MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Бизнес-площадка 43 ММКФ > Кинотеатры vs платформы: на бизнес-площадке 43 ММКФ обсудили перспективы дистрибуции контента

Кинотеатры vs платформы: на бизнес-площадке 43 ММКФ обсудили перспективы дистрибуции контента

В рамках бизнес-площадки 43 ММКФ и деловой программы Московского молодежного кинофорума состоялся открытый диалог «Кинотеатры или платформы: кому отдать фильм?». Участниками дискуссии стали: Алексей Троцюк (Yellow, Black and White, START), Роман Дорофеев («Русский репортаж»), Ирина Пономарева («Белые ночи»), Елена Фисенко (Capella Film), Сергей Корнихин («Друг Друга») и директор по контенту мультимедийного сервиса Okko Макар Кожухов. Модератором выступила обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина.

Во время встречи эксперты обсудили тонкости проката, выделили главные отличия между контентом для платформ и кинотеатров, а также дали советы по продвижению работ молодым кинематографистам.

За последние несколько лет с появлением крупных онлайн-кинотеатров на российском рынке жизнь всех любителей кино резко изменилась. Цифровые платформы открыли новые возможности как для зрителя, так и для авторов. А ведь мало кто задумывается, насколько оживленная идет борьба за аудиторию и за качественный кинопродукт и сколько тонкостей кинематографистам необходимо учитывать в работе.

Генеральный продюсер Yellow, Black and White и сооснователь видеосервиса START Алексей Троцюк рассказал, что платформы сейчас очень заинтересованы в сильном прокате и в ярких проектах, которые будут обладать потенциалом для реализации на международном рынке. Он уверен, что существуют разные фильмы: одни успешно приживутся в кинопрокате, а другие — в онлайн-сервисах.

«Когда-то лет 20 назад был огромный рынок DVD, на котором существовало все экспериментальное кино. И оно собирало довольно приличную кассу, тот же Netflix, по сути, вырос из прокатного DVD. У всех платформ есть дефицит в кино, особенно в русском. И мы заинтересованы в том, что привлечет внимание. Возможно, ваш фильм не создан для того, чтобы пускать его в кинотеатре, потому что он не сможет собрать ту аудиторию, которая позволит ему конкурировать в живом прокате. Но онлайн-сервисы, как в прошлом DVD, открывают такую возможность. Я думаю, что с появлением цифровых площадок появится новое кино, которое изначально будет бороться за платформы и помогать им выполнить поставленные цели».

Основатель и продюсер кинокомпании «Друг Друга» Сергей Корнихин поспорил со своим коллегой. Он рассказал, что отдает предпочтение кинотеатральному прокату, поскольку видит существенные недостатки российских онлайн-платформ. По его мнению, успех цифровых сервисов возник в условиях пандемии, поскольку у продюсеров не было никаких альтернатив. Например, картина «Спутник» Егора Абраменко была вынуждена выйти в онлайн-формате, хотя имела все шансы собрать гораздо больше средств в кинотеатрах. Сергей Корнихин также отметил, что помимо  создателей, есть инвесторы, и им важно, чтобы вложенная сумма отбилась в прокате.

«В этом смысле онлайн-кинотеатры могут не скомпенсировать наши средние ожидания от проката. По сути, шанс заработать много и выиграть в этой рулетке остался только в кинотеатральном прокате. Потому что в онлайн-кинотеатрх , несмотря на то, сколько твой фильм заработает у них на платформе, ты , как правило, получаешь фиксированную цену».

Директор по кинопрокату Capella Film Елена Фисенко поделилась с участниками информацией, что ее компания изначально закупает фильм либо для кинорелиза, либо для цифрового проката. Однако прошедший год внес существенные корректировки в работу киноиндустрии, и теперь компания не видит никакой проблемы в том, чтобы фильм параллельно шел и на платформах, и в кинотеатрах. Правда, важно учитывать, что Capella Filmориентирована на классику — в их каталоге более 300 картин, которые будут интересны зрителю долгое время.   

«В ноябре 2020 года мы выпустили «Еще по одной» Томаса Винтерберга, а начиная с декабря «Кинопоиск» получил на него эксклюзив. Несмотря на то, что фильм вышел на «Кинопоиске» и во время новогодних праздников попал  там в «Топ 3» , в кинотеатрах прокат продолжался и были аншлаговые сеансы. И этот фильм побил все рекорды по сборам скандинавских фильмов: он собрал практически 106 млн, его посмотрело около 400 тысяч зрителей. И это не финал, поскольку прокат продолжается до сегодняшнего дня. Та же «Зеленая книга», которая до сих пор идет в кинотеатрах и на которую до сих пор иногда продается больше 100 билетов. Наши фильмы, выходя даже на платформе, так же счастливо живут и в кинотеатре».

Ирина Пономарева, гендиректор кинокомпании «Белые ночи», которая специализируется на прокате экспериментального и фестивального кино, поддержала Елену и отметила, что нельзя отказываться от возможности охватить разную аудиторию. Также она обратила внимание на основные преимущества кинопроката: создатели картины точно знают, кто их зрители, сколько их и как до них достучаться.

Несколько спикеров сошлись во мнении, что еще одним минусом онлайн-кинотеатров является то, что они тщательно скрывают статистику. Режиссерам и продюсерам, которые доверяют свои работы стриминговым платформам, неизвестно, насколько их проект успешен. И для многих это серьезная проблема.

Директор по контенту мультимедийного сервиса Okko Макар Кожухов объяснил природу этой специфики. Дело в том, что онлайн-кинотеатры используют разную систему подсчета: кто-то учитывает время просмотра и заход «на карточку», а для кого-то достаточно, если пользователь просто запустит плеер.  

«Сравнивать одни цифры с другими – абсурдно, это несравнимые вещи. И прежде чем говорить «а давайте все расскажут сколько»,  необходимо создать унифицированную систему подсчета. Либо мы все договариваемся о том, что есть некая единая метка, которую мы считаем за 1 просмотр, либо все разговоры об этом бесполезны». 

А Алексей Троцюк и вовсе видит плюсы в такой секретности.  По его мнению, кино как искусство должно оцениваться не рейтингами, а впечатлениями зрителя.  

«Вы знаете, мы попали в какой-то очень измеряемый мир, когда с одной стороны – да это кино, и оно очень тонкое, а с другой — все начинаем мерить. И 90 процентов разговоров о кино, особенно в профессиональной среде, все равно заканчивается вопросом: и сколько? И очень хорошо, что существует что-то неизмеряемое. Ты сам для себя создаешь ценность того или иного фильма».

В завершении дискуссии, сооснователь STARTа рассказал, как молодым и региональным кинематографистам запустить свой проект на стриминговых платформах:

«Сейчас и кинотеатры, и платформы входят в эпоху дефицита, если раньше кино поставляло гораздо больше релизов и проще было выстраивать цепочку, то сейчас дефицит ощущается все острее и острее. Первым делом определите ценность вашего кино и попытайтесь привлечь к нему внимание. Если ваш фильм не востребован, сделайте к нему качественный трейлер — у вас для этого есть все необходимые инструменты. В нашей компании любой человек заинтересован принести с рынка что-то любопытное и интересное. От этого никто никогда не отказывается, просто вы должны сформулировать себя как что-то интересное и необычное. Вот и всё, это самый короткий путь».

Полную трансляцию мероприятия можно посмотреть здесь:

Бизнес-площадка 43-го Московского международного кинофестиваля и деловая программа Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума, действовали с 22-го по 25-е апреля включительно.

В программе мероприятий – презентации зарубежных платформ и образовательных программ с участием европейских экспертов, серия open-talk и презентация региональных кинокластеров «Снимаем кино в России» с участием представителей 27 субъектов РФ.

Ключевым событием станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборочная комиссия выбрала 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также награды от партнеров и экспертов питчинга.

Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»). 

Текст – Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять