Аслан Сокуров: На Кавказе соскучились по большому кинематографу
Российский продюсер, участник форума регионального кинематографа «Новый вектор. Северный Кавказ» Аслан Сокуров в интервью MovieStart рассказал, что происходит в сфере кинематографа на Северном Кавказе, обязательно ли актёру иметь образование, как говорить с молодёжью о войне, а также пояснил, почему кавказский юмор – лучший в мире. Напомним, что форум прошел 4-6 июня в Ставропольском крае при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ), Правительства Ставропольского края и Союза кинематографистов России. Организатор – Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК).
— Аслан, вы давно на телевидении и в кино. Как меняется зритель, а вместе с ним и кинопроекты?
— Зритель с каждым годом начинает больше разбираться в кино, растёт вместе с качеством российского кино. Если раньше снимались совсем простые по задумке и качеству фильмы, то сейчас уже контента становится так много, что простоватой картиной ты элементарно не выдержишь конкуренцию.
— Можно ли говорить о том, что аудитория интересуется «национальным» контентом? Или аутентичные истории пока остаются в категории нишевого кино?
— К сожалению, национальный контент пока не столь популярен у широкой аудитории, как это было в советское время, когда те же кавказские картины смотрели всей страной. Однако шаги к его возрождению видны уже сейчас, и я надеюсь, что через пару лет мы уже сможем громко заявлять о национальных проектах.
— Вы выступили продюсером фильма «Семь черных бумаг», одной из наиболее ярких премьер ММКФ. Чем обусловлен интерес зрителя к этой истории, на Ваш взгляд?
— Наш фильм на осетинском языке, есть и русская озвучка. Мне кажется, многим фильм интересен в первую очередь потому, что сюжет понятен для всех народов, такое могло произойти в любой советской семье. Отмечу, что одним из референсов, которым вдохновлялся режиссер, был фильм «Иваново детство», где, как и в нашем фильме, война ломает детство, и герои вынуждено взрослеют.
— В фильме задействованы актеры Владикавказского театра. Чем их работа отличается от киноактеров и актеров, работающих в столице?
— Как таковых отличий нет, ведь если актёр хорошо выкладывается, относится к своей роли серьёзно, то не важно, из какого он театра, он может быть и не профессиональным актёром вовсе, главное, чтобы он вкладывался всей душой в проект и был проникнут любовью к своему персонажу.
— Что кавказские школьники сейчас знают о войне? Есть ли у них интерес к этой теме?
— Как и везде, о войне школьники знают всё меньше и меньше. Хочется, чтобы об этом знали представители каждого поколения. Если народ знает свою историю, то у него будет и будущее, и нужно стремиться к тому, чтобы оно было мирное…
— Как, на ваш взгляд, в целом рассказывать истории о войне молодому поколению?
— Молодое поколение не заставишь изучать историю о войне. Единственный способ, по моему мнению, это показывать историю через современные технологии, чтобы получилось яркое, зрелищное, красиво снятое кино.
— Расскажите о современном кинематографе Кавказа. В советские годы регион был одним из центров кинопроизводства.
— На Кавказе сейчас ситуация с кинематографом складывается намного лучше, по сравнению с тем, что было пять лет назад. Уверен, что еще через пять лет мы приблизимся к советским показателям в кавказском регионе.
— В чем специфика «кавказского» юмора? Нужно ли учитывать особенности менталитета жителей СКФО, создавая «большие» кино- и телепроекты?
— Кавказский юмор – это лучший юмор, который существует на планете, потому что он самый добрый. И я сейчас не шучу. Хотелось бы, чтобы особенности менталитета жителей Кавказа были учтены во всех картинах, а для этого необходимо брать хотя бы на уровне консультантов представителей народов Кавказа, для большей правдивости в первую очередь.
— Что сейчас смотрят на Кавказе?
— Всё, что смотрят в России или во всём мире, – хорошие истории. Нет разницы, будет это чисто кавказская история либо международная либо какая-нибудь еще.
— Вы приняли участие в форуме «Новый вектор. Северный Кавказ». Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Сейчас особенно сильно чувствуется, что на Кавказе соскучились по большому кинематографу, благодаря форуму получилось познакомиться с представителями профессии из разных регионов, и мы надеемся в дальнейшем сотрудничать с кем-то из них и делать совместное кино.
— Жители Кавказа, в понимании российского обывателя, с одной стороны, строгие, собранные и сдержанные, с другой – щедрые, душевные и артистичные люди. Как это отражается на развитии креативных индустрий СКФО? Какова «начинка» кавказского продукта?
— Жители Кавказа сами по себе – очень креативный народ, даже если эти люди не работают в креативной сфере, где бы они ни были, подход бывает очень творческим. Креативные индустрии СКФО только сейчас начинают появляться и скоро заявят о себе очень громко, ведь мы все эмоциональные, тихо не умеем. Кавказский продукт – это гостеприимная вкусная любовь с эмоциями.
Беседовала Алевтина Колдунова