MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Основатели хабаровской студии «Мечталет»: Мы будем транслировать русский стиль всему миру

Основатели хабаровской студии «Мечталет»: Мы будем транслировать русский стиль всему миру

Редакция MovieStart в рамках обсуждения темы регионального кинематографа побеседовала с представителями анимационной студии «Мечталет», действующей в Хабаровске с 2018 года. О проектах студии, трендах креативных индустрий ДФО и специфике работы с азиатскими партнерами рассказали в интервью основатели студии Илья Кузнецов и Виталий Тен.

— Почему именно анимация? Это дорогостоящий и кропотливый труд…

Виталий Тен: Потому что в регионе как-то сам собой появился запрос на это. Первый мультфильм, который мы сделали, еще не будучи студией, рассказывал про медведей Тымь и Поронай (две реки на Сахалине – ред.). В Южно-Сахалинске проходили международные игры «Дети Азии», мы показали там свои четыре серии и получили заказ на изготовление тысячи медведей. Бросились искать, кто в Хабаровске сможет сшить нам мишек. Через неделю нужно было уже 10 тысяч медведей, но такое количество пошить в короткий срок уже никто не смог. Однако именно эта история дала нам понимание, как такая, казалось бы, детская забава как мультики может развивать и другие отрасли.

Для нас это был вызов. Мы сошлись на мысли, что должны с нуля создать бренд с большим экспортным потенциалом. Конечно, для нас это был большой риск – как для нас, так и для ребят, которые уволились со своих работ и пришли к нам.

Илья Кузнецов: О прибыли мы тогда не думали. Нам говорили: «Это очень странно – вдруг начать заниматься мультфильмами. Где учиться будете?» Но ведь все программы есть в свободном доступе. А главное – творческие кадры у нас в России гораздо сильнее, чем где-либо. Мы стали искать, кто нас будет учить. Находили в крупнейших зарубежных студиях русских иммигрантов, организовывали онлайн-занятия для сотрудников. Сейчас у нас 40 человек в команде, с нами сотрудничают многие российские специалисты, которые имеют большой опыт удаленной работы с зарубежными компаниями.

— ДФО – большой и пока мало понятный регион с точки зрения креативных индустрий. Только в прошлом году начала действовать кинокомиссия ДФО. Расскажите о рынке подробнее. Какие в регионе сильные и слабые стороны, ключевые игроки, взаимодействие с властями. Иными словами – что происходит сейчас на рынке креативных индустрий на Дальнем Востоке?

Виталий Тен: Долгие годы для нас было большой болью, что талантливые представители креативных отраслей не могли найти себе применения в регионе. Хабаровский край славен горно-обогатительной, лесной промышленностью, нефтеперерабатывающими заводами. А для креативщиков почти ничего нет. Таланты ехали в Японию, Китай, США.

В Хабаровском крае два университета, в каждом по 10 тысяч студентов. Мы подумали, студенты – это фактически те самые алмазы, вместе с которыми мы сможем научиться выпускать качественную креативную продукцию. В России умеют делать креативный контент, и он востребован. Мы первый договор с Китаем заключили за месяц – это очень быстро.

Сейчас, особенно после того, как студию посетил президент Владимир Путин, к нам потянулось огромное количество творческих кадров – не только из анимации, из других креативных отраслей – музыки, дизайна. Все словно вышли из тени и, наконец, поверили, что их творчество может быть не только хобби, но и стать профессией. Мы рады, если смогли каким-то образом ускорить этот процесс.

В последние годы Хабаровск принимает крупный международный анимационный фестиваль «Анимур», создан проект креативного кластера, который поддерживается и нашим региональным правительством, и на федеральном уровне. Я думаю, в перспективе нескольких лет появится множество новых и очень звонких имен из нашего региона.

Илья Кузнецов: Тут важно пояснить еще один важный момент. Наша студия базируется в Хабаровске, но нам интересен не только регион: мы хотим работать и по всей России и во всем мире. В Африке, в Америке, Канаде, Японии… Уже сейчас наш первый мультсериал «Спина к спине» показывают во многих странах.

Мы думаем, что дальневосточные творцы обладают необычным творческим видением в силу нашего географического положения, истории, традиций. И это очень здорово может преломляться в креативе.

— Чем вы руководствуетесь при выборе проектов? Ваш новый анимационный сериал связан с личностью Геннадия Невельского – знаменитого исследователя Дальнего Востока. Однако широкой публике эта историческая личность не так известна…

Виталий Тен: Действительно – экранизаций об Иване Грозном, Петре I, Михаиле Ломоносове очень много, но ведь не только они творили российскую историю. В стране много героев, и важно рассказать о тех, кого мы не знаем или просто забыли. Геннадий Невельской присоединил более 30% территорий без единой пули, он знакомил местные этносы с русской культурой и русскими традициями.

Интересно, что когда адмирал собирался идти с экспедицией на Дальний Восток, его предостерегали от посещения территорий в устье Амура из-за опасности военного конфликта. Но он пошел. Его самоуправные действия вызвали недовольство в правительственных кругах, такой поступок сочли настоящей дерзостью. Но каков результат? Человек знал два языка, умел играть на музыкальных инструментах, он был не только носителем русской культуры, но и ее распространителем. Когда позже на эти земли приехали англичане и китайцы, везде уже стоял русский флаг.

Илья Кузнецов: Конечно же, выбор героя обусловлен тем, что мы с Дальнего Востока. Мы пришли к нашей команде и сказали: «Давайте уже перестанем себя стесняться!» Был страх, что проект обречен на провал, так как никто не знает о Невельском. Но сейчас при поддержке Фонда кино мы создаем полнометражный анимационный фильм «Невельской», он пока в разработке, а о нем уже знает даже президент страны. Надеюсь, мы на верном пути.  

Тизер >>

-Почему, как вам кажется, у Невельского есть потенциал стать популярным героем у подростков?

Виталий Тен: Мы хотим показать роль личности, но сначала – ее рост и становление.  Смотрите, в свое время Джоан Роулинг создала мир Гарри Поттера. Произведение задало тренд – быть деятельным, активным, интересующимся, умным и т.д. По мере развития Гарри Поттера вместе с ним росли и зрители. Наш мультфильм тоже построен на росте личности, только здесь персонаж не вымышленный, это настоящая историческая личность, яркая, дерзкая, волевая, готовая на риск во имя высшей цели.

— Чем вы отличаетесь от других анимационных студий страны?

Виталий Тен: На данный момент мы находимся в поиске своего стиля, и, надо сказать, одно время очень много думали над тем, что вообще такое русский стиль, есть он или нет. К примеру, сейчас в мире глобально только два узнаваемых стиля – это японское аниме и диснеевская анимация. И мы решили, что в «Невельском» нужно создать особый, русский стиль, который бы узнавался. Какой он? Наверное, он должен быть не сильно яркий, потому что в России у нас не сильно ярко. Поп-культура не наше, мы немножко другие. Так появилось немного приглушенное, естественное цветовое решение. Дальше – формы. Они немного грубоватые, рубленые.

Как итог, со временем пришло понимание, как именно мы должны соответствовать России. Вот какая наша страна? Можно сказать так – простая, неидеальная. Но в этом что-то есть. И этого не надо стесняться.

Илья Кузнецов: Мы постепенно выстраиваем свой почерк. И если образ Геннадия Невельского, который был представлен в первом тизере 2022 года, ничем особо не выделялся, то сейчас, в 2024-м, мы создали действительно запоминающийся визуал. Да, это грубые формы, приглушенные цвета, резкие очертания, угловатость. В фильме у героя специфическая прическа, такая запоминающаяся треугольная челка, которая многих тригерит. Но при этом именно с такой прической – дерзкой, непокорной, естественной и немножко неидеальной – герой точно запомнится, это наглядная иллюстрация характера Невельского. Мы хотим создать свой авторский, аутентичный стиль.

— Расскажите подробнее о взаимодействии с зарубежными партнерами. Какие страны сейчас покупают контент России и регионов Дальнего Востока в частности? Есть ли копродукционные проекты?

Виталий Тен: Да, по сериалу «Спина к спине» у нас был опыт сопроизводства с коллегами из Южной Кореи. В самом начале мы провели тут, на Дальнем Востоке, родительско-детские фокус-группы и определились с тематикой проекта, с его главными героями – рюкзачками. А поскольку мы изначально предполагали вывести сериал на азиатский рынок, то решили привлечь специалистов из южнокорейских студий.

Илья Кузнецов: Все было просто: мы взяли наши рабочие материалы и отправились в г. Сеул. Для понимания, на тот момент в России создавалось порядка девяти тысяч минут анимации в год, а в Южной Корее – 200 тысяч. Это колоссальный опыт. И при этом они с большим энтузиазмом отнеслись к нашей идее. На следующую встречу мы уже принесли тестовую анимацию, после чего договорились о сотрудничестве. Всю творческую часть при этом сосредоточили в России, а техническую – в Южной Корее. Благодаря этому взаимодействию команда научилась готовить исходные данные, с которыми можно заходить на любую страну. Они нас просто научили работать со всем миром. Таким образом совместно мы создали первый сезон.

-Как создать проект, в котором будет и национальное, и восточное, и современное? Как найти этот баланс?

Илья Кузнецов: В «Невельском» зритель сможет увидеть две цивилизации: западную и восточную, наблюдать взаимопроникновение культур. Действие начинается в Санкт-Петербурге, а заканчивается в Азии. И для каждой части отдельно писалось свое музыкальное оформление. Если для «европейской» части музыку создали композиторы из Москвы и Хабаровска, то для «азиатской» – авторы бурятского национального театра песни и танца «Байкал» из Улан-Удэ.

Виталий Тен: Дальний Восток мы хотели показать другим. То есть фактически весь мир знает про Москву и Сибирь. Если спросить иностранца: «Что вы знаете в России?», он скажет: «Сибирь – холодно, Москва – красиво», вот и все. Про Дальний Восток за рубежом вообще ничего не знают. Но мы хотим, чтобы о нем узнал весь мир. Поэтому сделали узнаваемые, символичные локации: Якутия – шаманы, Камчатка – вулканы, Сахалин – рыба, крабы, икра, Владивосток – море, амурские тигры. Все это прорисовано с особой тщательностью, чтобы создать яркий, запоминающийся образ Дальнего Востока.

— Вы планируете заниматься исключительно анимацией, или в будущем можно ожидать проекты, выполненные в других жанрах?

Илья Кузнецов: современная анимационная студия не может заниматься исключительно анимацией. Все, включая мировых гигантов, идут по пути выстраивания мультвселенных вокруг своих франшиз. Это предполагает создание различных спин-оффов, творческих проектов, компьютерных игр, книг, разнообразной продукции с героями анимации, даже целых парков аттракционов. Все это создает максимальный эффект вовлечения. Мы тоже идем по этому пути – по «Невельскому» уже разработали мобильную познавательную игру, а также подготовили артбук, который вместе с популярной на Дальнем Востоке творческой группой Hero4Hero поедем презентовать по разным городам.

По проекту «Спина к спине» у нас выходят совместные с Хабаровской краевой филармонией спектакли, одновременно мы собираемся в Хабаровске реализовать проект с граффити. Еще создаем «умный рюкзак» – такой, который благодаря технологиям, может в буквальном смысле общаться со своим обладателем.

Наша команда молодая, открытая, поэтому нам интересны эксперименты с разными жанрами. К примеру, сейчас студия также занята разработкой сериалов для более взрослой, подростковой аудитории. По причине сложной монетизации эта ниша сейчас фактически пустует, и нас очень увлекает идея создать проекты с более взрослой проблематикой. Ну и, вероятно, будем осваивать комиксы.

— Как вы планируете своими историями задавать тренды и формировать общественное мнение? У вас есть концепция – что вы собираетесь предложить аудитории?

Виталий Тен: Здесь снова вернемся к истории. На всем ее протяжении мы могли наблюдать, как своего рода «центр силы» постоянно перемещался: Древний Рим, Голландия, Америка… Сейчас опять ситуация меняется.

Мы задумались: как американской поп-культуре удалось покорить мир? И поняли, что во многом определяющая роль в этом процессе принадлежит Голливуду. Если помните фильмы «Один дома», «Бетховен» и так далее – то это не просто увлекательные сюжеты, но и определенный образ жизни с его домами, мебелью, интерьером. В России же в то время многие жили в «хрущевках», у нас этого всего не было, но так хотелось… Эти стулья, столы, диваны, продукты питания, наконец. Что в свою очередь привело к успеху конкретных производителей.

Далее был тренд на ЗОЖ, спортивные тела и красоток вроде Лары Крофт. И, как следствие, всюду начинают появляться фитнес-центры, развивается бьюти-индустрия, линейки здорового питания. И это тоже огромные деньги, рынки.

Потом пришли герои Marvel, а с ними и тренд на развитие сверхспособностей. Все побежали срочно обучаться, заниматься саморазвитием, тренировать разные навыки.

Мы с Ильей за этим наблюдали и гадали: что будет дальше? Но внезапно настала эра сиквелов, римейков, перезапусков. «Король Лев», «Гарфилд», «Белоснежка» и проч.

Значит, нет новой сверхидеи. Поэтому тот, кто сейчас предложит следующий образ жизни, жизненный уклад – по факту определит следующий вектор развития. Разные технологии сейчас доступны по всему миру, а вот большой идеи нет. Почему бы ей не появиться в этот раз в России?

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять