Против порядка – сериал «Дивный новый мир»
Создатели сериала «Дивный новый мир» отказались от многих идей известной книги Олдоса Хаксли и не стали подражать острой критике современности сериала «Чёрное зеркало». Дмитрий Елагин разбирается, как в новой экранизации искусство разрушает идеальный мир будущего и спасает человечество от забвения.
В любом произведении о будущем гиперболизируется какая-то проблема современности. В книге «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли мир работает по принципам классового общества, где место человека в системе определяется с рождения. Если Джордж Оруэлл в «1984» пугал читателя тотального контролем, то у Хаксли все люди стремятся к постоянному удовлетворению, которое они называют словом «счастье». В мире Хаксли нет чувств, нет печальных воспоминаний, только позитивные эмоции. У людей будущего нет отношений, секс только ради удовольствия. В отличие от оригинала, создатели сериала «Дивный новый мир» не делают свой мир «чёрно-белым», где ценности одного общества абсолютно ужасны, а другого ангельски прекрасны. Писатели прошлого столетия часто помещали худшие проблемы их современности в фантазии о будущем, но для нас их «страшное» будущее уже настало: сексуальная революция случилась, люди проводят часть жизни в социальных сетях, и почти в каждое устройство встроен следящий глаз камеры. Поэтому создатели сериала вместо однотонной критики современности в будущем фокусируются на проблемах неоднозначности природы человека.
В «Дивном новом мире» люди отдали свою судьбу в руки искусственному интеллекту, который выстроил для них город будущего Новый Лондон. Это стерильное пространство, где низший класс за наркотик «сому» обслуживает высший, который после монотонной работы идёт на вечеринки/оргии под музыку техно. В этом мире нет истории, новое моментально заменяет старое, поэтому невозможна рефлексия прошедших событий. В восьмой серии «дикарь» Джон спрашивает у советника Бернарда из класса А+, как звали предыдущего директора бюро стабильности. Они не могут вспомнить его имени, и зритель тоже, хотя видел его на протяжении первых трёх серий.
В «Дивном новом мире» без чувств нет места искусству, есть лишь постоянные копии и иллюзии. Но авторы помещают в сериал артефакты, популярные песни прошлых десятилетий и картину Франциско Гойи «Третье мая 1808 года в Мадриде». Режиссёрша театра чувств класса А+ Хельм говорила Джону, что в их мире никто не отличает разные композиции в музыке, потому что они все одинаковые. Но картина Гойи существует в единственном экземпляре, и это поражает Хельм по нескольким причинам. Полотно рассказывает историю, о важности которой забыли люди Нового Лондона, и показывает возвышенный, романтический сюжет смерти испанский повстанцев от французских военных. В сериале в середине картины находится чёрная дыра, которая напоминает о технике порезов и отверстий в произведениях Лучо Фонтаны, и поэтому говорит о непознаваемости и загадочности мира. А неизвестное опасно для общества Нового Лондона которое во имя связи всех людей отрицает индивидуальное, создаваемое опытом прожитой жизни.
В мире будущего без прошлого, обычный человек будет ещё сильнее испытывать страх смерти, поэтому Джон, как когда-то древние люди, создаёт на стенах комнаты «наскальные» рисунки, память о своей жизни. От прошлого мира остался театрализованный городок «дикарей», созданный для развлечения туристов, но несмотря на его декоративную природу – это единственное место, где осталось что-то настоящее. В городе будущего в архитектуре царит чёткость и прямота линий, он раскрашен в холодные, пастельные тона. Авторы сериала несколько раз показывают, что человек всегда стремится к естественной среде обитания, к природе – управляющая городом Монд сначала смотрит на голограмму моря с возлюбленным, а когда оказывается среди развалин старого мира, касается поверхностей, покрытых зелёными растениями.
Природа всегда противостоит правилам, созданным человеческим интеллектом. Создатели «Дивного нового мира» видят человека частью её частью, поэтому в сериале повторяется фраза, что человека нельзя исправить, что в нём всегда есть изъян. Если в «Чёрном зеркале» люди либо ломались под давлением технологиям, либо смирялись с их властью, то создатели «Дивного нового мира» верят в светлое будущее человечества. Джон является частью природы, а потому разрушителен для общества, где всем управляет искусственный интеллект. Компьютер может предсказывать только то, что находится в поле его исчислений – ограниченность становится причиной его гибели. Но у истории человечества нет конца: над «старым» миром люди опять построят «новый».
Дмитрий Елагин