MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > «Наши кинематографисты стесняются писать нормальные бюджеты»: Интервью с основателем проекта Grant Buro Марией Зейд (Ивановой)

«Наши кинематографисты стесняются писать нормальные бюджеты»: Интервью с основателем проекта Grant Buro Марией Зейд (Ивановой)

В августе начал работу Grant Buro, первый в России проект, который помогает сценаристам, режиссёрам и продюсерам получать международные гранты на кинопроизводство. Редакция Moviestart побеседовала с основателем Grant Buro и кинокомпании Buta Films, кинопродюсером, журналистом и общественным деятелем Марией Зейд (Ивановой).

На какие гранты можно подать проект с Вашей помощью?

Гранты на сценарии, девелопмент, производство, постпродакшн, продвижение фильмов любого жанра и формата. Ограничение лишь в том, что фильм должен быть авторским и недорогим на понятную во всем мире тему. Мы не только подаем проект на гранты, но и составляем стратегию подач, анализируем проект, подбираем гранты индивидуально, связываемся с грантодателями, помогаем собрать и перевести документы.

Проект существует с августа, есть ли уже успешные кейсы?

Первым нашим клиентом стала Анна Карпова со сценарием полнометражного фильма «Лиля». У нее не было версии сценария на английском языке, поэтому, мы подали проект на российскую платформу «Кино. Платформа Potential». Сейчас ее сценарий вошел в шорт-лист питчинга и мы надеемся, что его заметят. За месяц мы взяли в работу около 50 проектов, некоторые удалось уже отправить на гранты – все зависит от скорости клиента – как быстро он предоставит нам нужные материалы. Обычно средний срок ответа от грантодателя 1,5-2 месяца. Среди наших клиентов: Александр Миндадзе, Наталья Мокрицкая, Игорь Волошин, Алексей Федорченко, Виталий Манский, Женя Григорьев. Сейчас мы рассматриваем проекты Марс Медиа, Арт Пикчерс, планируем работать со многими крупными студиями и продюсерами. Ведь часто невыгодно держать в штате людей, которые будут искать, анализировать, составлять стратегию подачи, собирать документы, подавать на гранты, общаться с грантодателями – мы представляем такие услуги на аутсорсе. У меня команда из трех человек, и с утра до вечера они занимаются только этой работой.

Как у Вас возникла идея создания Grant Buro?

В кинопроизводстве я довольно давно – уже 15 лет. Начинала с документального кино – мы сняли около ста документальных фильмов по заказу различных каналов. Когда стало тесно, я начала заниматься, так называемой, настоящей документалистикой. С Ромой Либеровым работали над несколькими проектами, а недавно я закончила свой дебютный док. о сирийских беженцах «Бежать от войны». У нас уже состоялась премьера совместно с представительством ООН по делам беженцев в РФ и фестиваль Сталкер вручил несколько наград. В 2014 году я ушла в художественное кино и, как оказалось, удачно. Наш первый короткометражный фильм «Последний» или Sonuncu – совместное производство России и Азербайджана попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля. Затем фильм взяли еще на 87 фестивалей и он получил 9 наград. После такого успеха, мне стало интересно снимать проекты вместе с разными странами, я начала новое направление – ко-продакшн с зарубежными партнерами. Также, я занимаюсь организацией международных мероприятий – в 2016 году мы провели Первый фестиваль российского кино в Ливане. Сейчас у меня на студии в запуске два сериала для интернет-платформ и два полных метра с копродукцией.

Вопрос финансирования проектов всегда стоял остро – к сожалению, в России не так много возможностей собрать бюджет на независимое кино. Министерство культуры, конечно, основной источник, но не все могут туда дотянуться, а многие просто не хотят. Есть отличные инициативы — Питчинг дебютантов, Кино. Платформа Potential, но этого мало. И такая услуга, как помощь в получении международных грантов на кинопроизводство, на рынке должна была появиться гораздо раньше. Но это никто не сделал. Не сделал – значит, сделаем мы!

Много ли российских проектов получают зарубежные гранты?

Очень мало. И в основном речь идет о крупных грантах, таких как Юримаж (Eurimages). Поддержку в последнее время получали Андрей Звягинцев, Иван Твердовский, Наталья Мещанинова, Юрий Быков. Хочу добавить, речь идет не о ко-продукции, а именно о грантах.

Почему так мало?

Мало – не потому, что не дают, а потому что не подают. Многие не знают, где искать, как подавать, пугает заполнение документов, форм, анкет, перевод на английский/французский. Творческие люди часто не умеют правильно заполнить документы и, сказать честно, не умеют себя продавать, правильно расставлять акценты, писать яркие логлайны, делать презентации, соблюдать дедлайны и так далее. Ведь подача на гранты – это не творческая работа, а аналитическая, скрупулёзная, требующая внимания и ответственности. Мы этот «груз» берем на себя.

Европейские и американские кинематографисты, особенно начинающие, давно живут на гранты – получают, снимают, участвуют в питчингах, лабораториях. Надеюсь, наши тоже со временем начнут подавать и сами – для этого мы проводим мастер-классы «Как получить международный грант на кинопроизводство, Практика без теории».

Каков, в среднем, размер существующих грантов?

Размер грантов следующий: на девелопмент можно получить 10-15 тыс. евро, на сценарий также 10-15 тысяч, на продакшн документального кино около 50-70 тыс. евро, на продакшн художественного полного метра 150-200 тысяч евро максимум (мы не работаем с крупными грантодателями, как Юримаж), на короткий метр можно получить на продакшн 50-70 тысяч евро. На пост-продакшн полных метров 50-80 тысяч евро максимум, короткие метры пост 15-20 тысяч евро, документальный пост-продакшн — 10-15 тысяч евро.

Также, мы подаем наших клиентов на участие в питчингах, лабораториях, воркшопах, резиденциях. Это тоже очень интересное направление. Есть гранты и на фестивали и на образовательные проекты – этим мы тоже занимаемся.

Очень важный комментарий, который дали многие грантодатели — пишите реальные сметы. К проектам с маленькими сметами фонды серьезно не относятся. Я это проверила на себе, в прошлом году подала на IDFA (самый престижный фестиваль документального кино в мире и одноименный фонд) свой документальный фильм и написала бюджет 10 тыс. евро. На что мне ответили — это не серьезно и очень мало. То есть, документальный полнометражный фильм дешевле 120 000 — 150 000 евро стоить не может.

Есть ли предпочтения у иностранных фондов и грантовых программ по тематике, жанру, стадии проекта, наличию иностранных инвесторов и ко-продукции?

Недавно мы были на форуме Балтийских стран в Риге, туда приехали многие представители европейских фондов. Мы, конечно, поинтересовались по поводу тем, условий для русских кинематографистов, нам ответили, что все очень ждут российские проекты, если говорить о документальном кино, то это должны быть фильмы на социальные, гуманитарные темы понятные всему миру. Что касается, художественных фильмов — это должны быть авторские, недорогие работы, опять же, на темы понятные и актуальные во всем мире. Конечно, когда у фильма уже есть зарубежный ко-продюсер — это плюс, так как на некоторые гранты, которые не работают с Россией (есть и такие) мы можем подать от ко-продюсера. Но в правилах грантов наличие зарубежного продюсера не является обязательным условием.

Часто у зарубежных фондов есть свои квоты – на кино из Восточной Европы, на кино, например, о людях с инвалидностью. И гранты есть узкоспециальные, например, грант на кино, где режиссер — женщина, которая снимает фильмы о людях с ограниченными возможностями. В последнее время появилось много грантов, которые поддерживают женщин-кинематографистов. Мы сейчас делаем русскоязычную базу международных грантов и сейчас их насчитывается уже больше тысячи и база ежедневно пополняется, а всего в мире сотни тысяч грантов, включая, питчинги, лаборатории и воркшопы.

Важно, ли чтобы в фильме снимались иностранные актеры или были использованы зарубежные локации?

Некоторые гранты ставят условие, чтобы деньги были потрачены у них в стране. Но это уже называется ко-продакшн, так как такой грант чаще всего дают только продюсеру из страны гранта. Если грант привлекательный и проект супер, то мы можем сделать исключение и помочь найти кинематографисту со-продюсера. У нас есть дружественные зарубежные компании, которые готовы сотрудничать с Россией. Но в большинстве случаев мы выбираем гранты, где нет подобного условия.

На что легче получить грант: на документальное или игровое кино?

Нет такой статистики, все зависит от темы фильма. Грантов много как на документальное кино, так и на художественное.

Проще получить грант, имея только сценарий или уже частично снятый фильм?

Если есть сценарий, то можно получить грант на продакшн, если есть отснятый материал, то на завершение и на пост-продакшн. Проще или нет, опять же – все зависит от темы фильма. Мы советуем пробовать получать гранты на ранних этапах — на девелопмент или написание сценария. Часто те же самые гранты, если им очень нравится ваш проект, помогают и с продакшном.

Можно получить только деньги или ещё какие-то ресурсы? Какие?

Иногда мы встречаем в описании грантов, что грантодатель может оказать не только финансовую помощь кинопроекту, но и предоставить оборудование, а также, вместо денег, предоставить услуги постпродашна, например, что тоже очень не плохо.

Влияет ли наличие зарубежного гранта на перспективы участия в престижных зарубежных фестивалях?

Если вы получили грант, например от IDFA, то сто процентов, они будут следить на вашим проектом и скорее всего возьмут на фестиваль. Тоже самое и с другими грантами от фестивалей. Сандэнс, Berlinale (там воркшоп), Hubert Bals Fund | IFFR грант от Роттердамского кинофестиваля и так далее.

Как узнавать о старте приема заявок на тот или иной грант? Есть ли список самых популярных и лояльных для российского кинопроизводства грантодателей?

Мы ежедневно мониторим ресурсы грантодателей, часто дедлайны переносят, в нашей базе самая свежая информация. Также, мы общаемся с грантодателями напрямую и при необходимости получаем нужную информацию. Приходите к нам и узнаете про популярность и лояльность.

Можно ли самому успешно подать заявку на грант или обязательно обращаться к специалистам?

Можно. Но как я уже говорила, наши кинематографисты редко сами подают заявки.

Если говорить коротко, у какого проекта есть шанс получить грант?

Незаурядный сюжет, который будет интересен во всем мире, небольшой бюджет, терпение и настойчивость (чтобы дождаться ответа от гранта и не опускать руки)

Какие вызовы, на ваш взгляд, сейчас стоят перед современными молодыми кинематографистами?

За эти два месяца мы побывали на многих питчингах. И что мы заметили, что есть очень интересные работы, но плохо упакованные. С очень низким бюджетом, представьте, что в одной киношколе все проекты на питчинге, а это постановочное короткометражное кино, причем по 30-40 минут, оценивались всего в 250 000 рублей! Наши кинематографисты просто стесняются писать нормальные бюджеты или их так учат. А грантодатели наоборот просят делать реальные, европейские сметы. Каждый член группы должен работать за деньги, тем более режиссер. Не пишите локации – лес, железная дорога только из-за скудности бюджета, пишите так, чтобы это не отразилось на качестве картины. Если нужен аэропорт, значит будет аэропорт, если нужна массовая сцена – значит, должна быть действительно массовая сцена, если нужна анаморфотная оптика и она оправдана – так и пишите.

Я слышу много историй, что молодые режиссеры берут кредиты в банках, а часто не только на себя, но и на всех членов семьи и снимают кино. Это кино чаще всего потом никто не видит, а человек вынужден возвращать кредит много лет и он уходит из профессии, разочаровавшись и опустошенный.

Фото: Лена Керн.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять