MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Павел Печенкин: Наступает эпоха возвращения дока к зрителю

Павел Печенкин: Наступает эпоха возвращения дока к зрителю

фото: фестиваль «Флаэртиана»

В Перми 21 сентября завершился Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». В рамках мультимедийного проекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «ИРИ», мы поговорили с основателем и президентом киносмотра Павлом Печенкиным. Режиссёр рассказал о картинах-победителях, планах на будущее и перспективах документального кинематографа.

— Как бы Вы подвели итоги прошедшей «Флаэртианы»?

— После всех этих 28 лет, что существует «Флаэртиана», каждый раз понимаешь – как только фестиваль завершился, итоги подводить еще рано. Сейчас, пожалуй, не получится – должно пройти какое-то время. Пока же могу сказать, что у нас получилась очень интересная программа. Конечно, трудно было ее собрать – к сожалению, не принимали участие в фестивале кинематографисты из Польши, Германии… Но зато было много фильмов, сделанных в формате копродакшена, совместного производства нескольких стран. И то, что победила Аня Бергер с фильмом «Кого люблю…», тоже символично: она гражданка Финляндии, но училась у наших мастеров. Так что в фестивале по-прежнему собирается наше «флаэртианское», прямое кино, снятое живой камерой и показывающее настоящую жизнь.

— Расскажите подробнее о программе фестиваля – как она собиралась и формировалась?

— Основную национальную программу из примерно двух десятков фильмов отбирал лично я, но была еще и программа Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), а это тоже около двух десятков картин. И для этих фильмов главными зрителями стали модераторы социальных кинозалов, которые фактически и отбирали те картины, которые потом пойдут в их систему проката. То есть фактически получается замкнутый цикл: государство дает деньги на производство кино, картина снимается, а затем попадает в систему регионального проката, где ее увидит реальный зритель. До этого на рынке «царствовал» госзаказ или же работала система коммерческого кинематографа, а теперь у нас получается полный цикл производства и проката, когда кино реально доходит до зрителя. И очень важно, что на экране возникает реальный мир, знакомый зрителю, и это, как правило, мир отзывчивых, открытых, светлых, добрых людей. Это тот мир, который окружает нашего регионального зрителя, и поэтому он откликается в его душе.

— Если попросить Вас выделить два-три фильма из всей программы этого года – какие картины назовете?

— Очень сложно среди огромного количества прекрасных картин выделить несколько, но результаты фестиваля говорят сами за себя. Так что я бы назвал картину китайских кинематографистов «Тайные письма», который получил второй приз фестиваля, а также Приз зрительских симпатий. Очень интересная картина, причем интересная со всех сторон – и режиссерской, и операторской, и сюжетной: это такая немного странная история о женщинах, которые пишут письма и придумали свой собственный язык общения. Мне кажется, это интересно даже метафорически, как некий важный образ… И еще я бы отметил получившее приз кино Александра Авилова «Таня. Лето Зима». Тоже – настоящее флаэртианское кино – такое, как мы любим.

— Что происходит сегодня с документальным кинематографом – прежде всего в нашей стране? Какие перспективы для него Вы видите?

— Уходит в прошлое история западного кинематографа с его коммерческими огромными бюджетами. У нас есть возможность вернуться в привычный 30 лет назад формат кино примерно в 25 минут, которое можно сопровождать лекцией или последующим обсуждением – такие картины будут интересны и школьникам, и студентам, да и массовому зрителю тоже. Когда-то документальное кино начиналось именно так: зрители смотрели фильм, потом его обсуждали, а теперь, как видим, все возвращается. Да и, как я уже говорил, замыкается цепочка «производство-прокат», что тоже естественно: зрители должны смотреть не навязываемое кино, а то, которое им действительно нравится. И поверьте, жители регионов порой знают реальную жизнь во многом лучше столичных жителей, а региональные кинематографисты умеют ее блестяще показывать.

— То есть у документального кино фактически возникают новые задачи…

— Задачи у фильмов, конечно же, разные. Есть и арт-хаус, есть и «медленное» повествовательное кино. Но мне кажется, что на успех сегодня обречен короткий метр, который бы рассказывал об истинной жизни России. И это уже сложившийся факт – интерес к такому кино неуклонно возрастает – много яркого, интересного кино: «Король бакланов» Дарьи Разумниковой, «Фельдшер в отпуске» Татьяны Ложниковой, «Ящерка» Екатерины Драчевой.

— Если говорить о задачах – то какова она у следующей «Флаэртианы»?

— Пока вопрос о задаче следующего фестиваля не стоит. Он родится сам собой – из нового фестиваля, так всегда бывает. После Нового года, ближе к маю, мы будем формировать программу – тогда увидим и новую тему и, может быть, новую проблематику. Когда-то, еще в доковидные времена, например, в 2019 году – были питчинги, приезжали разные продюсеры, проводились мастер-классы, сегодня это, во многом, ушло в прошлое. Зато, как видите, решаются задачи сетей социального кинопроката.

— На Ваш взгляд программа социального проката становится главной перспективой приближения кино к зрителю?

— Я много лет занимаюсь документальным кинематографом и всегда вспоминаю одну историю, которая случилась давно, кажется, еще на втором фестивале. Пришла преподавательница и привела студентов на показ. И я слышу, как она им говорит: «Я вам рассказывала, как писать курсовую работу на основе существующего опыта других людей. Сейчас вы посмотрели документальное кино – это именно то, что вам нужно». Но дальше возникает вопрос – а где смотреть это документальное кино? По ТВ показывают то кино, которое снимается телекомпаниями, и это вообще другая система производства, замкнутая, во многом – заказная, да и смотрят такое кино дома, а не в зале.

— То есть смотреть нужно не дома, а в зале?

— Конечно в зале. Смотреть кино в зале – это как литургия или как театр. Встреча с искусством один на один. Собственный процесс проживания происходящего на экране. И когда речь идет о социальном кинотеатре – задача усугубляется. В деревню никогда не приедет театр, да и сельский житель не доедет до театра. А кино может – к человеку приезжает искусство, которое вобрало в себя всю историю и мудрость мировой цивилизации. И ты имеешь возможность увидеть на экране, как на земле живут реальные люди, увидеть невыдуманный, настоящий, реальный мир.

— Итак, попробуем коротко подвести итог…

— Наступает эпоха возвращения к зрителю. Мы создаем новые фильмы и идем с ними к нашему зрителю. А зритель, в свою очередь, идет навстречу нам. Это ли не истинное счастье и настоящая миссия кинематографа?

 

Беседовал Павел Сурков

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять