MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > В рамках Северо-Западного молодежного кинофорума прошел круглый стол с презентацией кинокластеров и кинокомиссиий СЗФО

В рамках Северо-Западного молодежного кинофорума прошел круглый стол с презентацией кинокластеров и кинокомиссиий СЗФО

В рамках Северо-Западного молодежного кинофорума состоялась презентация кинокомиссии Архангельской области, кинокластеров и кинокомиссиий СЗФО. В круглом столе приняли участие представители регионов Северо-Западного федерального округа, а именно Архангельской, Мурманской, Калининградской областей и Республики Карелия. В качестве экспертов были приглашены Валентин Лисицин (Министерство культуры РФ), Виктор Будилов (группа компаний «Гамма», Ассоциация продюсеров кино и телевидения), Евгений Субочев (CANON) и Анастасия Зуенко (Московская комиссия). Участники мероприятия рассказали о направлениях развития индустрии в их регионах, поделились опытом и достижениями, а также обсудили региональные проблемы кинопроизводства. Модератором мероприятия выступил Дмитрий Якунин, генеральный директор ООО «Мувистарт», руководитель проекта «Всероссийский молодежный кинофорум».

В начале встречи руководитель Союза кинематографистов Архангельской области Анатолий Конычев рассказал, что благодаря поддержке Министерства культуры, кинокомиссия в их регионе работает уже год, и сейчас идет процесс оформления всех документов. Кроме того, спикер отметил, что в Архангельске планируют оказывать поддержку кинопроизводству, кинофестивалям и форумам и уделить внимание сфере образования. В этом году у Архангельской региональной кинокомиссии появился сайт http://arhfilm.ru/ , там собрана вся информация, которая касается кинопроизводства в Архангельской области: от локаций, технического оборудования и актерской базы до гостиниц и мест питания. Уже на сайте любая кинокомпания, которая хочет снимать фильм на территории Архангельской области, сможет оформить заявку на согласование съемок.

Также Анатолий Конычев рассказал, что в регионе снимались такие фильмы, как «Сашка. Дневник солдата», «Не для речки» и сериалы «Эпидемия», «Хождение по мукам». 

«В то время, когда снималась «Эпидемия» в марте-феврале, у нас в Онеге произошел взрыв туристического бума. Полностью были заселены гостиницы, задействован весь транспорт, и вся Онега работала на один сериал. Также у нас снимали сериал «Хождения по мукам». Вторая серия посвящена нам. Вся история разворачивается на уникальнейшем судне, которое в России есть только у нас. Это «Колесник Гоголь», которому более 115 лет, и оно сейчас на ходу, и в нем можно снимать исторические фильмы. Кроме этого, у нас есть уникальное место, оно называется Малые Карелы, где снимали фильм «Распутин» и «Россия молодая». И в этих локациях под открытым небом можно снимать любой исторический фильм 16-18 веков».

Еще в Архангельске заработал онлайн-кинотеатр «Поморское кино», там можно найти все фильмы, которые снимались в Архангельске за всю историю кино. 

Директор ГАУ Архангельской области «Молодежный центр» Алексей Чилибанов рассказал о трех перспективных проектах, реализуемых в регионе. По словам спикера, их центр — это акселератор социальных индустрий. На базе этой организации они выполняют государственное задание, проводят молодежную политику и отвечают за контентную часть.

«Очень большое количество внимания мы оказываем ребятам, у которых есть идеи, которых мы хотим поддерживать и которых мы, в том числе, просим о том, чтобы все свои успехи, все свои интересные проекты они сначала вытаскивали у себя в малом городе, потом на территории всей области, и затем уже на федеральном уровне, не забывая об Архангельской области».

Также центр проводит молодежный фестиваль КеноVision, который собирает молодых кинематографистов региона в одном месте для совместного творчества. В Архангельск на время мероприятий привлекаются специалисты из других, более крупных городов, чтобы поделиться своим опытом. Кроме того, на территории региона работает «Дом молодежи», который действует в открытых пространствах разных районов области.

«Все эти пространства являются местами притяжения молодежи по различным проектам и направлениям. Есть очень много ребят из наших крупных городов, есть много ребят в районах, и мы понимаем, что им не всегда просто приехать сюда, и поэтому мы идем к ним».

«Молодежный центр» помимо всего прочего поддерживает и совсем юных кинематографистов. В рамках проекта школьники выполняют все стадии продакшена для телевизионной программы, обучаются сценарному мастерству и монтажу. Эти навыки дают подросткам определенную базу для дальнейшего развитие в сфере киноиндустрии.

Проект «Маяк», по словам Чилибанова, тоже должен поддерживать творческую молодежь города, а именно фотографов. Траты на дорогостоящих специалистов центр берет на себя, они вывозят определенное количество ребят в крупные города на образовательные курсы, чтобы потом те распространили знания уже в родном регионе.

«Но все этим не ограничивается, нам очень важна интернет-среда. И в прошлом году мы начали выпускать подкасты. Раньше ребята в большинстве своем смотрели, сейчас очень часто многие слушают. Есть огромное количество студентов, которые готовы делиться своими проблемами, и это имеет определенную популярность, на данный момент у наших ребят достаточно большое количество прослушиваний. И все это такая верхушка айсберга тех проектов, которые мы реализовываем с ребятами».

Генеральный продюсер группы компаний «Гамма» и член Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Виктор Будилов отметил, что они находятся в тесном контакте с регионами и пытаются связать своих коллег продюсеров с теми региональными кинокомиссиями и инициативными регионами, которым интересно развивать кинопроизводство. Но несмотря на готовность сотрудничества со стороны продюсеров, их волнуют условия производства, которые создаются в регионах. По словам Будилова, помимо рибейтов и поддержки, отдаленным от центра страны регионам стоит задуматься о возможности доставки профессионального оборудования, массовки и работников киноцехов. Продюсер считает, что для этих целей необходим дополнительный институт субсидий. 

Также Будилов заметил, что регионам стоит обратить особое внимание на подход к декорациям к картинам:  

«Там, где снимают крупные исторические фильмы или сериалы, остаются большие декорации, как правило, если такого рода декорации создаются исключительно на один раз для кино, они в дальнейшем разрушаются. Мы сегодня знаем интересный опыт, например, Татарстана или других республик и регионов, когда совместно с правительством и администрацией этих регионов, эти декорации строятся не временно, а надолго. Для того, чтобы после съемок фильма они оставались туристическим объектом, который можно использовать именно в рекреационных целях». 

Также в круглом столе принял участие координатор международных проектов Союза кинематографистов Карелии Алексей Рогозин, он рассказал, что работа кинокомиссии в Карелии начнется в 2022 году. В это же время в Республике начнет действовать система рибейтов, которая позволит вернуть 25 процентов расходов. Рогозин также рассказал о преимуществах съемок в Карелии: благодаря долгому световому дню фильмы можно снимать быстрее и дешевле. Еще одно отличие региона – это выгодное географическое положение, а именно близость к Финляндии. У скандинавских соседей можно комфортнее и выгоднее приобрести необходимую технику, арендовать специальный транспорт для кинопроизводства. Кроме того, силы региона сконцентрированы на другом, не менее интересном и нужном направлении, – это подготовка локальной актерской базы. 

«Начиная с 2019 года, мы стали активно развивать собственную актерскую базу. Мы поняли, что необходимо записывать профессиональные видеовизитки, после сразу же загружать проекты и актеров на специализированные сервисы и, самое главное, приглашать кастинг-директоров и режиссеров для того, чтобы уже актеры здесь на месте плотно работали с ними. На данный момент мы уже и обучили, и сфотографировали, и записали видео более чем 140 актеров. В Карелии в период с 2020 по 2021 год было снято 14 кинопроектов, среди них «Огонь», «Купе номер 6», второй сезон «Эпидемии»». 

Красивые природные локации – довольно ясная причина, по которой кинематографисты любят снимать в Карелии. Поэтому регион осуществляет два проекта, которые могут сильно помочь приезжающим из столиц режиссерам. «Киноэкспедиция» — это создание папорта местности, включающий в себя все характеристики. Также в Республике делают фотограмметрию природной локации, то есть трехмерной модели за счет большого количества фотоснимков. В дальнейшем эти наработки уже отправляются в Москву, где местность могут «достроить» и запустить в павильонах. И «Карта кинолокаций», которая пока что находится в разработке, но вскоре станет доступной для аудитории. 

«Сейчас мы как раз делаем съемку всех локаций и заносим их на карту. Мы хотим забить как минимум 400 локаций, чтобы показать все многообразие наших локаций в четырех сезонах и там уже четко можно будет увидеть, как это все работает, какие есть объекты размещения рядом».

На круглом столе выступили и соседние области, у которых тоже есть свой опыт в развитии кино. Андрей Антипенко, представляющий город Тольятти Самарской области, рассказал о создании креативного кластера в Поволжье и поделился результатами работы после участия в межрегиональной программе «Развитие креативных индустрий»:

«Мы формируем образовательные площадки, коммуникационные площадки, технические сервисы, инфраструктуру, словом, создаем благоприятные условия для производства фильмов, а также цифровых продуктов и медиаконтента. Также в ходе программы мы активировали технопарк «Современник». Это уникальная кинопроизводственная площадка в Тольятти, объединяющая кинематографистов, продюсеров, экспертов, организаторов, профессионалов креативных индустрий и творческую молодежь».

Стоит отметить, что город довольно гостеприимно принимает кинематографистов для съемок различных проектов: с 2010 года в Тольятти было создано 36 фильмов, из них 18 — исключительно на базе местной кинематографической площадки.

Александр Быков, руководитель Смоленского представительства Союза кинематографистов России, рассказал о трех направлениях развития киноиндустрии в своем регионе. Это программа «Культурный наставник», которая предполагает привлечение киноспециалистов региона к преподаванию и обучению детей, это создание интерактивной кинематографической карты для каждого региона и проект «Если ты молодежь, то всегда впереди идешь», суть которого заключается в кинообразовании детей с самого раннего возраста. 

«Первый этап нашего молодежного проекта – это кинолюлька: мы закладываем азы кинопроизводства в детском саду в возрасте 6 лет, второй этап — привлечение школьников до 6 класса к изучению истории кино, кинематографии. В дальнейшем это позволит уже в старшем возрасте избирательнее подходить к выбору профессии, может, уже 20% подростков к окончанию школы будут готовы кинуться в кино после участия в нашем проекте».

К концу встречи приглашенные эксперты и профессионалы киноиндустрии прокомментировали презентации коллег. Например, руководитель Московской комиссии Анастасия Зуенко дала несколько полезных советов для региональных представителей. 

«Конечно, нужно развивать образовательную среду, нужно, чтобы в каждом регионе был второй состав съемочных групп. Это обязательная опция, которая просто будет удешевлять съемочный процесс тех кинокомпаний, которые будут приезжать к вам в регионы. Также нужно на долгосрочную перспективу иметь свое оборудование, техническое, операторское, осветительное. На территории региона найти сертифицированных пилотов и закупить хотя бы 2-3 вида коптеров, которые можно будет использовать. Необходимо создавать какие-то образовательные курсы, которые будут привлекать молодежь, также их нужно посвящать в деятельность кинокомиссии. Еще я советую создать межведомственную комиссию, в которую будут входить представители не только региональной власти, но и коммерческих структур, которые заинтересованы в съемках, в развитии киноиндустрии на территории региона». 

Учитывая отсутствие нужного количества кадров и техники в регионах, Евгений Субочев, представитель компании CANON, рассказал о том, как продвигается решение этой проблемы. Их компания старается развивать новые ренталы в маленьких городах и поддерживать связь с производителями контента, чтобы понимать, какое оборудование сейчас находится в спросе. Чтобы облегчить довольно затратный процесс покупки дорогостоящей техники, CANONпользуется услугами лизинговых компаний. Также компания с удовольствием поддерживает образовательные конкурсы и проекты, так как новые кадры — это первостепенная проблема для кинопроизводства в России.  

«Например, в Томске в 2018 году мы поддерживали кинопроект CAST. В этом году организаторы уже вышли на то, что провели сценарный конкурс, в котором участвовало большое количество жителей Томска и близлежащих областей. На этот конкурс откликнулись наши звезды, в том числе Любовь Аксенова и Кирилл Кяро. Они приехали и бесплатно снялись в проекте, чтобы показать, что кино может быть со звездными актерами и при этом сниматься в регионах с минимальными бюджетами. Кино – это не только богатые регионы и большие инвестиции, все это можно делать и на местах». 

По итогам встречи ведущий советник отдела государственной поддержки производства игровых национальных фильмов Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, Валентин Лисицин обозначил две основные проблемы современного регионального кинопроизводства. Во-первых, это проблема информирования, так как многие продюсеры и кинокомпании даже не в курсе о существовании кинокомиссий в регионах.

«Они [продюсеры] не в курсе ни в наличии рибейтов в регионах, ни в наличии кинокомиссий, для них это становится каждый раз сказкой. Они к этому только начинают привыкать, и слово рибейт для них не совсем понятное, потому что сейчас в качестве эксперимента идет привлечение зарубежных специалистов в Россию. И этот процесс проходит с переменным успехом, потому что в первую подачу заявок прошло только 3 или 4 кинокомпании, а все остальные перенеслись на вторую половину года».

Вторая проблема – это комплексный подход к кинопроизводству. Основная критика спикера заключалась в том, что кинокомиссии должны отвечать не только за рибейты и субсидии, но и проводить мастер-классы, чтобы закладывать основу для будущего развития региона. 

«Например, Сибирская кинокомиссия, которая делает мастер-классы по сценариям, они проводят 2-3 курса в год, и люди, которые проходят их, спустя некоторое время соединяются с продюсерами. Кино начинается еще тогда, на этапе мастер-классов в регионе». 

Еще одна проблема, которую выделил спикер, это отсутствие регионального проката и съемка кино в стол. Эксперт предложил наладить этот процесс с помощью локальных киносетей и муниципальных кинотеатров.

«Да, мы производим продукт, да, он очень важен, но мы его не реализуем. Очень много кино уходит в стол. И это вопрос регионального проката, давайте вспоминать, что у нас есть киносети. Если вы производите региональный продукт в рамках рибейта, то обяжем хотя бы муниципальные кинотеатры показывать этот продукт. Все всегда в вашей власти региона. Сделайте упор на распространение внутри. По-моему, в Якутии они стали показывать собственное кино в своем регионе, люди ходили и покупали билеты. Это поднимает патриотизм самого региона». 

Текст – Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять