MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Новости > «Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет»: все о фильме «Битва», вышедшем в российский прокат

«Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет»: все о фильме «Битва», вышедшем в российский прокат

Фильм назвали «Битва». Все на студии и в съемочной группе шутили - теперь придется сражаться. И действительно пришлось, хоть фильм и не о войне. Он о том, как рухнул мир танцора после потери слуха, как он сумел подняться, как научился пусть не слышать, но чувствовать музыку каждой клеткой тела, и как доказал, что возможно даже…

Фильм назвали «Битва». Все на студии и в съемочной группе шутили – теперь придется сражаться. И действительно пришлось, хоть фильм и не о войне. Он о том, как рухнул мир танцора после потери слуха, как он сумел подняться, как научился пусть не слышать, но чувствовать музыку каждой клеткой тела, и как доказал, что возможно даже то, что на первый взгляд кажется за гранью человеческих сил и способностей. Проект фильма стал лауреатом Всероссийского Питчинга Дебютантов, а сам фильм был назван жюри победителем Московского фестиваля российского кино «Будем жить». 29 августа картина вышла в российский прокат.

О невидимых зрителю раундах боев, пройденных картиной, Moviestart узнал от режиссера фильма – Анара Аббасова.

Раунд 1 – Сценарий  
Идея родилась легко – и, наверное, это единственное в этом проекте, что пришло само, без усилий и без борьбы. Анар, тогда еще студент ВГИКа, познакомился с Максимом Шейниным, руководителем танцевального коллектива слабослышащих ребят. Впечатлился. Снял о них учебный документальный фильм. Мастер курса Алексей Учитель взял с Анара обещание, что когда-то он на основе этого материала сделает полнометражный художественный фильм. Слишком уж вдохновляющая история получилась – такую нужно было на большой экран.
 И вот сценарий был написан и получил одобрение Министерства культуры. Но было понятно, что такой авторский проект не сумеет найти свой путь к сердцу зрителя. Нужно было дорабатывать.
 Подключились редакторы киностудии «Рок», скрипт доктором пригласили Андрея Курейчика, только что прогремевшего с картиной «Движение вверх». Менялась структура, добавлялись герои, усиливались линии, рождалась геометрия – любовные треугольники, параллельные действия.

Раунд 2 – Кастинг  
Главный герой фильма – уличный танцор, техничный и вдохновенный.  
Ровно три месяца Анар проводил кастинг среди профессиональных танцоров, но ни один не убедил своим актерским талантом ни режиссера, ни продюсеров проекта. Тогда стали искать танцоров среди актеров. Случилось чудо – и им оказался Риналь Мухаметов. Но вместе с Риналем на «Битву» пришло давление со стороны еще двух проектов, где участвовал актер – «Комы» и «Вторжения». Нельзя было менять образ Риналя, сбривать щетину, стричь волосы. График актера был напряженным. Хореографию приходилось разучивать уже на съемках. Но энтузиазм актера зашкаливал: мечта его юности – танцевать – наконец воплощалась в жизнь.  
Роль Насти, возлюбленной главного героя, сыграла дебютантка Екатерина Кукуй. Это еще один подарок судьбы и еще одна победа в нелегкой битве.  С Игорем Миркурбановым, который исполнил роль продюсера Котлова, режиссер познакомился прямо на съемочной площадке. Под впечатлением находилась вся съемочная группа – это было такое точное попадание, что даже переодевать актера не пришлось.  
Анне Исаевой, известной по картине «Большой» для роли в «Битве» пришлось побороть в себе «балерину» и стать уличной танцовщицей. Благодаря ей также утвердили актера на роль соперника главного героя – Илью Антоненко, поразившего своей мощной энергетикой.  Артем Карпов, сыгравший роль слабослышащего мальчика Кости, до этого никогда не снимался в кино. По мнению режиссера, это еще одна находка. Во-первых, он крутой танцор. Во-вторых, он перспекивный актер и отлично справился с ролью.

Раунд 3 – Продюсер и режиссер  
Так сложилось, что Алексей Ефимович Учитель не только продюсер картины, но и преподаватель ВГИКа. А Анар – его ученик, которого он когда-то чуть не отчислил с первого же курса за проваленный экзамен. Тогда Анару только с третьей попытки удалось убедить мастера в том, что он способен снимать кино. И кто знает, может, если бы не такие экстремальные условия, Анар бы не пришел к гран-при на фестивале Арткино за свою дипломную работу «Гурбан», а потом к спец-призу жюри на крупнейшем фестивале короткого метра в Клермон-Ферране (Франция).  
Но одно дело учеба и короткий метр за свои деньги. Совсем другое – большое полнометражное кино и продюсерские решения. Жаркие обсуждения разгорались на каждом этапе. Кто побеждал? Никто – ни продюсер, ни режиссер. Выигрывал только сам фильм.    

Раунд 4 – Дети  
В фильме принимали участие слабослышащие дети, ученики 31-ой школы Санкт-Петербурга. На этом настоял режиссер, и продюсеры пошли ему навстречу. Хотелось, чтобы было понятно – это не просто картинка, не просто актеры, а действительность.  
Здесь были и кастинг, и актерский тренинг, и репетиции вместе со слышащими ребятами. С коммуникацией проблем не было: одни нахватались языка жестов, другие понимали без слов. Нужно отдать должное терпению детей: они выкладывались на 100% в каждом дубле, а количество дублей редко опускалось ниже 10.

Раунд 5 – Танцоры  
Хореографом всех танцевальных сцен был Евгений Барышев – легенда российского хип-хопа, и не только российского. Его победам нет счета как на отечественных чемпионатах, так и на международных.  
Анар с Евгением знакомы еще со времен проекта MTV «Звезда танцпола». До поступления во ВГИК, Анар 10 лет профессионально занимался танцами, так что знает о батлах не понаслышке.  
В картине Анару удалось собрать весь цвет российского танцевального движения. Костяк команды «Армия» составил питерский коллектив «Топ-9», неоднократные чемпионы мира, уже имевшие опыт в съемках голливудского кино. Команду «ALL4ONE» собирали из московских танцоров. Единственным исключением был Атажан Аллаберенов, который приезжал на репетиции из города Иваново. Это не просто лучший танцор России, это парень, который входит в пятерку лучших танцоров мира. Это гордость страны, как и все остальные участники команды: Тимур Камхадзе (Тимбо), Артем Быстров (Тёма), Дмитрий Реннер (Кадет), Анастасия Полякова (Пунча), Евгений Шелякин (Джипси), Денис Бубнов (Ден), Яна Мосокина.  Отдельно стоит отметить и тех, кто остался за кадром – дублеров, благодаря которым главные герои совершают невероятные трюки и танцуют во всех направлениях уличного танца.

Раунд 6 – Съемка.  
Самый короткий раунд, но самый массовый. Каждая смена как отдельная битва. Каждый участник съемочного процесса заслуживает отдельного внимания, но хотелось бы выделить оператора-постановщика Александра Демьяненко и художника-постановщика Асю Давыдову, работа которых видна невооруженным глазом и заслуживает высочайших оценок.

Раунд 7 – Монтаж  
Режиссер монтажа – Александр Амиров, за плечами которого такие фильмы, как «Последний богатырь» и «Дом». Целых 6 месяцев Саша сидел бок о бок с Анаром за монтажным столом. В итоге из двухчасовой сборки осталось только полтора часа. Наконец, финансирование на досъемку было найдено – и снова вернулись в монтажную.  

Раунд 8 – Музыка
Саундтрек к фильму исполнил Стас Гансбург, в рэп-культуре известный как «Домино». Композиторы – Эл Рей и Алексей Разумов. Мало кто знает, но режиссера Анара Аббасова и композитора Эл Рэя связывает двадцатилетняя дружба. По задумке режиссера, «не музыка создает танец, а танец создает музыку». А для композиторов это целая проблема, ведь у музыки свои законы, свой темпо-ритм, и он не всегда совпадает с ритмом танца. Приходилось менять скорость музыки, чтобы попасть в танец.  

Раунд 9 – Озвучание
Звукорежиссер фильма Олег Петренкин присоединился к проекту уже после монтажа. Несмотря на то, что на съемках писали чистый звук, некоторые сцены требовали озвучания. Основной проблемой было озвучить Костю, у которого роль слабослышащего мальчика. Акцент, с которым в действительности говорят такие дети, актеру воспроизвести сложно. Получалось плохо. Пригласили слабослышащих ребят – но стало только хуже. В итоге было принято решение оставить Костю без голоса, и это было правильно.  

Раунд 10 – Прокат
Решающий раунд, который определит победителя, но о нем пусть напишут зрители.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!