Библиотека Moviestart: «Левиафан». Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром
С сегодняшнего дня на полках книжных магазинов появилось издание «Левиафан». Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром. В основу книги положено интервью с режиссёром, записанное в течение шести дней в мае 2015 года. Его общая продолжительность — тридцать часов.
Книга Максима Маркова «Левиафан». Разбор по косточкам» — первая книга о кино, написанная по принципу покадрового комментария к фильму: вместе с режиссёром Андреем Звягинцевым автор исследует взаимосвязь всех творческих и технических решений, принятых при создании картины, получившей признание во всём мире.
Каждый кадр фильма сопровождался одним общим вопросом: «Почему так?». Почему такой ракурс, почему такая крупность? Контролировал ли режиссёр каждый жест или нашлось место импровизации? Что было сделано, чтобы превратить каждый кадр в нечто особенное? Как удалось перенести бумажный сценарий на большой экран, превратив нечто умозрительное в реальное и осязаемое? Автору было интересно узнать всё, из чего скроен фильм, из каких усилий и замыслов, как он устроен — чтобы понять, как рождается Кино.
Максим Марков: «О таких вещах, как правило, режиссёров никто не спрашивает или спрашивают крайне редко, не добиваясь подробностей. О кино чаще всего говорят вообще, как об уже сложенном монолитном произведении. Но для кинематографиста это в первую очередь множество отдельных планов, которые надо было придумать, продумать, снять, а уже потом смонтировать из них нечто цельное. Можно сказать, что мне хотелось алгеброй проверить гармонию. И это удалось».
На каждый вопрос, которых в книге более тысячи, был получен обстоятельный ответ. Выяснилось, что для Андрея Звягинцева не существует никаких мелочей или случайностей. Всё имеет значение. Фильм «Левиафан» действительно разобран по косточкам — от первого кадра до последнего.
Андрей Звягинцев: «Стоит, наверное, заранее предупредить читателя: основным акцентом текста этой книги является подробный разбор технических решений и причин, по которым они были приняты. Иногда, как может показаться, это буду несущественные детали; а иногда — принципиальные решения практически всех элементов кадра и — шире — самого замысла. Одним словом, если вы простой зритель, а не профессионал в области кино, книга потребует от вас отваги увидеть несущие рёбра фильма и при этом не утратить поэтическое в его восприятии».
«Левиафан». Разбор по косточкам — самое большое личное интервью режиссёра, в котором через его работу раскрываются не только профессиональные, но и жизненные принципы.
«Всё зависит от того, кто смотрит на человека. Я, например, не нахожу наших героев «некрасивыми». Даже напротив, я вижу здесь правдивый портрет. Он не может быть некрасивым, потому что человек такой, каким является. И если правдивый — значит, уже исполненный красоты. Я рассуждаю именно так: правда и есть сама красота», — говорит Андрей Звягинцев.
Все кадры из фильма «Левиафан» — их в книге ровно 777, не считая заставок и титров, — были отобраны специально для этого проекта. Цветокоррекция, необходимый при переносе киноизображения на бумагу технологический процесс, прошла при непосредственном участии оператора фильма Михаила Кричмана.
Особенностью дизайн-макета, созданного Дмитрием Мордвинцевым (студия ABCdesign), стало принципиальное разделение текста и иллюстраций: смысловая часть книги размещена на матовой стороне этикеточной бумаги, тогда как изобразительная — на глянцевой, напоминающей киноплёнку.
Илья Долгопольский, Генеральный директор Alpina B2B: «Левиафан» Андрея Звягинцева — это, на мой взгляд, один из ярчайших российских фильмов последнего десятилетия, и мне очень близка позиция автора, и его желание порассуждать на острые для нашего общества темы. Правильный визуальный, образный, в данном случае кинематографический язык для этого осмысления очень важен. Поэтому крайне интересно то, что Максим Марков решил создать не просто книгу о фильме, а книгу, которая позволяет нам оказаться в мастерской художника, попробовать понять как этот язык и слово создается, из каких вещей, как это сложно и прекрасно. И для Альпины большая честь — быть издателем книги … Честно говоря, мы впервые реализуем столь необычную задачу. Для того, чтобы достичь максимальной достоверности и эффекта присутствия читателя при создании фильма и в нем самом, мы выбрали и особенную полиграфическую реализацию. Во-первых, конструкция самой книги — мы использовали переплет с открытым корешком, довольно редкий в книжной индустрии, который позволяет идеально раскрыть книгу без залома страниц и иллюстраций. Во-вторых, мы использовали особенный сорт этикеточной бумаги, Chromolux 900 Е WS, которая крайне редка при печати книг. Она позволила в максимально полной степени передать в книге глубину цвета кадров фильма».
Создатели книги выражают благодарность Андрею Новикову.
Андрей Новиков: «Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» — произведение, оставляющее после просмотра безусловное впечатление. Конечно, у каждого зрителя оно своё, очень личное, порою сакральное, но неизменно яркое. Фильм обладает такой силой, что, думаю, и правда что-то меняет, в нас самих. Эта книга — уникальное явление. Она приоткрывает тайну создания «Левиафана», даёт возможность вглядеться в фильм ещё раз и увидеть то, что не удавалось разглядеть раньше. Я рад, что принял участие в проекте и книга вышла в свет. Уверен, у читателя она вызовет столь же яркие впечатления, как и сама кинокартина».
Премьера фильма «Левиафан» состоялась на Каннском кинофестивале 23 мая 2014 года. Картина получила приз за лучший сценарий (Олег Негин и Андрей Звягинцев). В 2015 году фильм получил премию «Золотой глобус» и был номинирован на «Оскар».
Книга «Левиафан». Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром» появится в книжных магазинах в июне. На сайте www.alpinabook.ru открыт предварительный заказ.
_______________________________________________________________________________________
Максим Марков — журналист, кинокритик. Автор свыше 1500 рецензий и ряда киноведческих циклов, в числе которых —«Бриллианты навсегда», «Ни дня без Бергмана», «Режиссёрская версия» для Filmz.ru
Андрей Звягинцев — кинорежиссёр, сценарист. Лауреат премий Каннского и Венецианского фестивалей. Дважды номинирован на премию «Оскар» и премию Британской киноакадемии BAFTA. Обладатель «Золотого глобуса» за фильм «Левиафан» в 2015 году. В 2018 его картина «Нелюбовь» награждена премией Французской киноакадемии «Сезар» за лучший иностранный фильм. Член Американской и Европейской киноакадемий. Лауреат главных российских премий в области киноискусства «Золотой орёл» и «Ника». В его фильмографии — «Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь».
Андрей Новиков — предприниматель, кинопродюсер. Один из основателей кинокомпании Invada Film, специализирующейся на производстве полнометражных художественных фильмов. Работы компании отмечены на ведущих российских и международных киносмотрах. В его фильмографии — «Гуляй, Вася!», «Слоны могут играть в футбол», «Русский бес», «Сторож», «Двое».
Об издательстве: Alpina B2B входит в Издательскую группу «Альпина». Alpina B2B создаёт юбилейные издания о компаниях и людях, книги о продуктах и технологиях, формирует корпоративные библиотеки, издаёт репринты антикварных книг и библиографических редкостей, печатает для клиентов брендированные тиражи бестселлеров «Альпины». Alpina B2B помогает авторам с написанием книг и обеспечивает издательскую поддержку полного цикла. Помимо традиционных бумажных книг Alpina B2B выпускает электронные и аудиокниги, создаёт мультимедийные проекты. Среди клиентов издательства — ведущие российские и международные компании: «Сбербанк», «М-Видео», РЖД, «Аэрофлот», «Альфа-банк», «Газпромбанк», PWC и другие.