«Самая главная проблема, с которой все сталкиваются – лень»: Интервью с создателем КИТ-сценариста Дмитрием Новиковым
Дмитрий Новиков, программист, автор бесплатной программы КИТ Сценарист сейчас работает над новой версией продукта и собирает деньги на платформе Boomstarter. Редакция Moviestart поговорила с Дмитрием о том, почему не все готовы к бесплатным программам и каким будет новый КИТ Сценарист.
Как к Вам пришла идея создания КИТ Сценариста?
В далёком 2013 году я зарабатывал на жизнь фрилансом — создавал различные программы на заказ. Заказчики из совершенно разных сфер предлагали проекты по автоматизации работы своих сотрудников, созданию ПО для вендинговых аппаратов, насинаие приложений для проведения рекламных кампаний и много чего ещё, но однажды, мне позвонил режиссер (как потом выяснилось второй) и предложил встретиться – он хотел заказать софт для автоматизации своей работы. Поработать над проектом для сферы кино мне показалось очень интересным и не откладывая в долгий ящик мы устроили встречу. На встрече я узнал про киноиндустрию в целом, как примерно всё устроено, кто за какие процессы отвечает и какие проблемы были актуальны для индустрии на тот момент. В частности специализированный софт для сценаристов в 2013 году довольно плохо работал с кириллицей и большинство авторов работали в обыкновенном Word’е с плагинами, не имея всех удобств, которые предоставляет специализированные программы. С режиссером проект не сросся, но наша встреча заложила зерно интереса к индустрии в целом и к сценарному софту в частности.
Ещё в университете, когда я впервые познакомился с идеей открытого программного обеспечения, я загорелся целью поучаствовать в одном из таких проектов или создать свой. И вот, пожив некоторое время со знанием ситуации на рынке сценарного софта я решил испытать судьбу и попробовать создать свой маленький, пусть и локальный, но открытый проект. Тогда мне казалось, что проект не очень большой и за пару лет я смогу его полностью реализовать.
После того, как решение было принято, первым делом я создал тему на форуме сценаристов, в которой рассказал о своём желании и попросил обратную связь от реальных авторов сценариев, чтобы как можно подробней изучить вопрос.
Сценаристы-участники форума с большим энтузиазмом откликнулись на такое предложение и поделились своими проблемами, рассказали о том, что им нравится в существующем программном обеспечении и что можно улучшить. И вот через 4 месяца 13 марта 2013 года свет увидела первая версия программы КИТ Сценарист.
Сколько на данный момент людей пользуются программой?
По моим данным количество установок на сегодняшний день превысило 70 000 копий на разных устройствах, из них более 4000 пользователей использую программу как повседневный инструмент. В России у нас около 3000 постоянных пользователей, а все остальные – в основном из стран СНГ, но также довольно большой интерес к программе проявляют пользователи в Латинской Америке.
Пользователи постоянно дают обратную связь, как правило рассказывают о проблемах, с которыми они столкнулись, или хотят что-то уточнить, интересуются как можно сделать какое-либо специфичное действие в программе.
Программа доступна только на русском языке?
Нет, она уже переведена на 18 языков и постоянно идёт работа над созданием новых переводов. Изначально программа была только на русском, потом я захотел перевести ее на английский язык и заодно создал небольшую инструкцию с предложением каждому желающему перевести интерфейс на свой родной язык. Сценаристы из других стран выходят на связь и сами делают переводы.
Расскажите, пожалуйста, подробней о проекте на Boomstarter, на который вы сейчас собираете деньги.
Когда я начинал работу над КИТом, я не знал всей предметной области, ориентировался на западные аналоги, которые по сути представляют из себя текстовый редактор – ты открываешь программу и пишешь сценарий сразу в формате. В процессе роста проекта, стало ясно, что этап форматирования текста – лишь один из множества шагов в работе над историей, и причем не самый большой. Ему предшествуют этапы исследования, поиска материалов по теме проекта, разработка персонажей, сюжетных линий, наконец создание мира истории. Так вот лишь со временем пришло понимание, что идеи, фундамент, архитектура, заложенные в программу изначально исчерпали свой потенциал и «уперлись головой в потолок», программу стало сложно развивать и добавлять новые возможности. Поэтому я принял решение, что её нужно переделать по-сути с нуля, используя при этом наработанный опыт. Такая переработка требует много ресурсов и поэтому я решил запустить краудфандинг, что собрать определенную сумму, которая позволит ускорить процесс создания новой версии программы.
Этот проект тоже будет бесплатным?
Если краудфандинговая кампания завершится успешно, то я планирую ввести такую идеологию, как Delayed OpenSourse, чтобы последняя версия программы была доступна только для авторов поддержавших проект (по сути купивших лицензию), а предыдущая – бесплатно. Когда выходит следующее обновление, все новшества доступны только тем, кто поддержал проект, а предыдущая версия публикуется в открытый доступ.
Как думаете, почему не так много людей поддержали проект на Boomstarter – пока собрано менее трети необходимой суммы?
Я думаю, что проблема в бесплатности продукта. Когда на протяжении 5 лет ты много работаешь и отдаешь результат своего труда бесплатно, то со временем твой труд обесценивается. Люди начинают воспринимать это, как должное. Сейчас есть ребята, преданные фанаты, которые сразу поддержали, а остальные, наверное, думают: зачем?
Это одно из разочарований открытого программного обеспечения, с которым я столкнулся за время работы над проектом. Изначально я даже помыслить о чём-то подобном не мог, не то чтобы предвидеть. Но, ничего, урок извлечён из собственного опыта, и я тем не менее продолжаю двигаться дальше к мечте о лучшем программном обеспечении для авторов!
С 2013 года вы так или иначе связаны с киноиндустрией. За это время не захотелось самому заняться творчеством?
У меня в какой-то момент появилась мысль, что мне нужно самому начинать писать, чтобы лучше понимать специфику. Но, подумав над этим, посмотрев на проекты зарубежных авторов, я пришел к выводу, что не стоит этого делать. На Западе, к примеру, очень популярна фишка рекламировать софт таким образом, что он сделан «автором для авторов». Но когда на это смотришь более глубоко, видно, что человек передает только свой способ работы над проектами, потому что программное обеспечение получается заточено в первую очередь под потребности самого создателя. А мне наоборот интересно взять лучшие фишки из разных подходов. Когда ты сам не вовлечен, можешь со стороны выбрать лучшее, скомпоновать и создать своего рода мастерскую, оборудованную лучшими инструментами и каждый из которых находится на своём месте.
С какими проблемами и вызовами сталкиваются сегодня молодые кинематографисты?
На мой взгляд, самая главная проблема сегодня – это лень. Если ты хочешь что-то делать, ты просто берешь и делаешь. Мы живём в такое время, что каждый имеет неограниченный доступ практически к любой информации. По любой теме всегда можно найти множество книг и статей. Можно найти людей, которые занимаются интересным тебе делом, познакомиться, задать свои вопросы и даже поучиться. Поэтому проблемы КАК делать, сейчас не существует в принципе. А вот лень, или нежелание делать — это, на мой взгляд, вызов, с которым в наши дни сталкиваются не только молодые кинематографисты, но и вообще все люди на планете.
Но не хочется заканчивать на такой немного печальной ноте, хочется сказать — друзья, живите сегодняшним днём, не откладывайте свои идеи в дальний ящик, у вас никогда не будет подходящего момента, чтобы начать чем-то заниматься. Поэтому надо делать это прямо здесь и сейчас! Чтобы вы не задумали — здесь и сейчас! И только так!
Связаться с Дмитрием можно по почте: to@dimkanovikov.pro
Поддержать проект на Boomstarter
Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!