MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Союз кинематографистов России обсудил возможности регионального кино на выставке-форуме «Россия»

Союз кинематографистов России обсудил возможности регионального кино на выставке-форуме «Россия»

фото: Данил Таштимиров

Мероприятие прошло 23-го декабря в павильоне №57 «Россия – моя история» на ВДНХ на площадке «Знание.Лекторий» и стало частью образовательной программы выставки-форума «Россия», генеральным партнером которой выступает Российское Общество «Знание». Лидеры мнений российской киноиндустрии обсудили перспективы развития регионального кинематографа, отраслевые особенности и способы формирования региональных кинокластеров, а также подвели итоги 2023 года, рассмотрели опыт реализации крупнейших событий в киноотрасли и определили вектор развития на 2024 год.

Перед дискуссией гости площадки «Амфитеатр» павильона №57 посмотрели и обсудили фильмы победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее». Первой публичной кинопрограммой мероприятия стал документальный блок«Большая страна: снято в Пермском крае», куда вошли короткометражные фильмы «Live in Любимово» (реж. Алексей Романов), «Коллекционер» (реж. Сергей Климов) и «Ящерка» (реж. Екатерина Драчева).

После кинопрограммы и её обсуждения гости мероприятия и ведущие эксперты киноиндустрии собрались на технологичной площадке «Знание.Лекторий» для проведения дискуссии «Большая страна: расширение возможностей регионального кинопроизводства». Запись дискуссии можно посмотреть на YouTube-канале портала MovieStart. Спикеры обсудили перспективы развития регионального кинематографа, пути повышения его конкурентоспособности, а также инструменты популяризации регионального кино в России и за рубежом. 

Дискуссия стартовала со вступительного слова директора по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», киножурналиста, продюсера, председателя отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля, члена Экспертных советов Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино Ивана Кудрявцева. Он отметил, что с интересом следит за развитием регионального кино, «ведь оно все чаще занимает верхние строчки в рейтингах кассовых сборов». 

Далее гостям было представлено видеообращение председателя Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова. 

«Выделять субсидии и развивать региональное кино сегодня невероятно важно. Усиление регионального кино на местах – возможность объединять разные уголки нашей страны и с любовью рассказывать о малой родине, месте, где ты живешь. Это важно и с эстетической, и с этической, и с политической точек зрения. Необходимо развивать таланты во всех уголках нашей родины», – подчеркнул Михалков. 

Первой рассказала о целях работы в регионах заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Ирина Карих: «В портфеле Российского общества “Знание” более семи тысяч часов просветительского контента, и есть различные проекты, которые направлены на то, чтобы популяризировать региональное кино. Наша миссия связана с развитием культуры киносмотрения в стране», – уточнила эксперт. 

Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), член Совета ФПРК рассказал об итогах фонда за 2023 год и поделился планами на 2024 год: «Хочется продвигать новые смыслы, которые формирует региональное кино, и идеи людей, которые его создают. Конкурс “Россия –взгляд в будущее”, который мы провели, показал отличные цифры и подсветил таланты. Форум регионального кино “Новый вектор”, прошедший в 2023 году в Калининграде, помогает системно подходить к вопросу развития регионального кино, объединить государство и кинематографистов. В следующем году мы проведем его вновь, также пройдут окружные форумы – в Белокурихе, Улан-Удэ и Ставрополе». 

Также Якунин представил видеоотчет об итогах работы Фонда поддержки регионального кинематографа за 2023 год. Ознакомиться с ним можно по ссылке. Эксперт продемонстрировал и специальный шоурил с тизерами фильмов-лауреатов конкурса «Россия – взгляд в будущее», которые зритель увидит в 2024 году.

Директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала о планах на 2024 год.

«В следующем году будет реализовано много программ. АСИ внедряет региональный стандарт по креативной экономике, который позволит сформулировать отдельные региональные стратегии, где драйверами станут именно киноиндустрии. Мы будем и дальше развивать систему рибейтов, причем не только для российских компаний, но и для международных. Также глубже погрузимся в работу над креативными кластерами как точками сосредоточения не только молодежи, но и предпринимателей. Совместно с партнерами мы предложим несколько программ поддержки, которые заинтересованы в развитии креативной экономики. Отдельное внимание уделим продюсированию, причем не только из области кино, но и других сфер искусства. Клуб продюсеров уже заработал, мы приглашаем специалистов из регионов и выступаем за развитие сообщества продюсеров всех сфер креативных индустрий. Также надеемся, что закон о развитии креативных индустрий вскоре будет принят, и мы с помощью него сможем определять конкретные меры поддержки. Хочу поблагодарить Ларису Солоницыну, Дмитрия Якунина и всех, кто работает над региональным кино. Мы надеемся, что в ближайшем будущем образ нашей страны будет сформирован через фильмы, снятые в регионах», – поделилась участница дискуссии.

И.о. заместителя губернатора Красноярского края, член Совета ФПРК Василий Нелюбин осветил опыт региона в 2023 году.

«Красноярский край принял закон о поддержке кинематографии. Создана региональная кинокомиссия, 50 млн рублей заложены на рибейты в следующем году. По нашим расчетам, в 2024 году в крае будет снято около 20 фильмов. Мы провели совместно с ФПРК два питчинга – это были заметные события для сибирской киноиндустрии, на конкурсы заявились более 200 участников, была задана высокая планка. По итогам снято два игровых короткометражных фильма и три документальных, которые собрали хороший урожай на фестивалях. Надеемся продолжить работу в продуктивном ключе», –  подчеркнул представитель ведомства.

Директор по развитию АО «Свердловская киностудия» Евгений Григорьев рассказал об успехах площадки и росте ее привлекательности для широкой аудитории.

«В 2020 году у нас было ноль фильмов, ноль проектов и ноль кадрового состава. В 2023 году у нас шесть фильмов снято, 13 в производстве, четыре фильма получили рибейты на общую сумму около 11,3 млн рублей, два проекта стали победителями питчинга Минкультуры России. На студии появилась своя киношкола. Более 50 тыс. человек посетили киностудию в составе экскурсионных программ, это почти на 70% больше, чем в 2022 году. Этими показателями я горд, они демонстрируют, что мы возвращаемся в культурный и кинематографический ландшафт России. Киностудия учится у коллег из Калининграда и Перми, как привлекать гостей на локации. Мы развиваем нашу школу кино, которая формирует кадровый резерв студии. Нам точно есть, куда развиваться. И мы делаем ставку на людей, создаем им условия, чтобы они не хотели покидать регион и могли эффективно работать здесь», –  рассказал кинематографист.

Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области, член Совета ФПРК, представил два вектора развития региона. «Это внешнее и внутреннее направление. Если говорить про внешнее, то мы привлекаем кинематографистов на локации, создаем условия и поддерживаем съемочный процесс. Также предоставляем рибейты. За время работы кинокомиссии мы поддержали 47 фильмов и сериалов, которые принесли в регион 1, 176 млрд. Мы поняли, что съемки музыкальных клипов являются потенциально привлекательными для получения рибейтов. Съемочный процесс, который нон-стоп идёт в регионе, стал привлекательным фактором для туристов. Они с большой охотой возвращаются, зная, что здесь регулярно снимают интересные проекты. Если мы говорим про внутреннее направление, то одной из важных инициатив можно назвать формирование региональной базы актеров. С нетерпением ждём проведения очередного форума “Новый вектор”, где сможем вновь объединиться для решения стратегических задач по развитию регионов», –  поделился спикер.

Ольга Жукова, исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), рассказала про проект «Кино России». «Над проектом мы работаем более семи лет. Динамика в плане экономических показателей положительная, многие регионы эффективно используют систему рибейтов. С 23 регионами подписаны соглашения о сотрудничестве. В 48 организациях действуют комиссии или организации, которые оказывают подобные услуги, 14 субъектов РФ компенсируют затраты на съемки фильмов, в ряде регионов процент рибейта варьируется от 20 до 80. В список новых регионов, запустивших систему рибейтов в этом году, –  Красноярский край, Республика Бурятия, Приморский край, Свердловская область, ХМАО-Югра и Алтайский край. По цифрам, которые мы видим, перспектива ясна – региональному кино быть», –  резюмировала представитель АПКиТ.

Зураб Агирбовминистр культуры Карачаево-Черкесской Республики, член Совета ФПРК, представил проекты, над которыми шла работа в регионе в 2023 году.

«У нас прошли съемки несколько фильмов, среди которых “Экспресс” Руслана Братова, “Бременские музыканты»”. Важным проектом стал фильм “Испытание аулом”, поддержанный Министерством культуры Российской Федерации и ПФКИ, созданный местной киностудией “Домбайфильм”. Это кино про традиционные ценности, сохранение культуры и языка. Сборы (на данный момент 24 миллиона рублей) превышают затраты, для дебюта это успех. В нашем регионе создана Школа креативных индустрий, действует киношкола “Киностарт”. Наша мечта – организовать локальный кинокластер. Благодаря нашему опыту и ресурсам он может иметь большой потенциал», – отметил Агирбов.

Кинорежиссер, художественный руководитель киностудии «Остров», член Попечительского совета ФПРК Сергей Мирошниченко рассказал о модели продвижения региональных студий.

«В основе успеха лежат два компонента. Один из них – личность лидера, который заинтересован в развитии кино в регионе. Второй – это художник, подвижник от искусства, который эффективно взаимодействует с первой персоной. Урал – одна из важнейших точек на кинематографической карте России. Здесь начинали Хотиненко, Балабанов, здесь сейчас работают Федорченко, Григорьев. В активных регионах важно создать школу или кинофестиваль, это среда, которая воспитывает профессионалов», – подчеркнул режиссёр.

Президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России Алексей Алешковский призвал прежде всего задумываться о смыслах, которые несут киноистории.
«Большинство хороших историй ведет героя от ложной установки к свету в конце туннеля. Поступок, который стал результатом изменения героя, и есть ролевая модель, искомый смысл истории, который воспринимает аудитория. Кино — инструмент, с помощью которого мы учимся рассказывать о себе, решать проблемы общества, репрезентировать свою страну во внешнем мире. Мягкая сила — это общий язык, на котором мы учимся говорить с другими, вызывать к себе интерес. В большинстве регионов кинематограф сегодня (за вычетом документального) — чистый лист. Малобюджетное короткометражное кино — идеальный формат для обучения представителей всех кинопрофессий. Мы стоим перед задачей создания (или лучше сказать — воссоздания) кинематографа, — социального и смыслообразующего, с точки зрения содержания, и конкурентоспособного — с точки зрения формы. Фильм начинается с истории, а история — с того, ради чего она рассказывается», — пояснил участник дискуссии. Отметим, что Гильдия кинодраматургов предложила Союзу кинематографистов объявить 2024 год Годом короткого метра.
Директор департамента развития территорий и креативных индустрий АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Андрей Коновалов сообщил о планах на 2024 год.

«В 2019 году Россия и Индия заключили соглашение об аудиовизуальном совместном производстве. В мае 2024 один из известных индийских кинопродюсеров побывал во Владивостоке на креативной неделе, после чего посетил Якутию и Камчатку. Он выбрал местом для съемок фильма именно Приморский край и Республику Саха. Данный фильм под названием Runner будут снимать совместно с продюсерской компанией SREDA. У нас большие планы по привлечению съемочных групп на Дальний Восток и развитию местного кинопроизводства, и для координации этой деятельности создана Кинокомиссия Дальневосточного федерального округа. В Якутии запланировано строительство большого кинопавильона, на него мы собираемся выделить более 10 млрд рублей, в том числе с применением механизма дальневосточной концессии. Также планируем выделять 180 миллионов рублей ежегодно на закупку кинооборудования и рибейты в ДФО», –  рассказал Коновалов.

Маргарита Козлова, директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассказала о работе региона в 2023 году: «Фестиваль “Дух огня” давно перестал быть площадкой исключительно для кинопоказа и творческих встреч – здесь проходят и деловые, и образовательные программы. За последние два года появились новые форматы, например, академия “Дух огня”. Также мы открыли важный деловой формат “Кинодиалоги”, который предполагает совместные проекты с зарубежными партнерами. Опыт Калининграда и Перми помог внедрить практику рибейтов, которую мы активно реализуем, как и кредитование на съемки фильмов».

Юнир Аминев, директор киностудии «Башкортостан» имени А. Абдразакова, член Совета ФПРК, сообщил об образовательных проектах региона.

«Мы уже открыли курс аниматоров на базе Уфимского училища искусств, в будущем планируем запустить курс кино и телевидения. В этом году Киностудия Башкортостана своими силами сняла два фильма: “Камень батыров” и “Не оставляй, мама!”. В этом году у нас стартовал свой башкирский Фонд кино. Теперь каждый год из бюджета республики Башкортостан будет выделяться 50 млн рублей для съёмок фильмов. Приезжайте в Уфу, приезжайте в Башкортостан, у нас есть горы, леса, степи, моногорода. Добро пожаловать!», – поделился Аминев.

Ответственный секретарь совета руководителей представительств регионов при Президенте РФ и Правительстве РФ, директор по развитию продюсерского центра ФПРК Николай Новиков заявил: «Я считаю, что назрела необходимость создания структуры, которая возьмёт на себя координацию между федеральными органами власти и кинодраматургами для того, чтобы создавать короткий контент. Нам нужны правильные истории, ориентирующие молодёжь и направленные вовне, – мягкая сила нашей страны. Это позволит создавать контент высокого качества».

Михаил Калинин, ответственный секретарь Союза кинематографистов России, член Совета ФПРК, поделился соображением: «Хочется верить, что наша сегодняшняя работа приведёт к тому, что не будет региона, который бы не создал фильма о себе, о своих людях, о своих героях и своих красотах.  Именно сегодня формируется новое кинематографическое лицо нашей страны. Я надеюсь, что оно будет не хуже, чем то советское кино, которое мы все любим».

Альберт Рябышев, генеральный директор компании R-Media, поддержал коллег: «Мне кажется, крайне важно развивать в регионах материально-техническую базу, формировать группы людей, которые могут и хотят снимать кино, но для этого им нужна практика. Поэтому я хочу попросить ФПРК включить в свою программу ещё и короткометражное художественное кино. Кино, которое способно создавать миры, увлекающие зрителя, меняющие сознание заложенными в него смыслами».

Игорь Шибанов, генеральный директор телеканала «СуперГерои», продюсервыступил с предложением: «За последние несколько лет региональные студии произвели много хорошего контента, это не только документальное кино, не только короткометражное кино, это игровые фильмы и сериалы достаточно высокого качества. Мне кажется несправедливым, что не все они попадают на федеральные каналы. Я считаю, что подошёл момент для создания вещательного телеканала, который будет показывать региональный контент. Название нашей конференции – “Большая страна” – могло бы стать и названием этого телеканала».

Гостями мероприятия Союза кинематографистов РФ выступили эксперты, кураторы, участники и лауреаты конкурсов «Россия – взгляд в будущее», «Формула пути», «Питчинг региональных киностартапов», а также представители продюсерских компаний, онлайн-платформ, педагоги, студенты и выпускники киношкол, слушатели Мастерской «Новые медиа», участники «Арт Мастерс», общества «Знание» и других образовательных проектов.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять