MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Бизнес-площадка 43 ММКФ > Региональное кинообразование обсудили во второй день работы бизнес-площадки 43-го ММКФ

Региональное кинообразование обсудили во второй день работы бизнес-площадки 43-го ММКФ

Представители российских образовательных учреждений и творческих объединений в рамках open-talk «Особенности подготовки кадров в регионах» рассказали о программах обучения, перечислили проблемы, с которыми сталкиваются кинематографисты на местах, а также отметили, какие навыки необходимы для работы в региональных проектах и на глобальном рынке. 

В дискуссии, которая прошла 23 апреля в гибридном формате, приняли участие Борислав Володин (Art Мasters), Павел Данилов (Санкт-Петербургский институт кино и телевидения), Анна Шарова (Московская школа кино), Дмитрий Котов (Высшая школа экономики, киношкола «Арка»), Маргарита Посадских («Медиаполис», Тюмень), Ульяна Белецкая(Siberia.doc, Красноярск), Ирина Белова («Енисей Кино», Красноярск), Павел Печенкин(Пермская кинокомиссия) и Алексей Барыкин (Казанский институт кино и телевидения).

Куратор бизнес-площадки ММКФ, руководитель проекта «Всероссийский молодежный кинофорум», исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, выступивший модератором встречи, отметил, что одной из задач Союза кинематографистов является поддержка представителей отрасли в регионах.

«Всего 2-3 года назад получить профильное образование можно было лишь в крупных городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Получив специальность, выпускники киношкол и институтов культуры уже не возвращались в свой регион и растворялись в мире большого кино. Но сейчас ситуация меняется», – пояснил Дмитрий и добавил, что в данный момент проводится исследование регионального образования с участием ряда образовательных центров страны.

Ректор Высшей школы кино «Арка», сценарист и продюсер Дмитрий Котов рассказал об успешном взаимодействии в сфере образования с Калининградской областью. По его мнению, именно регион должен выражать заинтересованность в сотрудничестве с коллегами из центра, причем не только на уровне правительства, но и самих студентов. При этом он напомнил, что подготовка кадров на местах положительно отразится на кинематографе в целом.

«Приезжающие в регионы кинематографисты заинтересованы в том, чтобы на местах был квалифицированный второй состав – это позволит не везти всю съемочную группу. Обученные и практикующие профессионалы впоследствии дают толчок к развитию местного кинопроизводства. При этом важно, чтобы они делали не только короткометражки, но и стремились создавать более крупные проекты», – подчеркнул участник дискуссии. 

Заместитель директора Московской школы кино (МШК) Анна Шарова отметила, что взаимодействие с регионами будет развиваться в условиях цифровизации.

«Регионы часто обращаются к нам с просьбой помочь, и мы проводили небольшие мастер-классы, как правило, в рамках различных фестивалей. Пандемия изменила ситуацию – в период карантина все 29 образовательных направлений МШК были переведены в онлайн. Мы начали пересматривать наши подходы и формировать часть программ с акцентом на регионы», – уточнила спикер.

Однако она выразила убежденность в том, что развитие регионального кинематографа, в том числе кинообразования, возможно только при поддержке государства.

Участники встречи из регионов представили свои кейсы и поделились опытом просветительской деятельности на местах.

Директор Центра развития региональных медиа и кино «Медиаполис» Маргарита Посадскихрассказала историю его развития – когда маленький продакшн за несколько лет вырос до градообразующего предприятия, резиденты которого успешно выполняют крупные заказы. По ее мнению, помимо совершенствования системы кинообразования в регионах необходимо развивать новые направления – диджитал и компьютерную графику. Это позволит выходить не только на федеральный уровень, но и включаться в глобальные производственные цепочки.

Руководитель проекта Siberia.doc Ульяна Белецкая отметила, что в стране не хватает продюсеров документального кино, хотя есть достаточно высокий спрос на эту профессию. Решить проблему продюсер намерена с помощью образовательного проекта «Сибирская школа нового кино», который уже востребован не только в Красноярском крае, но и соседних регионах.

Таким образом, становится очевидно, что креативная часть российского общества живет насыщенной жизнью, демонстрируя серьезный творческий и технический потенциал, однако необходимы поддержка государства и системный подход к реорганизации системы кинообразования. По мнению спикеров, в ближайшее время нужно установить стандарты образования, позволяющие готовить квалифицированных специалистов по всей стране, – возможно, в этих целях будут созданы центры развития и поддержки компетенций. При этом студентов лучше вовлекать в кинопроизводство с самого начала обучения – в противном случае, как показывает практика, люди не задерживаются в профессии.

Также важно учитывать специфику регионального кино: оно дешевле и аутентичнее «больших» столичных проектов. Соответственно, региональные киностудии должны уметь работать мобильно и с меньшими бюджетами.

Наиболее перспективными финансовыми моделями участники встречи считают частно-государственное партнерство и систему грантов и субсидий.

Полную запись мероприятия можно посмотреть здесь:

Бизнес-площадка 43-го Московского международного кинофестиваля и деловая программа Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума, действуют с 22-го по 25-е апреля включительно.

В программе мероприятий – презентации зарубежных платформ и образовательных программ с участием европейских экспертов, серия open-talk и презентация региональных кинокластеров «Снимаем кино в России» с участием представителей 27 субъектов РФ.

Ключевым событием станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборочная комиссия выбрала 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также награды от партнеров и экспертов питчинга.

Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»). 

Текст – Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять