MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Рецензии > Иллюстрированная биография – о фильме «Говорит Трумен Капоте»

Иллюстрированная биография – о фильме «Говорит Трумен Капоте»

Писатель Трумен Капоте провёл детство на юге Америки, а потом вместе с матерью переехал в город грез Нью-Йорк. В фильме его сравнивают с Марселем Прустом, тоже писавшем о высшем обществе, но судьба Капоте скорее напоминает историю Жульена из «Красного и чёрного» Стендаля. О том, как стремление стать частью бомонда оборачивается ненавистью к нему, рассказывает Дмитрий Елагин.

Картина «Говорит Трумен Капоте» Эбса Бёрноу – это подробная визуализация биографии. Вместо цикла интервью, которые можно сделать в форме подкаста, режиссёр рассказывает историю визуальными средствами. Он использует фотографии, постановочные и архивные кадры, чтобы сделать фильм более динамичным и разнообразным и наиболее точно передать дух Нью-Йорка. В этом проявляется его талант кинематографиста, целью которого всегда стоит визуализация абстрактных образов.  

Такую же игру с запечатлением устроил Капоте в документальном романе «Услышанные молитвы», где записал грязные сплетни о своих друзьях из высшего общества. Описываемая в фильме элита Нью-Йорка напоминает парижскую из «Красного и чёрного», страдающую от постоянной скуки. Капоте, как и Жюльен Сорель, родился не в богатой и известной семье, поэтому обладатели состояний и их жёны видели в нём шоумена и фрика. В картине друзья и коллеги Капоте называют публикацию отрывков из «Услышанных молитв» самоубийством, но никто не спрашивает: «А зачем он это сделал?». Сам Капоте отвечает в одной из записей, что его «друзья» были лишь материалом для книги, не субъектами, а объектами для изучения. Поэтому можно предположить, что публикация скандальной информации не была для него безумным шагом, а оказалась долгожданным уходом из надоевшего, пахнущего лицемерием и ложью «социального гетто» богачей.

Искренность и свободу писателя режиссёр подчёркивает двумя последними кадрами, которые по сюжету идут после смерти Капоте. В первом его друг рассказывает, что писатель всегда возил с собой имбирное печенье (вспоминаются лимонные мадленки у Пруста), которое ему в детстве пекла тётя. Живя в двуличном обществе, для которого записанные секреты стали жестоким зеркалом, автор хранил предмет из детства, времени, когда он был счастлив. Во втором, молодой Капоте гуляет у моря, а потом подходит к камере и улыбается в неё. Благодаря многим фильмам (от «400 ударов» Франсуа Трюффо до «Портрета девушки в огне» Селин Сьяммы) море в кино стало типичным символом свободы. Так режиссёр Эбс Бёрноу показывает, что свобода всегда оставалась внутри создателя «Завтрака у Тиффани», «Других голосов, других комнат», «Хладнокровного убийства» и других произведений.

Дмитрий Елагин