Юрий Шолин: Кино должно воспитывать зрителя, особенно молодёжь
В феврале состоялась онлайн-премьера фильма «Найда» – режиссёрский дебют Юрия Шолина. В беседе с порталом MovieStart кинематографист рассказал о работе с животными на съёмочной площадке и перечислил темы, которых не хватает в российском современном кино.
— Юрий, фильм снят в 2019 году. Почему он вышел в Сети только сейчас?
— Вначале я сделал упор на фестивальное продвижение фильма, затем наступила пандемия, и всё зависло на неопределённый срок. Затем связался с компанией CinePromo во главе с Еленой Коржаевой, и дело сдвинулось с мёртвой точки, и я очень доволен их работой.
— Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я родился Оренбурге и в 1991 году получил специальность «Техник технолог на станках с ЧПУ». За свою жизнь успел поработать по разным специальностям: от слесаря и монтажника до юриста и директора предприятия. Я всегда мечтал о кино, посещал все кинолектории с приезжими актерами, которые проходили в кинотеатрах города. В 2015 году окончил платные курсы во ВГИКе на второго режиссера, мастерская А. И. Богуна. И, как отметил выше, дебютировал с фильмом «Найда» в 2019 году.
— Можете выразить основную идею фильма? Как Вы думаете, какие чувства фильм призван вызывать у зрителя?
— «Найда» – это драма обычного человека. Герой потерял семью, и весь его смысл жизни сводится к заботе о собаке. Кто-то предпочитает наживать богатство обманом и в этом видит свой смысл. Другие живут, чтобы помогать людям. Хорошо, что находятся те, кто стремится донести доступным языком о несправедливости, показывают, что окружает человека каждый день: злоба и доброта, безразличие и участие, жестокость и милосердие.
— Чем обусловлено решение финальную сцену сделать после титров? Почему вы решили сделать двойственный финал?
— По большей части это связано с манипуляцией зрительским вниманием. Сперва для нас становится неожиданностью решение героя пристрелить собаку. Далее я решил дать зрителю возможность обдумать мотивы принятого решения на титрах, после чего показать сцену с пулей. Перед героем сложный выбор: облегчить ли свои мучения на этом свете или пытаться жить. Как раз двойственный финал здесь перекладывает ответ на этот вопрос на зрителя, предлагая додумать концовку самостоятельно, сделать выбор вместе с героем.
— Расскажите о съёмках. Как всё прошло? Как Вы нашли финансирование для проекта?
— Я финансировал фильм полностью на свои сбережения. Очень большое значение играет собранная команда, и поэтому остались только хорошие воспоминания о работе. Для меня было важно доказать, что я могу снимать качественное кино, и мне можно доверять следующие проекты.
— Связана ли эта история с Вашей личной? Почему Вы взялись именно за неё?
— Сценарий мне сразу понравился, история «зацепила», основана, как сказал автор сценария, на реальных событиях. Мне близка эта тема, так как я пережил «лихие девяностые», через много пришлось пройти и видеть всякое.
— Расскажите о специфике работы с животными на съёмочной площадке. Есть ли важные моменты, которые необходимо учитывать авторам, планирующим подобные проекты?
— Был подготовительный период, когда в разработке была собака, я связывался с дрессировщиками и ставил определённую задачу, чтобы собака её выполняла, так мы познакомились с Надеждой из Твери и собакой по имени Герда, которая всё беспрекословно и выполнила. Я остался очень доволен совместной работой.
— Какие истории у Вас сейчас в разработке? Пишете ли сценарии? На какие темы хотели или планируете снять фильмы в ближайшем будущем?
— Я не пишу сценарии, работаю со сценаристом, у нас есть хорошие материалы. В настоящее время у нас в разработке материал для полного метра «Петля», короткий метр «Научи меня любить», сериал «Способность». Нужно только найти продюсеров.
— В данный момент в России идет прием заявок на участие в сценарном конкурсе «Метод». Дирекция принимает синопсисы и сценарии для фильмов на самые разные темы. На Ваш взгляд, каких историй не хватает российскому зрителю сегодня?
— Не хватает детских историй, добрых фильмов, со смыслом, сказок, приключенческих фильмов. А сейчас, к сожалению, по-прежнему много фильмов про криминал. Ситуацию нужно менять, на мой взгляд, ведь кино формирует общественное мнение, влияет на зрителя, особенно на молодежь.
— Сформулируйте, пожалуйста, проблему сценаристов в России.
— Сценарным мастерством должны заниматься профессиональные люди, которые прошли специальное обучение, ведь сценарии пишутся по определённым канонам, ну и нужно иметь литературный талант написания диалогов. Хороших сценаристов мало, на мой взгляд.