MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Создатели «Святого Архипелага»: Документалистика становится всё более интересной молодёжи

Создатели «Святого Архипелага»: Документалистика становится всё более интересной молодёжи

фото: «Два капитана»

Одними из самых ярких российских документальных фильмов, снятых в последние годы, являются «Святой Архипелаг» (2022) и «Крым небесный» (2020). Фильмы были отмечены не только отечественными критиками, но и успешно восприняты за рубежом. В рамках проекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «Институт развития интернета», мы поговорили с создателями этих кинолент.

Сергей Дебижев, главный режиссер, художественный руководитель кинокомпании «Два капитана», автор сценария и режиссер фильма «Святой Архипелаг», и Михаил Скигин, продюсер и один из основателей кинокомпании «Два капитана», сопродюсер фильма «Святой Архипелаг», рассказали о редкой сцене пострига в монахи, музыке Вячеслава Бутусова и Виктора Сологуба в картине, реакции иностранных зрителей и значении дока для современного мира. Кроме того, кинематографисты поделились деталями создания нового документального фильма «Крест».

— Расскажите, пожалуйста, об идее создания фильма «Святой Архипелаг».

М.С.: Идея фильма – это симбиоз опыта и вдохновения. Она родилась как продолжение той серии документальных фильмов, которую уже 10 лет создает наша кинокомпания «Два капитана». Наша первая совместная картина с Сергеем Дебижевым, «Последний рыцарь Империи», получилась очень удачной. Оказалось, что мы на одной волне – идейно, духовно, в понимании художественного подхода. В кинокомпании сложился очень эффективный союз съемочной и продюсерской групп, который дает возможность не только снимать выдающиеся документальные ленты, но и представлять их широкому кругу зрителей. Все они разные, но опираются на три важнейших для нас «кита» – красота, гармония, смыслы.

На Соловецких островах мы побывали с супругой три года назад в поисках душевного покоя. И совершенно прониклись этим местом – насколько пребывание там влияет на состояние сознания. Мы узнали историю Соловков, пообщались с людьми, которые там живут, любовались природой. И поняли, что надо снимать фильм – особенный, который сможет передать состояние и магию этого места. Сергей Дебижев – один из немногих документалистов, которому такое под силу. И он в очередной раз превзошел ожидания, смог увидеть и передать незримое.

С.Д.:  Соловки – это важная часть нашей священной истории, наш духовный полюс. Рассказ о подобных вещах требует времени и сосредоточенности. Здесь нельзя торопиться и пытаться подстроить ситуацию под себя. Мы снимали долго, с перерывами, примерно полтора года. Отдавшись на волю Божественного провидения, – ведь в фильме затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви. Это по-настоящему масштабное повествование о жизни Соловецкой обители. Нам удалось затронуть важные вопросы, ответы на которые лежат в области духа. Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция и какое отражение она находит в современном мире? Как вера в Бога влияет на жизнь людей?

Соловецкие острова являются ключевой точкой в духовной географии России. Эти места отмечены духовными, историческими, культурными событиями, оставившими глубокий след в истории и в народной памяти. Находясь на далекой окраине России, архипелаг волею судьбы стал одним из мощнейших символов русского духа.

Сергей Дебижев, фото – «Два капитана»

— Как долго проходили съемки? 

С.Д.: Мы начали снимать на Крещение 2020 года и с тех пор ездили много раз – или на значимые религиозные праздники, или на важные события, или за уникальными природными явлениями. И все время мы как-то правильно попадали, поэтому и фильм получился такой объемный и выразительный в смысле изображения.

— В русской православной традиции церкви, монастыри «вписаны» в окружающий природный ландшафт, составляют вместе с ним единый уникальный образ. Как, например, Покрова на Нерли. Каким вам показался образ Соловецкого единения скудной северной природы и древнего монастырского комплекса?

С.Д.: Соловецкий монастырь – это огромный корабль, громада, застывшая между Белым морем и Святым озером. Его путь – из Бесконечности в Вечность. Глядя на монастырские стены, тебя охватывает чувство нереальности. Ты не понимаешь, как можно было возвести эти стены и башни из таких огромных валунов. Что за великаны здесь трудились? Ответ один: великаны Духа!

Силуэт монастыря невероятно гармонично соединен с природным ландшафтом, вместе с системой каналов он вырастает из земли и воды как мираж, как невидимый град Китеж. Впрочем, словами этого не описать…

— Как вам удалось договориться со служителями монастыря? Насколько подготовленными вы себя чувствовали к диалогу с ними?

С.Д.: Поначалу у монастыря к нам было отношение такое – есть благословение – хорошо, мешать не будем. Но со временем стало ясно, что мы все-таки пытаемся создать серьезное произведение, которое будет иметь значение. И с этого момента все, во главе с владыкой Порфирием, и молитвенно, и организационно, нам стали помогать. Без такой поддержки ничего бы не сложилось. Честно признаться, мы не были готовы к тому, с чем нам пришлось столкнуться, да и можно ли быть готовым к столкновению с Вечностью и Бесконечностью, которые царят на Соловках?

— Вячеслав Бутусов писал музыку к фильму, ни разу не побывав на Соловках. Благодаря чему тогда удалось ему достичь такого редкого единения звука, чувства и образа, на ваш взгляд?

С.Д.: Надо понимать, что Бутусов сейчас гораздо больше того Бутусова, которого мы знаем как звезду русского рока. Он серьезно занят и духовной, и классической музыкой, работает с симфоническими оркестрами, продолжая при этом выступать со своей традиционной программой. И когда встал вопрос музыки в фильме, я понял, что Слава – как человек глубоко православный – проникнется и темой и смыслом картины. Так и получилось. Работа была совместной и глубоко творческой. Слава имел дело с уже смонтированным материалом, проникал в него и оживлял. В результате получился неразрывный сплав изображения и музыки.

— Один из центральных моментов фильма, пожалуй, первая в истории документалистики, столь подробная сцена пострижения в монахи. Кажется, что это символический переход из мирского к священству. Каким был ваш замысел? Чем этот момент важен для вашего понимания духовного мира Соловков?

С.Д.: В нашем фильме есть герой, который проходит через весь фильм, это инок Михаил. В финале фильма он становится монахом отцом Маркелом. Для нас это стало неожиданным и прекрасным событием, оно замкнуло фильм с двух сторон. Таинство монашеского пострига, действительно, – событие непубличное и то, что нам разрешили его запечатлеть, говорит об особом доверии со стороны Наместника и братии монастыря.

Монахи – это воины духа, сражающиеся с силами тьмы и со своею плотью. Молитвы монахов за всех нас, за наш грешный мир, по сути, и позволяют нам идти дальше, даже если мы этого и не осознаем. Соловки есть наш главный северный духовный форпост. Если смотреть на сакральную карту страны, видны созвездия монастырей, они держат на себе и землю и небо, осуществляют эту связь и являются залогом нашей силы и неодолимости.

— Фильм ездит по фестивалям, недавно был представлен жителям Бразилии, а 20-24 ноября будет представлен участникам India Film Bazaar. Как воспринимают иностранцы картину?

С.Д.: «Святой Архипелаг», как это ни странно, получил множество зарубежных наград. Реакция зарубежного зрителя весьма занимательна. На протяжении десятилетий им внушали, что Россия – это мрачный ад, а в нашем фильме они видят светлый душевный рай. Происходит разрыв шаблона. Даже образовалась инициативная группа православных американцев, которые работают над тем, чтобы устроить показы киноленты в Америке. Они уже сделали адаптированный, немного упрощенный перевод картины для американского зрителя.

— Поговорим о «Крыме небесном». В нём так же, как и в «Святом Архипелаге», представлены красота и гармония природы. Почему Крым?

С.Д.:  Крым – это живое, клокочущее сердце мира, «орден на груди планеты Земля», как сказал Пабло Неруда. Так мы его и рассматривали. Есть места, над которыми Создатель потрудился особо. Мы решили создать фильм-зрелище. Подобных фильмов в истории нашей документалистики не было.

«Крым небесный» – это масштабное повествование об одном из самых удивительных мест на земле. Крым представлен как отдельная планета, где властвуют стихии и бушуют мощные энергии. Планетарный масштаб фильма задают съёмки из космоса, которые были сделаны специально для нашей киноленты. Впервые в отечественной кинематографии сделан документальный фильм на таком мировом уровне качества. «Крым небесный» – фильм-впечатление, фильм-путешествие, фильм-мираж.

фото: «Два капитана»

— После просмотра фильма кажется, что его второе название «Планета Крым». Эту планету вы населили образами крымчан простых жителей полуострова. За время сьемок и общения с ними вы почувствовали, что сами они так же воспринимают Крым как некую точку силы природной, духовной, энергетической?

С.Д.:  Крым прекрасен, и многие его жители ему под стать – настоящие патриоты своей земли. Они любят его всей душой, знают его удивительную, многослойную историю, болеют за его возрождение. Однако много и тех, кто относится к нему потребительски, для кого важно как можно больше выжать из туристов и отдыхающих, но что об этом говорить. Главное, что Крым есть! Обладание этом сокровищем ко многому обязывает. Местные власти, сообщество крымчан, столичные кураторы, отдыхающие… все должны понимать, что они в гостях у этой священной земли, колыбели русского православия. Беречь, преображать, ухаживать, хранить и восстанавливать его былую красоту и изящество!

— Музыка Виктора Сологуба играет в фильме не меньшую роль, чем операторская работа. Но при этом возникает ощущение полного единства звука и визуального ряда. Как удалось достичь такой плотности подачи четырех крымских стихий моря, неба, гор и степи?

С.Д.:  Кино – это коллективное творчество. Режиссер, оператор, композитор и звукорежиссер – вот союз, который создает произведение. Только при полном взаимопонимании получается результат. Отразить волшебство мира, неповторимую ускользающую красоту момента, внутреннюю энергию пространства не так просто, поэтому каждый из творцов должен обладать и талантом, и духовным объемом, и знаниями, и умением работать на результат.

— В обеих картинах вы демонстрируете времена года. Это тоже неотъемлемая часть некоего жизненного цикла?

М.С.: Чтобы понять, что представляет из себя предмет, его нужно увидеть со всех сторон. Вот почему в своих картинах мы стараемся подойти к теме совершенно с разных ракурсов, чтобы подарить зрителю максимально полную картину увиденного, а не только какой-то фрагмент. «Времена года» являются инструментом визуализации совершенно разных состояний. Они совершенно естественным образом обогащают палитру восприятий одного и того же объекта. Ведь наше тело очень хорошо помнит хруст снега под ногами, запах и шорох листьев, лучики утреннего теплого солнца на коже или трели птиц, которые вернулись из дальних краев. Разные эмоции в разные времена года – это как разные призмы, которые дают возможность смотреть на один и тот же объект в различных спектрах и таким образом воспринимать его более глубоко. Рад, что это заметно в наших картинах.

Михаил Скигин, фото – «Два капитана»

— Расскажите, пожалуйста, о своем фильме «Крест». Почему вы продолжаете тему православия?

М.С.: Наш новый документальный фильм «Крест» выйдет в следующем году на экраны России. Договоренность уже достигнута с кинопрокатной компанией «Кино.Арт.Про». В своих кинолентах мы продолжаем размышлять о гармонии, красоте, смыслах – фундаментальных вещах, важных для понимания. Крест – древнейший символ, альфа и омега жизни человека. Путь его исчисляется веками. Крест – самый известный знак в истории человечества. Уже две тысячи лет он является всемирным символом христианства.

В этом масштабном документальном фильме будет подробно исследоваться данная тема. География съемок широкая – Иерусалим, пустыни Синайского полуострова, монастыри России, Грузия, Эфиопия.

— Определите, пожалуйста, роль дока в мировом кинематографе и долю российского документального кино на рынке.

М.С.: Когда занимаешься своим делом и глубоко погружен в тему, сложно оценивать объективно. Но могу привести пример из опыта нашей кинокомпании. Когда мы создавали первый фильм «Последний Рыцарь Империи», наша цель была – донести хотя бы до небольшой группы зрителей историю про настоящего героя России, Ивана Солоневича, который по стечению обстоятельств был незаслуженно забыт. Но картина оказалась очень востребована – она была выдвинута на множество фестивалей, взяла немало призов и до сих пор периодически показывается на федеральных каналах.

Для меня это показатель того, что документальное кино имеет все шансы на успех у широкого зрителя и может играть очень серьезную роль в современном мировом кинематографе. Ведь документалистика – это тот инструмент, который может доносить новые смыслы. Кроме того она становится всё более востребована среди молодого поколения и открывает окно возможностей для самовыражения многим юным и талантливым ребятам, которые видят в окружающей их реальности значительно больше, чем это показывает игровое кино и уж тем более социальные сети. Вижу огромный потенциал в российском документальном кино, поскольку России исторически присуща полифоничность, принятие и изучение разных культур, поиск собственных ответов на вечные и важнейшие вопросы человечества. А это дает очень плодотворную пищу для креатива и нового иного мировоззрения, которое может быть очень востребовано в нынешних реалиях.

Фото со съемок фильмов «Святой Архипелаг», «Крым небесный» и «Крест» – в нашем ТГ-канале: https://t.me/moviestart_ru (предоставлено компанией «Два капитана»)

 

Беседовала Аля Колдунова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять