В качестве сценариста, автора, хэдрайтера сотрудничал с двумя десятками популярных команд, игравших в телевизионных лигах. После КВН я решил продолжить заниматься сценарным творчеством, потому что я люблю это занятие. Меня пригласили на телевидение, где посчастливилось поработать в ведущих компаниях страны: отделе сценаристов Первого канала, в компании Sreda, в ComedyClubProduction, в GoodStoryMedia. На сегодняшний день у меня уже больше 100 часов созданных телевизионных продуктов – передачи и сериалы.
Я люблю учиться и получать знания, особенно от уникальных людей, которых, к счастью, за это время удалось встретить немало. Полученный опыт я начал фиксировать и публиковать – таким образом появился мой блог «Советы сценаристу», который я сначала вел только в Twetter, а затем и в Telegram. Выяснилось, что помимо меня мои мысли и заметки интересно читать еще и другим людям. Так и сформировались мои блоги– в них я общаюсь с людьми, учусь сам и помогаю других. Кроме того, у меня есть небольшой канал @smotrimfilm в Telegram, где я, как сценарист, рассуждаю о новинках кино и сериалов: о героях, сюжете, разных фишках, которые можно взять на вооружение. В целом, это полезные наблюдения – индустрия развивается, сценаристы постоянно придумывают что-то новое. Интересно и то, как мои вкусы сходятся и расходятся с другими авторами, этим тоже стараюсь делиться.
Как пришла идея создать бота-сценариста?
Еще один из моих телеграмм-каналов – это чат-бот, который помогает за 10 шагов написать историю. Уже пару лет я веду онлайн курсы: преподаю сторителлинг и технологию юмора. Создание истории – неотъемлемая часть практически каждого моего курса, где мы разбираем структуру сюжета, как он формируется, по какому алгоритму развивается. Со временем мне захотелось дать какой-то универсальный инструмент для моих учеников, чтобы упростить им задачу. Так появилась идея создать чат-бот, который поможет написать историю.
Кроме того, упростить задачу хотелось и себе. Очень часто в дороге, или когда я занят, мне приходят какие-то мысли, которые хочется сразу максимально быстро развить. Есть важный момент – когда приходит идея, если за нее быстро не схватиться, она «убежит». Многие авторы с этим сталкиваются. Поэтому когда приходит какой-то элемент истории, я сразу стараюсь найти ему место.
Структура истории состоит из нескольких шагов: я выделил 10 и когда что-то придумываю, стараюсь определить, какой это будет шаг истории: постановка проблемы, препятствие, с которым сталкивается герой, усложнение, обсуждение и т.д. История всегда приходит с разных сторон. Есть авторы, которые пишут от начала до конца, но мне это не свойственно.
Я нашел онлайн конструктор, за несколько дней собрал в нем бота, протестировал и запустил. Мне повезло, что у меня есть сообщество, где читатели помогли мне исправить ошибки, довести бота до ума. К сожалению, сейчас не так много времени, чтобы его дорабатывать, но у меня в планах сделать его инструментом «посерьезней». Надеюсь, в течение года модернизирую его и добавлю новые функции.
Каков принцип работы бота?
Принцип работы нехитрый. В сторителлинге история развивается по традиционному сценарию. В основе – классическая трехактная структура, но мой бот рассматривает ее чуть подробней. Обычно структура такова: в первом акте завязка, экспозиция, потом второй акт, в котором происходят основные перипетии, затем развязка – третий акт. На мой взгляд, самый интересный и сложный акт – второй. От проблемы, с которой сталкивается герой до катастрофы, в которой его мечты и желания разбиваются — нелегкий путь. Соответственно, основная направленность работы бота – проработка второго акта по шагам, чуть глубже. Таким образом, понимание процесса написания второго акта становится немного легче.
Бот работает так: ты начинаешь с экспозиции, описываешь героя. Далее происходит постановка проблемы — изменения в жизни героя, которые требуют от него определенных действий, иначе он столкнется с ухудшениями и неприятностями, которых он хочет избежать. Это традиционное начало любой истории. Неважно, фильм это, сериал, мультфильм или просто история из собственной жизни или бизнеса. Бот шаг за шагом ведет тебя от начала к концу истории. Я постарался подробно описать каждый шаг и дать дополнительную обучающую информацию, что именно должен содержать тот или иной этап. Таким образом, я хотел упростить жизнь людям, которые подходят к сторителлингу впервые, начинающим авторам, которым нужен своего рода поводырь.
Сколько людей сейчас используют вашего бота? Есть ли обратная связь?
На момент, когда я смотрел статистику, его использовали около 4500 раз. И это много. Чего, если честно, я совершенно этого не ожидал. Понятно, что львиная доля людей прошли всего несколько шагов: у одних терялся энтузиазм или они не знали, что делать дальше, или им просто было неинтересно, не хватало времени. 80% людей не пишут полную историю, но попытки есть, многие возвращаются, доделывают. Я не рекламирую бота нигде, кроме собственных блогов, при этом, сейчас в среднем за день – около 50 посещений. Если удастся расширить функционал, может, будет и больше.
Бот помогает структурировать мысли, а идеи по-прежнему создают люди?
Да, конечно, бот только помогает структурировать мысли. У меня есть личная веб-версия бота, в которую я добавил некоторые генераторы переменных на определенные шаги и этапы, но и этого мало. Дело в том, что на сегодняшний момент программа предлагает только те ветки развития событий, которые в нее заложены — их внес туда я, это мои собственные варианты и они ограничены. Безусловно, если начать обучать программу, она будет генерировать больше вариантов, и станет более полезным помощником. Но на сегодняшний момент программа неспособна сама создавать действительно креативные вещи.
Основная проблема для искусственного интеллекта – понимание контекста. Я слежу за технологиями и пока не существует какого-то изящного легкого решения. Во всяком случае, я с ним не столкнулся.
Самые креативные решения все еще лучше всех предлагает жизнь и они всегда новые. Если бы креатив крутился вокруг одного набора решений, товокруг нас не было бы так много новых книг, сериалов и прочего контента. Жизнь все время генерирует новые решения и новые проблемы. Возможно, когда-нибудь эта воронка закончится и все варианты развития событий, которые может создать жизнь закончатся или программа научится работать на таком же уровне… Я этого не исключаю, но, надеюсь, это наступит нескоро.
Есть ли сейчас в мире кризис идей?
Честно говоря, я думаю совершенно наоборот, что нет никакого кризиса идей, а более того сейчас Ренессанс идей: их появляется намного больше в силу того, что люди стали более откровенными, честными и свободными. Мы сейчас переживаем новую волну историй.
Раньше казалось, что навык писательского мастерства – для избранных, это романтическая профессия, талант, который дан немногим. Но возможность писать, публиковаться и показывать свой контент другим людям стала намного шире за счет Интернета, новых средств коммуникации. Вдруг выяснилось, что способность писать,формулировать и транслировать свои идеи и истории свойственна не единицам, а миллионам. На мой взгляд, большинство людей, понимающих какие-то базовые навыки, на это способны. То есть, ценность этого ремесла, как такового, с одной стороны, теряется, потому что этот элитный круг все время расширяется. Но,мне кажется, это хорошо для человечества в целом, потому что, чем больше будет идей, тем больше будет классного контента. Посмотрите на прокат, какие качественные работы выходят у нас и зарубежом. Посмотрите, что делают скандинавы, что делают в Индии, Корее, Австралии, не говоря уже о западно-европейских школах: французский, немецкий кинематограф переживают новый виток. Люди стали более открытыми, они достают на поверхность какую-то скрытую правду, которая часто раньше по разным причинам не находила выхода. Раньше ее транслировали какие-то очень смелые художники, писатели и режиссеры. Сейчас все люди это могут. Очень многие находят в себе смелость рассказывать правду, рассказывать истории, о которых никто не слышал.
История – это своего рода язык, который нужен для понимания сути, подтекста, это транслирвоание темы, истины, которую хочешь передать, или напомнить людям то, что они забыли. История нужна, чтобы обратить внимание на важную для автора вещь об остальных людях посредством правильной структуры и эмоционального содержания. Заинтересовать, захватить внимание и раскрыть тему лучше всего делать через пережитый опыт, через собственное мировоззрение. А поскольку мировоззрение – то, что отличает одного человека от другого, все истории – в какой-то степени неповторимы, ведь они прожиты уникальной личностью.
Каждый может научиться писать?
Сам навык рассказывать истории – несложный. Ему можно научиться. Я знаю, что в Америке уже давно это поняли и во многих школах учат создавать, придумывать истории. Не так, как у нас, к примеру, сочинение на заданную тему, диктант, а абсолютно креативные истории. И у нас это тоже набирает обороты, потому что генетически русские люди потенциально расположены к тому, чтобы создаватькреативный литературный контент. Нам есть чем гордиться, у нас мощные корни, образование, поэтому мне кажется, у России в этом плане большие перспективы.
Заменит ли в будущем искусственный интеллект сценаристов?
В ближайшее время, я думаю, конечно же, не заменит, пока кто-то из мощных корпораций не возьмется за создание подобного искусственного интеллекта. Это очень сложно, потому что много составляющих: контекст, лингвистика, уникальные возможности языка– программа пока с трудом понимает такие вещи, как ирония, сарказм и множество других вещей. Программу пока невозможно сделать эмоциональной, научить адекватно распознавать эмоции в тексте. Что говорить, многим людям до сих пор не свойственно полноценное понимание эмоций.
Создание программ, генерирующих контент, тем не менее, обязательно случится, потому что творческие люди – наверное, самые ленивые на свете и они первые, кто тянется к новым технологиям, кто пытается упростить собственную жизнь. Искусственный интеллект уже рисует, пишет музыку. В Японии, например, программа даже получила премию в литературной области. В Китае машина пишет новости. В целом, каждая плоскость, из которой состоит креативный контент, потихоньку создается программами. И это будет только прогрессировать. Когда-то я отводил на это 7 лет, сейчас думаю, что нам понадобится чуть больше времени, чтобы машиной действительно было создано что-то качественное. Чтобы научить программу,необходим миллион комбинаций. Историй, которые сегодня существует, недостаточно – это 10% от того, что нужно, чтобы программа научилась создавать контент на необходимом уровне. Но оставшиеся 90% легко сформируют миллионы людей, которые уже сейчас занимаются созданием своих историй и будут писать их в ближайшие годы.
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!