Сергей Мирошниченко: Выдающиеся люди в нашей стране заканчиваются
В преддверии 46 Московского международного кинофестиваля, который пройдет в российской столице 19-26 апреля, мы поговорили с куратором документальной программы, одним из наиболее выдающихся документалистов своего времени Сергеем Мирошниченко. Режиссёр рассказал, в чём сложность работы с внешними партнёрами ММКФ, какие фильмы в этом году стали наиболее заметными, а также охарактеризовал проблему начинающих авторов в нашей стране. Напомним, что в первый день киносмотра будет открыта бизнес-площадка ММКФ, на которой пройдет Московский питчинг дебютантов и круглые столы с ведущими игроками индустрии. Подробности и аккредитация >>
— Сергей Валентинович, почему программа документального кино ММКФ является одной из самых популярных? Это качественная работа отборщиков или растущий спрос зрителя на документальное кино?
— У каждого кинофестиваля своя специфика. Например «Флаэртиана» исповедует определенный взгляд на кино. Они выбирают прямое кино, немного мокьюментари – для широкого зрителя это довольно специфический материал, не все картины там зрелищные. Павел Печенкин давно занимается документальным кино, за многие годы он уже подготовил своего зрителя, сформировал определённую среду и атмосферу «Флаэртианы». Поэтому многие прекрасные картины, которые исповедуют другие направления, туда просто не попадают.
Есть определенный взгляд на док у фестиваля «Послание к человеку», которая так или иначе связана со спецификой питерского кино. Его руководитель – Алексей Учитель – вышел из документалистики, естественно, у него свой взгляд на это направление, что естественным образом сказывается на программе фестиваля.
Есть своя специфика и у Московского кинофестиваля: мы стараемся выбирать зрелищное кино, ориентируясь на более широкую аудиторию. К тому же, напомню, в отличие от многих киносмотров показы на ММКФ осуществляются на коммерческой основе, публика покупает билеты. Программа документального кино проходит во втором зале, рассчитанном где-то на 350 мест. Если мы не будем подбирать зрелищные документальные картины, у нас этот зал просто отберут, а мы этого не хотим, нам нравится площадка – там отличный экран IMAX, замечательный звук, там сформировалась своя атмосфера, поэтому часть фильмов мы выбираем как зрелище.
Фильмы ММКФ должны содержать интересную историю, иметь хорошие изображение и звук. Это вовсе не означает, что на той же «Флаэртиане» фильмы уступают по качеству: некоторые картины, участвовавшие в программе ММКФ, затем были показаны и на «Флаэртиане». Еще надо помнить, что у нас должна быть только мировая премьера а после фильмы могут быть показаны на других фестивалях.
— Означает ли это, что вы ориентируетесь на развлекательное кино?
— Не совсем. Во-первых, документальный фильм, не призван развлекать зрителя. Во-вторых, наряду со зрелищными лентами в нашей программе всегда есть несколько картин категории «арт-кино». Поскольку наш фестиваль на данный момент является единственным, где победитель становится номинантом, а некоторые и лауреатами премии «Оскар», то выиграть на нашем фестивале, считаю, очень престижно.
В мире подобных фестивалей класса «А» тоже не так много: Hot Docs в Канаде (Hot Docs Canadian International Documentary Festival), фестивали документального кино в Амстердаме, Берлине (International Documentary Film Festival Amsterdam, Berlin International Film Festival), и ММКФ занимает уверенную позицию в этом списке. Поэтому наши участники и в особенности победители должны соответствовать этому уровню и поддерживать статус киносмотра. Мы ни в коем случае не должны терять этот статус – потерять легко, а восстанавливать потом – целая история. В том числе поэтому мы с Григорием Либергалом, Ангелиной Ашман, Натальей Бабкиной, Елизаветой Конякиной стараемся сохранять позиции фестиваля.
— В связи с геополитической напряженностью сложнее ли стало работать с внешними партнерами, по формированию жюри например?
— Жюри всегда было тяжело формировать. Приходится заинтересовывать выдающихся людей, убеждать их оставить свои дела и приехать в апреле в Москву – не в самое замечательное время, когда у нас еще довольно серо и прохладно. Мы проводим огромную работу с зарубежными коллегами, иногда нам помогает Союз кинематографистов России. При этом не менее сложно и с отечественными мастерами.
— Почему?
— Выдающиеся кинематографисты, удостоенные международных наград, в нашей стране просто заканчиваются, осталось буквально несколько человек, которые соответствуют уровню наших зарубежных коллег. К примеру, у нас в жюри был легендарный Майкл Аптед (Michael Apted), в своё время возглавлявший Гильдию режиссеров Америки, как известно, это большая и авторитетная организация. Зарубежные представители жюри ММКФ нередко являются обладателями «Эмми», «Оскара» и других престижных наград. Много ли у нас таких в стране? Честно говоря, не очень. Однако я вижу, что такие могут появиться среди молодых, и это обнадеживает. К сожалению, победы на российских фестивалях для международного жюри ММКФ не являются определяющим критерием отбора.
— То есть сложности связаны скорее с профессиональными моментами, а не политическими?
— Безусловно, сейчас к нам меньше приезжают из некоторых стран, но я не думаю, что это катастрофическая проблема. Мир большой, и во многих других его частях живут и творят мощные, серьёзные кинематографисты. Конечно, мы пытаемся продолжать работать и с европейскими, и с американскими режиссерами и продюсерами. Кстати, о жюри. В этом году к нам приедут режиссёры Рехад Десай из ЮАР, Хакан Айтекин из Турции, также с нами будет работать российский мастер Сергей Головецкий. Мы рады, что нам удалось собрать такой состав, и благодарны коллегам за сотрудничество.
Сложнее с картинами. В последние годы отказов от участия в ММКФ действительно много, участвовать в ММКФ сейчас отказываются даже чаще, чем с другими фестивалями нашей страны.
— С чем это связано?
— С тем, что фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и других государственных структур – по сути, мы являемся государственным кинофестивалем. У некоторых авторов имеется запрет на участие в мероприятиях, поддержанных государственными структурами РФ. Некоторые отвечают вежливо, а некоторые, к сожалению, скатываются до оскорблений в адрес наших сотрудников, совершенно ничего о них не зная. На мой взгляд, такое поведение неприемлемо: художник никогда не поведет себя так, а если поведёт, значит он потерял своё лицо. По крайне мере, я бы никогда так не поступил, не зная людей, их отношения ко мне.
— Как работать в таких условиях?
— Просто продолжать работать, не более того. Мы делаем то, что должны делать люди, занятые организацией и проведением международного крупного мероприятия. Мы уважаем многообразие идей и представляем фильмы разных стран, у нас нет запрета на какую-то отдельную культуру или страну.
Фестивали созданы для того, чтобы люди учились уважать, интересоваться друг другом, искать компромиссы. Культура – это то, что останавливает войны, и именно художники воздействуют на сознание людей, помогают им углубиться в проблемы, более осмысленно смотреть на различные ситуации. Так было всегда, но сейчас, к сожалению, художники молчат – они не ищут способов установить мосты, в их произведениях нет примера того, как протянуть кому-то руку. Политики занимаются своим делом, военные своим, а у художников своя миссия – найти возможности для диалога. Даже высказывая свою позицию, мы должны сделать ее понятной всему миру. Не агрессивную, а дать людям возможность установить диалог друг с другом.
На ММКФ ходят иностранцы, которые работают в России. У них есть возможность посмотреть фильмы на родном языке. Вот у нас есть финская картина, надеюсь, придут финны, которые многое сделали и делают для дружбы России и Финляндии, они будут смотреть фильм на финском. Как и прежде, мы работаем с посольствами, культурными центрами. Так было, есть и будет, в этом и заключается наша работа в условиях напряженности в мире.
— Расскажите про критерии отбора. Каким техническим параметрам должны соответствовать фильмы?
– Согласно регламенту комиссии FIAPF, фильм должен быть продолжительностью не менее 60 минут. Мы придерживаемся этого хронометража, иначе нас бы буквально завалили телевизионным контентом, а теперь все форматное кино проходит мимо нас. Наш зритель привык смотреть длинные картины. Многих смущает этот хронометраж, но надо не бояться подаваться к нам – у нас искушенный зритель и международное жюри. Картины участников забирают другие киносмотры, и у них начинается интересная фестивальная жизнь. При этом важно заранее подготовить свою заявку на участие в ММКФ: лучше, чтобы картины приходили к нам в конце января и с хорошим постпродакшном.
— Расскажите, пожалуйста, о программе документального кино этого года. Чем она примечательна?
— По понятным причинам я не могу никого выделять, но какие-то общие моменты отмечу. Думаю, есть картины, которые будут иметь длинную фестивальную и кинотеатральную жизнь в ближайший год. Мне кажется, нам удалось найти работы, которые повлияют на развитие современного документального кино. Они блестяще сделаны, новаторски, открывают какие-то новые стороны человеческой жизни. У нас небольшая, но плотная программа, мы специально добавили побольше российских работ, чтобы на фестивале были представлены разные направления отечественного кино. У нас есть коммерческая картина «Нелюбимка» Станислава Сорокина, на которую, я уверен, придет полный зал. Это фильм про известного музыканта NILETTO. В программе есть очень жёсткая картина на тему СВО, и хотя мы старались избегать подобных тем, всё же решили её показать, потому что нашли, как нам кажется, художественное высказывание на тему нынешних событий. Это фильм «Я иду домой» Владислава Рыткова – молодого режиссера, выпускника мастерской Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко. Думаю, что у этой картины должен быть свой зритель и бурное обсуждение. Китайский фильм «Мэй» Ло Донг – про жизнь обычной женщины, которая ищет любви, счастья. Снято как трагикомедия. Ты улыбаешься, смеешься, но переживаешь вместе с героиней её трудности жизни. Она сделана как прямое кино, сделана блестяще.
Картина финского режиссёра Анны Бергер «Где мой дом?» – это поразительная история любви белой женщины и африканца. В фильме тонко изображено, как разные культуры стоят между двумя любящими людьми. Кстати говоря, это уже вторая ее работа, показанная на ММКФ и где используется необычный формальный прием, где Анна является героем, режиссером и оператором.
Иранский фильм «Ладья» Сэма Калантари – мокьюментари – сильная, мощная, один из больших шедевров нашей программы. Это история про одного из самых известных иранских художников. Он работал и в кино, и в театре, и в анимации – является великим иранским мыслителем.
Картина Дарины Умновой «И жили они долго и счастливо или почему динозавры вымерли». Над фильмом работали известные оператор Сергей Амирджанов и звукорежиссёр Евгений Горяинов, благодаря которым в фильме всё эстетически выверено, плюс в основе сюжета – интересная женская судьба, которую автор фиксировала в течение девяти лет. Надеюсь, что зрителю фильм понравится.
Картины можно и дальше перечислять – нам удалось найти очень много ярких работ.
Не могу не упомянуть программу «Свободная мысль» – там тоже много хороших работ, но отмечу одну из моих любимых. Это картина «Золотая жизнь», фильм имеет большое количество призов, и я, как автор, даже немного завидую тому, как он сделан. Это история детей, работающих на прииске в Африке. Там есть гибель людей, взрывы, маленькие дети, которые тяжело работают, чтобы потом купить условный велосипед. Вот мы в своей стране часто бываем всем очень недовольны, а когда смотришь такие фильмы, как люди живут в других частях планеты, понимаешь, что они не глупые люди, а просто их жизнь сложилась так. И в очередной раз вспоминаешь, что надо ценить что имеешь, радоваться тому, что есть. Это прямое кино, в нем нет интервью, которое дает нам ключи, но автор открывает нам суть в финале. Сильная картина, которая мне очень дорога.
«Золотая жизнь» примечательна еще и тем, что она может послужить отличным примером нашим кинематографистам – как можно и нужно снимать прямое кино.
Мы очень много получаем на фестиваль почти любительского кино. Надо прекратить быть кинолюбителем, снимать и навязывать халтуру. Сейчас у нас очень много выдается грантов – в России наступило, можно сказать, райское время для творцов-документалистов. Финансирование можно получить в Минкультуры России, ФПРК, ИРИ, ПФКИ, «Знание», ВК, платформы начали выделять средства – жаловаться грех. Считаю, что в ответ нужно делать хорошее профессиональное кино.
— Почему так сложилось?
— Думаю, дело в заниженном к себе требовании, а также отсутствии профессионального образования.
— Вы в силах пусть немного, но изменить ситуацию. Расскажите о своей преподавательской деятельности.
— Во-первых, когда ко мне поступают, я не беру взяток, – ко мне поступают честно, из разных регионов, разных стран. У меня сейчас есть студенты из Польши, Болгарии, Абхазии, Китая. Из России у меня учатся люди разных национальностей и из разных регионов.
Я думаю, у каждого человека есть врожденный талант, но далеко не у каждого есть воля. Нагрузка режиссёра такая, что многие просто не выдерживают. Мне не важно, в каком направлении будут развиваться мои выпускники – будет это арт-кино, ТВ или что-то ещё. Мне важно, чтобы это были люди длинной воли, с самосознанием, со своим отношением к жизни, но таких мало и таких не любят. Потому что бал сейчас правят продюсеры, которые по сути, не являются продюсерами, многие из них, например, не знают истории документального кино. К сожалению, в России это просто посредники между государством и отраслью.
Ключевая проблема – куда идти выпускникам, например, моего курса, у которых есть характер. Какой смысл готовить новые кадры, если им негде применить себя? И в этом отношении я благодарен Дмитрию Якунину и другим, кто брал моих учеников и привлекал их на проекты. Некоторые из них уже сделали успехи в кино. Это большое дело.
— Как эта проблема отражается в том числе на программе ММКФ?
— К сожалению, часть людей просто уезжает за границу. Причем вовсе не из-за каких-то там политических убеждений, а просто ради того, чтобы жить, делать кино и иметь возможность творческой реализации. Почему талантливый человек, который отучился пять лет в одной из лучших мастерских мира, должен быть безработным? Так не должно быть и, на мой взгляд, это нерачительно. И я благодарен тем моим ученикам, кто остался в России и делает здесь кино.
— Как снимать фильмы, которые попадают на ММКФ?
— Надо снимать сердцем, надо иметь совесть. От головы кино не рождается – я имею в виду настоящее кино, которое ты запоминаешь на всю жизнь Это то состояние, которое тебя меняет. Логичное кино ты выбрасываешь из головы после просмотра, а кино, сделанное «неправильно», оставляет глубокий след в сердце.
Вспомним «Иди и смотри» Элема Климова, «Урга» Никиты Михалкова, работы Сергея Параджанова – это всё «неправильное кино». Вспомним «Летят журавли» Михаила Калатозова – оно целиком снято неправильно. Там широкий угол, движение, внутрикадровый монтаж, история неправильная – в тылу пьют и принимают наркотики, героиня изменяет главному герою, а мы этот фильм называем одним из самых патриотичных, одной из главных картин о войне.
Настоящее искусство зашкаливает, а среднее – серое, банальное и скучное. Этого, к сожалению, не понимают современные российские продюсеры. Ведь задача кино не только зарабатывать на зрителе. Если начнешь понижать уровень в искусстве, создашь такого зрителя, который впоследствии тебя же и съест. Именно неграмотный человек – самый падкий до революций, образованный и культурный не пойдет на это, он не верит в то, что такими насильственными методами можно добиться позитивных перемен в обществе и стране.
У нас, документалистов, в своё время была программа «Смотрим и обсуждаем» на канале «Культура». Ее закрыли. Был канал «24 Док», а стал «24 Доктор». Видимо, нас интереснее лечить, а не просвещать.
Если мы хотим полноценное гражданское общество, то надо развивать культуру. Без культуры нет интеллекта, да и вообще всё бессмысленно – и войны, и бизнес. И перед нами, художниками, стоит эта задача, мы должны не только развлекать народ, но и формировать стимул к развитию. Это крайне необходимо для ментального здоровья нации.
Беседовала Алевтина Колдунова