MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Регионы > Фестиваль «Форма жизни» прошел в Перми

Фестиваль «Форма жизни» прошел в Перми

фото: Софья Анцупова

С 30 августа по 3 сентября 2023 года в Перми и районах Пермского края прошёл третий Международный кинофестиваль «Форма жизни», организованный Киностудией им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Пермского края, Пермской кинокомиссии и «Пермской синематеки». В рамках фестиваля прошли Международный и Национальный конкурсы, судьями которых выступили высококвалифицированные специалисты индустрии. 

Уникальность фестиваля «Форма жизни» заключается не только в его идеологической составляющей, но и в количестве российских премьер. В рамках Национального конкурса успешно прошли показы российских фильмов, созданных в 2022-2023 годах. Зрители фестиваля крайне тепло встретили документальные работы отечественных авторов.

Вкратце расскажем о них:

A lumine motus, 2023, Россия, реж. Светлана Быченко. Эту картину можно назвать кино-экспедицией в микрокосмос, в пространство цветов и насекомых. Каждый кадр фильма воспевает величие и многообразие природы. В объективе наблюдательного режиссёра раскрывается душа каждого растения, которое тоже чувствует и борется за свою хрупкую жизнь. 

«Атомные энтузиасты», 2023, Россия, реж. Алексей Яковлев. Уральские радиобиологи и радиоэкологи ежегодно отправляются в место, где пролегает Восточно-Уральский радиационный след от первой крупнейшей в СССР радиационной аварии, которая произошла в 1957 году. Эпицентр аварии до сих пор является непригодным для жизни человека.

Научные сотрудники стремятся досконально изучить этот след, представляющий им возможность наблюдать за влиянием радионуклидов на растения и животных в естественной среде обитания. Данные наблюдения позволят в будущем использовать полученные знания в области безопасности человека.

«Заповедник», 2022, Россия, реж. Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва. В центре повествования находится школа села Ивановское в Ярославской области. Местные жители воспринимают её, как маленький рай. А вот почему это происходит, узнаете, посмотрев фильм «Заповедник».

«Зрительная полоса», 2023, Россия, реж. Лилия Дмитрик. На экране разворачивается трогательная история о том, как учёные государственного природного заповедника «Оренбургский» готовят небольшую популяцию диких лошадей Пржевальского к тому, чтобы однажды выпустить их на волю. Пока что это невозможно: без человека и его заботы вид обречен на вымирание.

«Книга степей», 2023, Россия, реж. Михаил Мерзликин. Аутентичная картина ярко и объёмно представит мифологию Хакасии. Художественные вставки и кукольная анимация усилят эмоциональность зрительского восприятия и помогут в полной мере вообразить силу пяти хакасских духов – духа Воды, духа Гор, духа Огня, духа Горлового пения и Злого духа. Фильм снят при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК).

«Красота поганки», 2023, Россия, реж. Михаил Родионов и Надежда Дорофеева. Среди практически бесчисленного множества видов птиц, существующих в природе, есть группа, названная «поганками». Именно с этими удивительными созданиями зритель познакомится ближе благодаря ученому-орнитологу, который на протяжении всего фильма будет погружать аудиторию в замысловатый мир этих пернатых. 

«Опытным путём», 2022, Россия, реж. Владимир Головнев, Никита Аниськин, Павел Тихонов, Олеся Епишина. Принято считать, что научные свершения возможны только в стерильных помещениях лабораторий. Герои фильма «Опытным путём» доказывают обратное. Иногда для научной деятельности достаточно стойкого желания познавать этот мир при любых обстоятельствах. Фильм снят при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК).

«Сны усадеб», 2023, Россия, реж. Сергей Костромин. Фильм повествует о непростой судьбе российских усадеб. Несмотря на их неограниченный культурный и исторический капитал, на сегодняшний день люди очень редко занимаются реставрационными работами этих старинных памятников ушедшей эпохи. 

В рамках международного конкурса было представлено пять зарубежных документальных картин, впервые вышедших на отечественный экран. Это «Лодка Орсона Уэлса», 2022, Бразилия (реж. Петруса Карири и Фирмино Холанда), «Тихие узы», 2022, Испания (реж. Танит Санмартин Роиг), «Такая сложная любовь», 2022, Китай (реж. Трейси Донг), «Будущее время», 2022, Ирландия (Кристин Моллой и Джо Лоулор), «В отсутствии всего», 2022, Сербия (реж. Лука Папич).

Гран-при Международного кинофестиваля «Форма жизни» получил фильм «Рай» режиссёра Александра Абатурова (Швейцария, 2022). 

Действие происходит летом 2021 года, когда в Якутии полыхали ужасные лесные пожары, и жителям маленького села приходится объединиться в борьбе с природной катастрофой, так как пожарные не могут прийти на помощь. В картине противоборство местного населения и беспощадной огненной силы обретает символическое значение. Оператор Поль Гильом, известный своим сотрудничеством с Жаком Одиром и Канье Уэстом, снимает полыхающую тайгу и блуждающих в дыму людей как видение апокалипсиса. Фильм получил приз за лучшую операторскую работу на престижном фестивале документального кино IDFA в Амстердаме. 

О своих впечатлениях от программы фестиваля и фильма-победителя рассказал член жюри Международного конкурса кинорежиссёр, сценарист и продюсер Эрнест Абдыжапаров.

«Меня больше всего зацепила искренность авторов документального кино: когда они не пытаются воздействовать на зрителя какими-то оригинальными эффектами, а вгрызаются, проникают в саму жизнь. Они с любовью относятся к своим героям. Авторы картин настолько аккуратно общаются с ними, что герои полностью раскрываются и просто живут в кадре. И, конечно, я хотел бы особо отметить фильм “Рай”, в котором создается такое ощущение, что авторы фильмов незримо присутствуют, словно призраки. Когда герои фильмов в самых экстремальных, самых сложных обстоятельствах практически не замечают присутствие камеры, присутствие съёмочной команды, а просто живут своей собственной жизнью. Это создает уникальный материал, из которого рождается настоящая драма, настоящие характеры, настоящие судьбы», – рассказал Абдыжапаров.

По итогам III МКФ «Формы жизни» были вручены призы:

• Приз «За лучшую режиссуру» – фильм Международного конкурса «Такая сложная любовь», режиссёр Трейси Донг;

• Приз «За лучший сценарий» – картина Международного конкурса «Будущее время», авторы сценария Кристин Моллой и Джо Лоурол;

•  Приз «За лучшую операторскую работу» – фильм Международного конкурса «Невечная мерзлота», операторы Сергей Хохряков и Гавриил Старостин;

• Специальный диплом жюри Международного конкурса «За художественное решение в экстремальных условиях» – фильм Международного конкурса «Рай», оператор Поль Гийом;

• Приз «За лучший фильм» Национального конкурса – новелла «Цифровое бессмертие» из альманаха из альманаха «Опытным путем», режиссёры Владимир Головнев и Никита Аниськин;

• Приз «За гражданскую позицию художника» – картина Национального конкурса «Заповедник», режиссёр Павел Фаттахутдинов;

• Специальный диплом жюри «За феноменологический взгляд и лаконичность художественного решения» – фильм Национального конкурса «Зрительная полоса», режиссёр Лилия Дмитрик.

Также стоит отметить насыщенность программы мероприятий фестиваля. Помимо просмотров фильмов пермских зрителей ждал ряд мастер-классов и творческих встреч, одной из которых стала презентация проекта «Мир комнатных растений» (2022 г., Россия, режиссёры Константин Райх, Константин Бушманов, Никита Лойк). Научно-популярный сериал представила ведущая и блогер Елена Носова, ставшая в этом году членом жюри национального конкурса фестиваля. Основной задачей проекта является популяризация комнатного цветоводства, которое начало активно развиваться со времен пандемии коронавирусной инфекции. Рынок комнатных растений стал активно расти. Все больше людей стало присматриваться к комнатными растениям, покупать их домой, но далеко не все понимают, как правильно за ними ухаживать. «Мир комнатных растений» на протяжении восьми серий простым языком рассказывает об основных потребностях наших «зеленых друзей».

Елена дала комментарий на тему перспектив сериала: «Конечно, это полезный для зрителя проект. Когда мы показываем этот фильм – всегда очень много зрителей, очень много вопросов, всегда спрашивают про второй сезон сериала. В принципе, тема растений изучена очень мало, есть ещё о чём поговорить. Это дает мне возможность говорить о том, что, в целом, у этого проекта есть потенциал, есть будущее».

Одной из миссий фестиваля «Форма жизни» является просвещение, исходя из чего 2 сентября в Городской библиотеке прошла научно-практическая конференция «Видеть и/или знать», организованная фестивалем совместно с проектом «Лаборатория научного кино 2.0». Конференция была посвящена проблемам зрительского восприятия, а также особенностям позиционирования научно-популярного кино в индустрии и за её пределами на сегодняшний день. 

«Лабораторию научного кино 2.0» представила режиссёр, сценарист и редактор Юлия Киселёва, ставшая в этом году председателем жюри национального конкурса «Формы жизни». В специальном комментарии для MovieStart спикер рассказала о пути создания лаборатории и о главных её задачах.

«Мы хотим, чтобы про научное кино говорили, чтобы его смотрели, его показывали, и главное – не путали его ни с чем, а понимали, что это отдельный вид кинематографа, который может быть представлен в разных жанрах», – пояснила эксперт.

Деятельность лаборатории стремительно развивается. На данный момент был не только создан цикл лекций, но и набрана режиссёрская мастерская. Участники лаборатории разработали 21 синопсис научно-популярного кино, и совсем скоро мы сможем увидеть результат, а именно – готовые научно-популярные фильмы нового поколения. 

На конференции также выступила Василиса Юренкова, продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК). Она подготовила сообщение о деятельности Фонда с точки зрения развития и популяризации этнографической тематики в современном российском кинематографе.

«Проведя конкурс “Россия – взгляд в будущее” в прошлом году, мы увидели, что в регионах живут талантливые люди, которые очень неравнодушны к истории своих родных городов, деревень, к своим национальным традициям. Они хотят рассказать про свою землю, народ, чтобы про них узнали, ими гордились и помнили. Когда посмотришь все 60 фильмов, то увидишь, как жила Россия в 2022 году, потому что мы ее, по сути, зафиксировали, задокументировали в кино. В фильмах присутствует мощная этнографическая составляющая: сохранение родного языка, традиций, служение своему делу, профессии. Фонд активно способствует тому, чтобы это популяризировали. Отсюда и тематика нового конкурса – региональные тренды», – рассказала Юренкова, добавив, что прием заявок на второй конкурс «Россия – взгляд в будущее» был завершен 31 августа.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что третий Международный фестиваль «Форма жизни» смог не только сосредоточить внимание киноиндустрии на актуальной теме экологичности взаимоотношений человека и природы, но и поднять животрепещущие вопросы обновления киноязыка и экранной адаптивности в ситуации постоянно меняющегося медиа-пространства. Так, уникальной чертой ежегодного фестиваля документального кино в Перми становится филигранное совмещение грамотно подобранного «зрительского» материала с научной, искусствоведческой и просветительской деятельностью.

 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять