MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Док на кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер»: принципы отбора

Док на кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер»: принципы отбора

кадр из фильма «Россия. XXI век. Промышленность», предоставлено дирекцией фестиваля «Свидание с Россией. Сибирский харакетр»

В Омске прошел I Всероссийский кинофестиваль «Свидание с Россией. Сибирский характер». Конкурсная программа документальных фильмов состояла из двух номинаций: «Час мужества» и «Научно-популярные фильмы для детей и юношества». Всего в программу было отобрано 22 фильма из более чем 500 заявок.

Этот кинофестиваль – часть международного проекта «Свидание с Россией», куда входят кинофестивали в Архангельске, Вологде, Улан-Удэ, Омске.

Об итогах фестиваля, принципах отбора фильмов в программу и интересе современного зрителя к документальному кино мы поговорили с программным директором смотра Инной Демежко.

Отбор фильмов на фестиваль – этап важный и ответственный. Основными критериями являются качество режиссуры, мастерство оператора и, конечно, актуальность темы фильма: чтобы он поднимал вопросы, волнующие современное общество.

В номинации «Час мужества» ключевыми темами стали «Донбасс. На фронте и в тылу» и «#Россия#Мы вместе» – важнейшие сегодня, в том числе для документалистов, темы. Картины рассказывают реальные героические истории из жизни людей: о военном конфликте на Донбассе, гражданских инициативах и подвигах мирных граждан.

Номинация научно-популярных фильмов строилась преимущественно из короткометражных картин. Сюда вошли яркие жанровые работы: от кинонаблюдений до документальных комедий. Авторы использовали современные технологии, такие как компьютерная графика и анимация, чтобы сделать встречу с кино привлекательной и понятной для зрителя. Особенно важным здесь было обращать внимание не только на увлекательность сюжета, но и на научную достоверность информации. Фильмы в эту программу отбирались по принципу: продемонстрировать зрителю, какое оно – научно-популярное кино сегодня.

«Задача документального кино – рассказывать о действительности, которая нас окружает. Задача программного директора – собрать программу, которая как минимум придется людям по сердцу и как максимум откроет им истину: есть документальное кино, и оно стоит заинтересованного внимания в не меньшей, если не большей степени, чем кино художественное. Сегодня много вокруг всевозможного видеоконтента. Технология съемки стала доступнее. Можно снимать на телефон – бескрайние возможности для любителей, немедленно ощутивших себя профессионалами. Но документальное кино – это не телевизионный репортаж, не новостная журналистика, тем более не селфи с булкой в руках. Это искусство, и для него характерен поиск кинематографических решений. Люди и без вас умеют находить информацию, сами умеют выражать эмоции. Задача режиссера-документалиста – соблюдать баланс между эмоцио- и рацио, между разумом и душой. Когда в картине такой баланс соблюден, она становится необходима зрителю. Тогда, по выражению Ницше, «искусство спасает от правды жизни», дает образцы существования, ориентиры в жизни, выражаясь высокопарно, подставляет нам плечо, когда не на что опереться», – комментирует Инна Демежко.

В дополнение к конкурсной программе на кинофестивале был представлен ряд внеконкурсных документальных картин: специальная программа «Сибирский характер», ретроспектива фильмов режиссера Александра Ильина в программе «Дело жизни. Юбилейный показ», «Знакомьтесь: Омск» из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов и другие.

Для привлечения внимания зрителей, особенно молодежи, к документальным фильмам необходимо активно работать над популяризацией кинематографа и разъяснением его ценности. Важно проводить образовательные и кинопросветительские мероприятия, где зрителям объясняли бы с азов, что такое кино, в каких жанрах оно существует и в чем состоят жанровые различия, какое значение оно имеет для общества и каким образом может наполнить нашу жизнь.

«Сейчас документального кино много: и на платформах, и в интернете, и хорошего, и посредственного. Но если ты не знаешь, что оно в принципе есть, как же ты его найдешь? Здесь, конечно же, главные помощники – киноклубы. Именно там можно не только расширить киноэрудицию, но и культивировать свой навык общения, ощутить, как это здорово – выражать мысли словами, а не смайликами в гаджетах. При этом опыт показывает, что успешнее всего работа с молодежью идет в тех киноклубах и просветительских кинобъединениях, где ее курируют ровесники – представители самой молодёжи, говорящие на одном языке с аудиторией», – продолжает Инна Демежко.

Фестивальные кинопоказы не только стали возможностью для просмотра новых и интересных фильмов, но и создали платформу для привлечения внимания к актуальным культурным и историческим аспектам. И главное – они объединили режиссеров и зрителей, привлекли к совместному обсуждению важных вопросов современной России с помощью киноискусства.

Участники фестиваля признавались, что основная цель их работы – создать кино, которое не только развлекает, но и вдохновляет на общественно-полезные действия. Документальные фильмы становятся ключевым инструментом, способным внушить зрителям новые идеи, вызвать обсуждения и стимулировать к активным действиям в различных сферах жизни и общества.

Победитель в номинации «Час мужества» за лучшую режиссёрскую работу с картиной «На фронт» Ульяна Герасимова рассказала, что когда еще она решила связать свою жизнь с кино, то сразу определила для себя именно документальное направление.

«Мне интересно погружаться в истории людей, показывать ту жизнь, которая скрыта от глаз многих людей. Считаю, что зрителей в документальных фильмах привлекает что-то, что недоступно для обывателя. Интересно, когда истории, казалось бы, простых людей, раскрываются с разных ракурсов, показывают зрителю разнообразие нашей жизни и вдохновляет на смелые поступки», – пояснила режиссёр.

С информацией о фильмах-победителях кинофестиваля «Свидание с Россией. Сибирский характер»можно ознакомиться по ссылке.

Кинофестиваль «Свидание с Россией. Сибирский характер» является частью Международного медиапроекта «Свидание с Россией», целью которого является популяризация российской культуры, истории, традиционных ценностей многонационального народа России через современные средства мульти-медиа: интернет технологий, кинематографа, организацию и проведение культурных и просветительских мероприятий.

Президент кинофестиваля – режиссёр, продюсер, руководитель Международного медиапроекта «Свидание с Россией» Александр Ильин.

Организаторы: Правительство Омской области, Администрация г. Омска, Некоммерческое партнерство Содействия развитию кино и туризма «КиТ», Киновидеоцентр Омской области, Дом кино г. Омска.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

Текст – Анастасия Макарцева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять