MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > Серафима Орлова: «Сейчас сценарий повести «Голова-жестянка» практически не отходит от сюжета, наоборот, некоторые линии раскрыты более полно».

Серафима Орлова: «Сейчас сценарий повести «Голова-жестянка» практически не отходит от сюжета, наоборот, некоторые линии раскрыты более полно».

Тема буллинга и моббинга среди школьников – одна из самых актуальных, волнующих миллионы кинематографистов по всему миру, но говорить об этом с экранов решаются не все. История Жени (Жести), описанная в книге «Голова-жестянка», раскрывает все сложности взаимоотношений современного подростка с родителями, сверстниками и учителями. Как пришла идея экранизировать повесть «Голова-жестянка», вышедшую в издательстве «КомпасГид» в 2019 году, мы обсудили с писателем и сценаристом Серафимой Орловой. Выход фильма планируется в 2021 году.

Как бы вы сами в одном предложении охарактеризовали, о чём эта история, если бы рассказывали человеку, который ничего о ней пока не знает?

Серафима Орлова: «О том, как человек собирает сам себя по кусочкам после случившейся беды, и о том, что всегда найдется тот, кто поможет, надо не терять надежды».

Когда и как вам поступило предложение об экранизации книги «Голова-Жестянка»?

Серафима Орлова: «Насколько я помню, всё точно определилось в конце 2018 года. Я как раз приехала в Москву на первую сессию проекта Театра Практика – лабораторию «практика постдраматурга». С продюсером будущего фильма Иваном Капитоновым мы общались и до этого, потому что я обучалась в 2017 у него на курсах в киношколе «Свободное кино». И тут у него возникла идея об экранизации «Головы-жестянки». Я была рада — это не то слово, перспектива фантастическая, это была моя мечта и цель до 30 лет — написать книгу и чтобы появился фильм по моему сюжету (желательно по этой самой книге). И вдруг это забрезжило так рядом, так явно. В конце 2018 я познакомилась с командой QS Films и процесс пошёл. Из суеверия я долго старалась никому об этом не говорить».

Герои и сам сюжет очень кинематографичны. По многочисленным отзывам читателей понимаешь, что они прониклись историей, пережили вместе с героями все непростые события. Сценарий уже вами написан и отдан в производство. Скажите, ждут ли зрителей неожиданные изменения и повороты? Какие были сложности в работе над сценарием?

Серафима Орлова: «Сценарий может меняться и в дальнейшем, при непосредственном кинопроизводстве, это нормально. Сейчас он практически не отходит от сюжета, наоборот, некоторые линии раскрыты более полно. Другие, к сожалению, ушли в тень — иначе просто не влезет в хронометраж. Мне кажется, история стала более драматичной и сосредоточенной на переживаниях главных героев. Работать над сценарием было на удивление легко. Команда QS Films, атмосфера, которая в ней сохраняется, помогала и всеми силами способствовала творчеству, бережно поддерживая и развивая начатое. Здорово работать вместе с Натальей Дубовой, моим редактором».

3 совета начинающим авторам, как работать над написанием сценария?

Серафима Орлова: «Побольше смотреть кино, особенно референсов — того, что как-то резонирует с сюжетом, атмосферой вашего фильма. Много читать, не только сценариев, но и в принципе литературы, прозы, драматургии, поэзии, быть в курсе литературной ситуации в стране — идеи, соавторы, вдохновение могут прийти с неожиданных сторон.
Стараться попасть в киносреду, если вы ещё в ней не находитесь — с помощью обучения, курсов, практической работы на площадке, чтобы увидеть и узнать всё изнутри».

Режиссер и продюсер советовались с вами по поводу актеров? У вас есть свои фавориты на роль главной героини и других персонажей?

Серафима Орлова: «Да, мы обсуждали возможный кастинг. Но в этом плане у меня позиция, привычная для моей основной специальности, драматурга. Важно, чтобы создатели фильма постарались выполнить задачу, поставленную перед собой, наилучшим образом. Они должны выбрать краски, чтобы создать самостоятельное художественное высказывание, вдохновлённое книгой и основанное на её сюжете, но не иллюстрирующее её. И выбор актёров может быть самым неожиданным, от звёзд до пока никому неизвестных талантов. Я мечтаю о том, чтобы между персонажами была химия, чтобы они сохраняли харизму истории. Думаю, что с такой командой удастся добиться этого эффекта и найти именно тех исполнителей, которые справятся наилучшим образом.

Сейчас проблема домашнего насилия и буллинга в школе – две самые остро обсуждаемые темы. Мир изменился, теперь никто ничего не скрывает, а наоборот, через социальные сети выносит все негативные стороны своей жизни, пытаясь рассказать о сложной ситуации в семье, найти защиту у своих подписчиков. А что делать подросткам, которые оказались в такой ситуации?

Серафима Орлова: «Не молчать, разбираться с помощью взрослых и вовремя менять школу в крайних случаях. К буллингу добавился ещё и моббинг, так что, если писать посты о травле в соцсетях, это может быть палкой о двух концах, привлекать троллей и приводить человека в ещё более опасное, психически надломленное состояние. Взрослый, который может помочь, очень нужен. Надо не сдаваться и искать его. Дополнительное образование, телефоны доверия, психологи, волонтёры, вожатые – где-то найдётся тот, кто придумает, как помочь».

«Голова-Жестянка» – это современная история о подростках для подростков. Какие 5 книг и 5 фильмов (или сериалов) посоветуете прочитать/посмотреть тинэйджерам этим летом?

Серафима Орлова: «Иди и возвращайся» и «Магию зеро» Евгении Овчинниковой, по-моему, это очень летние книги, погружающие в атмосферу и таинственность закрученного сюжета. «Дом напротив» Алекса Хариди – это дерзкая и необычная книга, любители заброшенных домов и семейных тайн должны обязательно обратить на неё внимание. «Ураган в подарок» Анны Игнатовой, «Маркиз Кит де ла Бален» Франсуа Пласа в переводе Михаила Яснова.. Сериалы «В поисках Аляски» и «Конец гребаного мира», советские кинокартины «Павлуха» и «До свидания, мальчики». А для поклонников аниме «Изгнанник» (The Last Exile).

Беседовала Мария Петрова