«Феномен якутского кино» обсудили на бизнес-площадке 43 ММКФ
23 апреля в фестивальном центре «Октябрь» в рамках бизнес-площадки и деловой программы 43-го Московского международного кинофестиваля состоялся Open talk «Якутский феномен. Как снимается кино в самом кинематографичном регионе?» Спикерами встречи выступили: директор киностудии «Сахафильм» Дмитрий Шадрин, директор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис, режиссер фильма «Холодное золото» Петр Хики. Модератором мероприятия выступил кинокритик, советник ректора ВГИК Андрей Апостолов.
Стоит отметить, что конец апреля стал одним из важных и знаковых периодов для якутского кинематографа. Сразу несколько событий общероссийского масштаба посвящены развитию киноиндустрии в республике. В рамках празднования Дня Республики Саха (Якутия) 27 апреля в Москве состоится показ исторической драмы «Тыгын Дархан» режиссера Никиты Аржакова. С 30 апреля по 8 мая в московском кинотеатре «Иллюзион» пройдет большая ретроспектива, посвященная якутскому кино. В том числе будет показана картина «Царь-птица» Эдуарда Новикова, завоевавшая главную награду 40-го ММКФ. Также в рамках ретроспективы состоятся премьеры трех фильмов, которые в дальнейшем выйдут в российский прокат: подростковая история любви «Потанцуй со мной» Никадра Федорова; мистического триллера «Замыкание» Татьяны Эверстовой и военной драмы «Рядовой Чээрин» Дмитрия Кольцова.
Картина режиссера Петра Хики «Холодное золото» будет представлена на Московском питчинге дебютантов, который пройдет в рамках бизнес-площадки ММКФ. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о председателе колхоза Егоре Павлове – организаторе банды охотников, которые нападали сначала на таборы оленеводов, а затем переключились и на золотые прииски. По словам режиссера, фильм снят в жанре истерн по аналогии с вестерном, и сейчас находится на стадии постпродакшена.
Что привело к успеху именно якутский кинематограф? Насколько это экспортируемый опыт? Останется ли это явление автономным? Почему хорроры и триллеры в якутском кино особенно удаются? На эти и многие другие вопросы отвечали спикеры встречи.
Дмитрий Шадрин, директор киностудии «Сахафильм»: «В Якутии есть древний эпос «олонхо», когда рассказчик ходит по деревням со своими историями по несколько дней в течение года и собирает вокруг себя слушателей. Видимо то, что мы когда-то услышали, сегодня показываем через экран. Наверное, в этом и есть наш секрет успеха. В 2006 году начался якутский кинобум — в год выходило по 12-14 картин. В настоящее время выходит примерно по семь картин в год. Знаете, когда-то мы снимали фильмы только для своей аудитории, и надо признаться, что наш якутский зритель очень требовательный. Сейчас мы адаптируем национальный кинематограф для широкой аудитории, ведем переговоры по копродукции и в дальнейшем будем работать со стриминговыми сервисами. Наша главная цель – выйти за пределы республики. Благодаря международным кинофестивалям, и в первую очередь ММКФ, мы имеем такую возможность. Конечно, на сегодняшний день наше кино узнаваемо пока в узких кинематографических кругах. В ближайшее время мы планируем снимать мини-сериалы, у нас есть много тем и идей. Якутский кинематограф не должен поддаваться тенденции подражания американскому, поэтому мы должны сфокусироваться именно на жанрах хоррора и мистики».
Ирина Энгелис, директор Якутского международного кинофестиваля: «В 2011 году мы организовали республиканский фестиваль «Кино Арктики», который и стал отправной точкой при создании якутского международного кинофестиваля. В его программе сейчас два конкурса – основной и документальный. Ключевыми темами являются вопросы национальной культуры в глобальном мире. Хочу отметить, что у нас нет федеральных сетей, кинотеатры в Якутии частные и муниципальные. Именно они поддерживают наше национальное кино со своим уникальным почерком и киноязыком, что является одним из главных факторов его развития».
Андрей Апостолов отметил, что якутская национальная кинематография стала отдельным полноценным явлением. По его словам, этот феномен говорит о «значимости фестивального движения в развитии национальных кинематографий». Благодаря именно кинофестивалям, по его мнению, о якутском кино знают и пишут критики.
Полную запись мероприятия можно посмотреть здесь:
Бизнес-площадка 43-го Московского международного кинофестиваля и деловая программа Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума проходили с 22-го по 25-е апреля включительно.
В программе мероприятий – презентации зарубежных платформ и образовательных программ с участием европейских экспертов, серия open-talk и презентация региональных кинокластеров «Снимаем кино в России» с участием представителей 27 субъектов РФ.
Ключевым событием станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборочная комиссия выбрала 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также награды от партнеров и экспертов питчинга.
Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»).
Текст – Наталья Тонких