MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > «Нелюбимка», снежный барс и сны иранского художника: обзор дока 46 ММКФ

«Нелюбимка», снежный барс и сны иранского художника: обзор дока 46 ММКФ

фото: А. Сотникова

Конкурс документального кино завершился в рамках 46 Московского международного кинофестиваля, который проходил 19-26 апреля в российской столице.

Оценивало программу экспертное жюри, в которое вошли профессионалы из разных стран: председатель – режиссер неигрового кино и продюсер Рехад Десай (Южная Африка), сценарист и режиссер неигрового кино Хакан Айтекин (Турция) и режиссер и сценарист неигрового кино Сергей Головецкий (Россия).

Куратором документальной программы выступил выдающийся российский режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, а также известный киновед Григорий Либергал. На суд жюри отборочная комиссия представила восемь работ кинематографистов из шести стран: Китая, Финляндии, Испании, Мексики, Ирана и России.

Отличительной особенностью фильмов, представленных в рамках конкурсной программы документального кино в этом году, можно назвать раскрытие глобальных и общечеловеческих проблем через призму судьбы отдельной личности и исследование души и внутреннего мира человека. Основными темами стали темы семьи и отношений, а также поиска своих корней. Они проходили красной нитью через все картины конкурсной программы фестиваля.

Расскажем подробнее о каждой из работ.

Фильм «Мэй» режиссера Ло Дун (Китай) – это история об одинокой 70-летней женщине, которая пытается наладить личную жизнь и обустроить свой быт. В картине раскрываются темы, понятные каждому из нас: одиночество, старение, взаимоотношение детей и родителей, социальное неравенство. Фильм снят в жанре драмеди: зритель переживает за судьбу героини, но в то же время в картине присутствуют моменты, которые заставляют нас улыбнуться. Финал фильма все же оптимистичный. Героиня после нескольких неудач не складывает руки, а продолжает знакомиться и искать, веря в ту самую судьбоносную встречу.

Фильм «Мэй» был удостоен особого упоминания жюри конкурса документального кино, а также диплома Гильдии неигрового кино и телевидения.

Картина «Где мой дом?» режиссера Анны Бергер (Финляндия) раскрывает одну из самых актуальных проблем современного мира – проблему миграции. Герой фильма – юноша Амаду из Гвинеи – пытается устроить свою жизнь вдали от родины: сначала в России, а потом в Европе, но не находит искомого счастья. Картина подсвечивает одну из сторон современного глобального мира, в котором люди, оторванные от своих корней, пытаются прижиться в чуждой им среде. Невольно возникают вопросы: а есть ли у современного поколения четкое понимание «дома»? Или это уже поколение глобализма, для которого не существует родных традиций, а его представители стали носителями некой универсальной культуры? Готовы ли они скитаться по всему миру в поисках лучшей жизни, но потеряв самое главное – внутренний покой? Это уже вторая работа Анны Бергер, показанная на ММКФ, где используется необычный прием, когда Анна является не только режиссером и оператором, но и героиней фильма.

По словам режиссера, ее фильм – это история о любви, о том, где у человека находится свой дом, свои корни, а также, где живет его любимый. Часто это связано с местом, где человек чувствует себя как дома. Бергер с сожалением отметила, что кумирами героев ее фильма являются успешные люди Запада. Такие кумиры порождены, скорее всего, коммерческой культурой. Что касается ценностей, такое поколение можно назвать потерянным.

Фильм «Самозванцы» Роко Д. Маркеса тоже поднимает тему миграции, на этот раз нелегальной. Автор в течение семи лет отслеживал судьбу двух мексиканцев, оказавшихся в примерно одинаковой ситуации. Когда они еще были детьми, их семьи иммигрировали в США. Но героям, в отличие от остальных родственников, по разным причинам не удалось легализоваться в Америке. Тогда они принимают решение присвоить себе чужую личность и жить под чужими документами. Спустя много лет подлог обнаруживается, и самозванцев депортируют. Спустя еще 10 лет жизни в Мексике кто-то из них пытается вернуться в США, чтобы воссоединиться с семьей, но безуспешно. Картина снова поднимает вопросы семьи, родины, дома, возвращения к своим корням.

Режиссёр фильма Роко Д. Маркес отметил, что главной целевой аудиторией фильма являются мексиканцы, которым он хотел показать, к какой жизни может привести принятие решений о нелегальном проживании в другой стране и с чем им придется столкнуться, если они захотят незаконно пересечь границу. Также, по словам режиссера, этот фильм – попытка дать героям второй шанс рассказать свою версию произошедшего.

Фильм «Нелюбимка» российского режиссера Станислава Сорокина (Россия) – это роуд-муви, представляющее собой не только путешествие физическое, но и путешествие внутрь человеческой души. Герои фильма – участники популярной музыкальной группы Niletto – переживают внутренний кризис и, будучи в поисках вдохновения, отправляются в тур по своим родным местам, Екатеринбургу и Свердловской области. Там они встречаются с родителями, друзьями детства, школьными учителями. Эта поездка вырывает их из суеты мегаполиса, заставляет сделать паузу и задуматься о своей жизни, задать себе важные вопросы.

Станислав Сорокин отметил, что идея отправиться с героями фильма в путешествие по их родным местам возникла у него, продюсера и соавтора идеи Николая Тисенко. Жанр роуд-муви был выбран не случайно. Во-первых, участники группы постоянно ездят на гастроли, это их образ жизни. Во-вторых, было технически легче раскрывать замысел фильма через такую динамичную форму повествования. Ребята сами активно участвовали в процессе работы над фильмом, предлагали локации для съемок, устраивали спонтанные акции и флэшмобы. Зрители смогут увидеть знаковые для героев места; людей, которые повлияли на формирование их личности; настоящих и «бывших» друзей.

Фильм «Территория» Алекса Галана – это еще одно роуд-муви, но только снятое в горах Кыргызстана. Известный испанский актер сербского происхождения Дарко Перич, устав от шумной жизни, сопровождающейся бесконечными мероприятиями и назойливым вниманием фанатов, решает отправиться туда, где в отрыве от цивилизации живут немногочисленные пастухи, деля территорию с дикими животными. Дарко ставит перед собой цель найти в горах Кыргызстане редкого зверя – горного леопарда – и снять его на камеру. Для этого он готов преодолеть огромные расстояния по высокогорью в условиях низких температур, пробираясь на лошади по опасным горным тропам. «Территория» – еще одно путешествие, не только физическое, но и духовное, попытка автора раскрыть то первородное, что мы активно маскируем, живя в цивилизации, и вернуться к своим корням.

Режиссер фильма Алекс Галан отметил, что название «Территория» для него включает в себя многие составляющие: это то взаимодействие, которое происходило между людьми и животными, людьми и людьми, животными и животными на этой территории. Это попытка понять, как мы сосуществуем. В картине речь идет о территориальном конфликте, когда соприкасались, например, пастух с леопардом, яки с Дарко. «Мы хотели показать, что территория – это главный герой этой картины, – подчеркнул Алекс Галан, – а снежный леопард, которого мало кто видел, воплощает в себе ту самую территорию, те дикие горы, в которых он обитает. Именно поэтому мы сделали так, что леопард не появлялся до самого финала картины».

Съемки фильма проходили зимой в сложных условиях, иногда по два-три дня приходилось добираться до очередной локации. Но режиссеру и его команде удалось отснять все за месяц. Этому способствовал период подготовки к съемкам. Алекс Галан общался с пастухами в течение шести лет. Для него самым главным было войти к ним в доверие и стать им близким человеком. Именно благодаря этому фильм удалось снять так быстро.

Картина «Они жили долго и счастливо или почему динозавры вымерли» Дарины Умновой-Шипулиной представляет собой фильм-наблюдение длиной в девять лет за судьбой девушки Яны, которая пытается наладить свою личную жизнь. Это фильм-исповедь, в фокусе внимания которого темы семьи, любви и одиночества.

В 2015 году, учась во ВГИКе и выполняя задание мастера снять новеллу о любви, режиссер сделала первую короткометражную работу о близкой подруге Яне, которая как раз переживала тяжелый период в отношениях со своим первым супругом. Короткометражка называлась «Любовь на миллион». А уже спустя шеть-семь лет, когда у Яны круто изменилась жизнь, режиссёр решила снять продолжение ее истории. Новые съемки длились около двух с половиной лет. Было решено не делать два разных фильма, а объединить весь материал в одну работу. Первую поддержку Дарина Умнова получила на Московском питчинге дебютантов в 2021 году.

Она отметила, что длительное наблюдение за героем – это ее самый любимый прием в документальном кино. «Мы все любим говорить о своих победах, удачах, а вот о своих поражениях, ошибках, о том, что очень болит, говорить очень сложно порой даже самым близким людям, – подчеркнула режиссер. – Такая публичная исповедь, такая искренность и открытость – это большой поступок нашей героини и, наверное, самое ценное для меня, что есть в этой картине».

Фильм «Я иду домой» Владислава Рыткова – жесткая картина на тему СВО. Главный герой – заместитель командира разведвзвода, который, потеряв в 2014 году своих родных, решает отказаться от жизни, которая у него была до этого, и уехать на фронт. Это пронзительная картина о родине и семье. Фильм удостоился особого упоминания жюри конкурса документального кино ММКФ.

Лучшим документальным фильмом на 46 Московском международном кинофестивале была признана иранская лента «Ладья» режиссера Сэма Калантари. Это еще один фильм-путешествие во внутренний мир человека. Герой фильма – известный иранский художник-сюрреалист Али Акбаре Садеги. Сыновья художника пытаются при помощи консультаций психоаналитика разобраться, как работает мозг у их отца и почему ему в голову приходят подобные сюжеты, в последних из которых наметилась явная тенденция к изображению сцен жестокости. При этом их отец по натуре один из добрейших людей в мире. Является ли творчество для художника некоей самотерапией, попыткой освободиться от внутренних страхов? Авторы отправляются в исследование снов своего отца, которые всегда на удивление красочные и яркие. Нельзя обойти вниманием уникальное визуальное решение этого выдающегося мокьюментари, особенно сцены, являющиеся вольной интерпретацией сюрреалистических снов художника и основанные на сюжетах его удивительных картин, выполненные с помощью компьютерной графики. Фильм позволяет зрителю погрузиться во внутренний мир Али Акбаре Садеги, в его сны и фантазии.

Фильм «Ладья» также получил Приз федерации киноклубов по конкурсу документального кино.

Напомним, что в первый день работы 46 ММКФ была открыта бизнес-площадка киносмотра, на которой прошел Московский питчинг дебютантов и дискуссии о продвижении российского кино за рубежом и развитии рынка регионального кинематографа. Подробности – в материале. О документальных проектах Московского питчинга читайте по ссылке.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять