MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Бизнес-площадка 43 ММКФ > Open-talk «Кино после пандемии. Развитие индустрии в цифровую эпоху» прошел в первый день работы бизнес-площадки 43-го ММКФ

Open-talk «Кино после пандемии. Развитие индустрии в цифровую эпоху» прошел в первый день работы бизнес-площадки 43-го ММКФ

Как пандемия изменила рынок? Как продюсеры относятся к тому, что снимают? При помощи чего можно выбраться из цифрового одиночества? Нужно ли игрокам киноиндустрии быть социально ответственными? Почему сериал «Чикатило» – это развлечение, а «Чики» – нет? 

Эти и другие вопросы обсудили в ходе open-talk «Кино после пандемии. Развитие индустрии в цифровую эпоху». Встреча прошла 22 апреля в рамках бизнес-площадки 43-го ММКФ и деловой программы Московского молодежного кинофорума.

Участники – Дмитрий Табарчук (генеральный продюсер Art Pictures Vision), Наталия Клибанова (главный продюсер «Амедиа Продакшн»), Антон Калинкин (учредитель веб-кинотеатра CHILL и Ассоциации производителей web-контента).

Модератором мероприятия выступил Никита Тихонов Рау – продюсер, генеральный директор Лаборатории социального кино «Третий сектор».

По словам Дмитрия Табарчука, в период карантина кинематографисты интенсивно работали над производством сценариев, а после снятия ограничительных мер все начали лихорадочно снимать. Это привело к повышению гонораров актеров, которые оказались занятыми в нескольких проектах одновременно и порой были вынуждены отказываться от участия, поэтому продюсеры в поисках замены открывали новые имена. Таким образом, на отечественном небосклоне загорелись молодые звезды. 

Наталия Клибанова дополнила коллегу, отметив, что это касается не только актеров – кинопроизводственный «цех» пополняется новыми кадрами, состоящими из выпускников киношкол, которые в последнее время ведут активную и продуктивную деятельность. Благодаря этому отрасли постепенно удается решить проблему нехватки специалистов, которая, однако, остается острой в условиях стремительно меняющегося рынка и битвой за зрителя.

«Уровень контента российских производителей значительно вырос за последние 2-3 года и стал интересным для международных дистрибьюторов. Также выросли амбиции российских продюсеров, которые накопили определенный опыт: теперь они хотят других режиссеров, других актеров. Это помогает вливанию в индустрию новых людей», – пояснила представитель «Амедиа Продакшн».

Антон Калинкин обратил внимание участников встречи на то, что изменился подход производителей контента к его созданию.

«За последнее время произошла важная вещь – мы начали потреблять собственный контент. Раньше мы снимали “для народа”, а теперь сами смотрим свои работы, то есть являемся производителями и потребителями контента одновременно», – отметил продюсер.

Однако, по его мнению, это не отменяет того, что слияние профессионального и непрофессионального контента неизбежно.

«Непрофессиональный контент резко вышел на рынок профессионального контента, по аналогии с музыкальным рынком. Нет больше авторитетов, есть лишь желание снимать и технологии, доступные каждому. Потребительский контент начинает врываться в большое кинопространство – это произойдет в ближайшие годы», – уверен Антон Арнольдович. 

Тем самым спикеры затронули проблему восприятия контента современными пользователями. Глава Ассоциации производителей web-контента отметил, что современные цифровые экосистемы стремятся к тому, чтобы максимально завладеть вниманием человека, предлагая ему разнообразные сервисы – чтобы ему было не скучно находиться в одиночестве как можно дольше.

«Задача экосистемы – разобщить нас. Это формулировка цифрового геноцида, с точки зрения больших корпораций. И в качестве противопоставления у людей растет потребность в художественном продукте. Это и есть противовес тому цифровому одиночеству, в который нас так старательно погружают», – пояснил Антон Калинкин

Дмитрий Табарчук выразил солидарность с коллегой, дополнив, что такая тенденция характерна не только для кино, но и других видов массовых зрелищ.

«У молодежи нет потребности в общности. Это видно даже по спорту. Обратите внимание – уходят командные виды спорта, зрители с большим интересом наблюдают за личностями», – отметил продюсер и выразил уверенность в том, что предыдущие поколения испытывали гораздо более широкую палитру эмоций благодаря книгам и живому общению. 

«Цифра уничтожает эмоции», – подчеркнул Дмитрий Александрович.

По мнению участников встречи, в ближайшее время у широкой аудитории будут популярны комедийные и развлекательные шоу, спортивные трансляции, современные истории. Меньшим спросом будут пользоваться историческое и документальное кино.

Несмотря на то что сегодня все труднее задеть социальный нерв зрителя, в индустрии появляются проекты, не только успешные по ключевым показателям, но и корректирующие общественное мнение. Так произошло с сериалом «Чики», под эгидой которого прошла социальная акция, направленная на борьбу с домашним насилием. В прошлом году была открыта горячая линия, на которую, по словам Никиты Тихонова Рау, было зафиксировано порядка 60 тыс. обращений. Это демонстрирует возможность кинематографа формировать общественное мнение. Однако, как признали участники встречи, в России сложилось так, что «социалка» на экране сложно воспринимается обществом, возможно потому, что у зрителей и в жизни хватает проблем.

«Когда мы делаем контент, мы стараемся оставить некое послевкусие, чтобы у зрителя осталась надежда. В реалии это больно, и заставить людей смотреть эту боль невозможно. Нужны авторы, которые смогут подобрать правильную форму и язык, умело рассказывающий эту проблемную историю», – пояснила Наталия Клибанова.

Отвечая на вопрос из зала, в чем заключается социальная значимость успешного проекта «Чикатило», спикер отметила, что проект изначально задумывался как развлекательный.

«С появлением онлайн-платформ появился контент, запрещенный на федеральных каналах, где были мат, секс, наркотики и так далее. Когда создавался “Чикатило”, продюсеры не ставили целью делать его социально-значимым, это был такой жесткий развлекательный контент. Надо было дать зрителю некий аттракцион, который не могли предоставить федеральные каналы», – пояснила продюсер и выразила мнение, что сейчас ее коллеги все чаще вкладывают в свои проекты социально значимые смыслы.

Полную запись мероприятия можно посмотреть здесь:

Бизнес-площадка 43-го Московского международного кинофестиваля и деловая программа Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума, действуют с 22-го по 25-е апреля включительно.

В программе мероприятий – презентации зарубежных платформ и образовательных программ с участием европейских экспертов, серия open-talk и презентация региональных кинокластеров «Снимаем кино в России» с участием представителей 27 субъектов РФ.

Ключевым событием станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборочная комиссия выбрала 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также награды от партнеров и экспертов питчинга.

Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»). 

Текст – Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять