MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Рецензии > Отрекаясь от себя – о фильме “Вера”

Отрекаясь от себя – о фильме “Вера”

Beat Film Festival продолжается, 3 августа состоялась российская премьера документальной ленты «Вера» о религиозной секте. О деликатной режиссуре Валентины Педичини пишет Дмитрий Елагин.

Играет техно, мерцает стробоскоп, люди в белой одежде танцуют в небольшом помещении с зеркалами – нет, это не вечеринка в клубе, а религиозное действо. Танец становится культовым, когда главный мужчина начинает прикрикивать в такт музыке. Он – диджей и создатель секты, где люди тренируются физически и духовно, чтобы в роковой день дать бой демонам.

Режиссёрша документальной картины «Вера» (Faith, 2019) Валентина Педичини получила разрешение на съёмку от главы секты и показывает их культ с уважением. В начале дав небольшое пояснение смысла их культа, она не использует закадровый комментарий и редко манипулирует настроением через внекадровую музыку, давая событиям раскрываться самим по себе. Хотя глава сказал, что хочет открытости, везде есть предел – может быть только намёк на насилие и на сексуальную связь лидера с проходящими посвящение в воины девушками.

Члены культа показывают представления, которые не надо репетировать – это ежедневные молитвы, тренировки, посвящения и другие повторяющиеся ритуалы, доведённые до мастерства за много лет практики. Зацикленность жизни членов общины показана не только через повторяемость локаций и ритуалов, но подчёркивается особой операторской работой. Например, камера панорамирует по кругу, снимая общие ритуалы сектантов, или начинает и заканчивает сцену тренировки в одной точке, образуя изогнутую спираль.

Один из шагов к становлению воином – это самопознание и становление настоящим собой. Для этого люди ночью смотрят в зеркало и проговаривают свой новый образ. В этом проявляется особое высокомерие сектантов, которые не хотят быть простыми людьми. Хотя лидер не смотрит в зеркало, а только подсказывает нужные слова, его тщеславие отражается в увеличивающейся картине богородицы с младенцем над его кроватью.

Массовый танец повторяется в конце фильма, лидер-диджей ставит хаус-ремикс страстной песни Sono Già Sono, но вместо сосредоточения на группе людей оператор медленно поднимает камеру к полной луне, в темноте бесконечной ночи которой слышны сверчки. Фанатичное стремление людей стать частью высшего меркнет при взгляде на окружающий мир, который переживёт создателя и членов секты. Уже вербально эта же мысль передается в следующем кадре, где мать укладывает ребёнка спать. Сначала она рассказывает ему сказку о воине, победившем дракона, а потом более нежным голосом начинает петь колыбельную, по сюжету которой поезд стремится к свободе. Если взрослые, как роботы, сосредоточены и не замечают камер, то маленькие дети нарушают границу, улыбаясь и смотря прямо в объектив. Это даёт маленькую надежду на их свободное будущее.

Дмитрий Елагин