MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Основатель Romford Film Festival Спенсер Хоукен: Взрослые находят в доке правду, а дети – знания

Основатель Romford Film Festival Спенсер Хоукен: Взрослые находят в доке правду, а дети – знания

фото: Питер Бланден (Peter Blunden)

С 24 по 28 мая в Ромфорде, Лондоне, прошли два кинофестиваля: Romford Film Festival и ECG (Eurasian Creative Gild) Film Festival, в котором участвовали несколько российских кинолент, а российский док «Кругосветка на катамаране» победил в номинации «Лучший евразийский документальный фильм». Мы побеседовали с основателем Romford Film Festival и партнером ECG Film Festival, членом жюри многих кинофестивалей, режиссером и продюсером Спенсером Хоукеном. Он рассказал редакции MovieStart, почему основал свой кинофестиваль Romford Film Festival, каким критериям должен соответствовать фильм, чтобы участвовать в фестивале, как кинематографисты в Великобритании могут заявить о себе и почему док никогда не утратит актуальности.

Интервью подготовлено в рамках спецпроекта «Русский док: история и современность», реализуемого при поддержке АНО «Институт развития интернета».

— Спенсер, вы основали Romford Film Festival в 2017 году. Что выделает мероприятие из множества других фестивалей, которые проходят в вашей стране?

— Когда мы только начинали, то позиционировали себя как Ромфордский фестиваль независимого кино, сейчас мы – Ромфордский международный кинофестиваль. Мы поменяли название, потому что некоторые заявки, которые нам присылали, были от крупных продюсерских компаний. Например, в прошлом году к нам подали заявку от Warner Brothers. Мы стараемся не исключать фильмы, если кто-то хочет представить их на нашем фестивале. И мы будем демонстрировать тот же подход к рассмотрению как фильмов крупных продюсеров, так и к инди-фильмов, вне зависимости от бюджета.

Многие британские кинофестивали обычно фокусируются на фильмах, снятых в Великобритании. Мы действительно международный кинофестиваль: более 60 % фильмов, которые мы показываем, – из других стран. В результате мы пользуемся вниманием со стороны иностранных гостей. В этом году у нас были делегации из Канады, Италии, Испании, Шри-Ланки. Я думаю, одна из причин, по которой многие фестивали в нашей стране главным образом заинтересованы именно в британских фильмах, это желание соответствовать требованиям BAFTA или BIFA, тогда как к нам это не относится.

— Какова география участников вашего фестиваля?

— Большинство заявок приходят из Испании, далее следуют Италия, Южная Африка, Австралия, Южная Америка, Новая Зеландия, немного фильмов было из Узбекистана, Украины, одна заявка пришла из Туркменистана, но, к сожалению, в конкурс этот фильм не вошел. Наш фестиваль действительно глобальный, с точки зрения географии подаваемых заявок.

— Вопрос к вам как к члену жюри многих кинофестивалей. Каким критериям должен соответствовать док, чтобы попасть на фестиваль?

— В первую очередь он должен быть хорошо сделан технически. Нужно, чтобы в основе его была интересная история, которая имеет логическое завершение. Я не думаю, что док может рассказывать лишь половину истории. История должна быть рассказана полностью. Важно, чтобы тема была интересна и актуальна. Один из документальных фильмов, который мы показывали на нашем фестивале в этом году, назывался Ray of Hope («Луч надежды»). Он посвящен событиям, которые произошли на Шри-Ланке и были связаны с определенными действиями местного правительства. Этот фильм был очень познавателен, потому что люди на Западе практически ничего не знают о том, что происходит на Шри-Ланке.

— Что вы можете сказать о главном герое дока? Каким он должен быть, чтобы заинтересовать аудиторию?

— Всё зависит от того, рассказывает ли герой историю или это история о герое. Мы обнаружили, что многие представленные документальные фильмы – об окружающих нас людях, истории которых начались под воздействием внешних обстоятельств. К сожалению, если герои не достаточно харизматичные личности, с этим мало что можно сделать. Если в доке планируется повествование, нужно делать это на понятном зрителю языке.

— Сколько доков участвовало в вашем фестивале в этом году?

— В этом году у нас было около 14 документальных фильмов. Это были абсолютно разные картины: от истории о восстании тамилов на Шри-Ланке до фильма Kim’s video («Видео Кима») о магазине видеопроката в Нью-Йорке, который переехал в Сицилию, где стал заложником мафии.

— То есть темы и жанры были абсолютно разные?

— Да, например, был фильм о войне, фильм о магазине видеопроката, о слонах-сиротах в Южной Африке, был политический фильм из Великобритании о том, как мы может изменить свою судьбу, если будем по-другому голосовать, в фильме автор старается обосновать это утверждение. В предыдущие годы мы показывали фильм о плохом обращении с собаками в других странах, фильмы о самолетах, которые имеют неисправности, о путешествиях.

— То есть роуд-муви?

— Скорее это фильмы о судьбах конкретных городов. Например, ранее мы показывали фильм о городе в Италии, который предлагал свои дома по очень-очень низкой цене, чтобы как можно больше людей их купили и снова заселили город. Это подстегнуло экономику и помогло восстановить город, численность населения в котором сокращалась. Я бы классифицировал такой фильм как историю путешествия, потому что картина была о том, как людей поощряли приезжать в тот город и начинать там новую жизнь.

— А как насчет байопиков?

— Был фильм Big Smooth («Большой гладыш») – о баскетболисте Ниле Финглтоне из Дарема в Великобритании, который в итоге стал одним из самых успешных баскетболистов в мире и играл в Америке. А потом получил травму и сменил карьеру – стал актером и снимался в таких фильмах, как «Звездные войны», «Игра престолов», «Люди X» и других.

— По вашему мнению, какова сегодня роль фестивального движения?

— Много-много лет назад трудно было встретить человека, который бы знал кого-то из киноиндустрии, либо лишь немногие знали людей, которые снимают фильмы. Сейчас, я думаю, любой человек, о котором я могу подумать, знает кого-то, кто снимает кино. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что все больше фильмов снимается, и эти работы должны быть где-то показаны. Люди снимают фильмы в надежде привлечь аудиторию. Но, к сожалению, крупные стриминговые платформы не всегда покупают эти картины. Этим кинематографистам нужен результат и нужно найти способ сделать карьеру. И именно здесь на помощь приходят кинофестивали, которые могут привлечь внимание аудитории к этим фильмам в любой точке мира. Можно надеяться, что о картинах расскажет достаточное количество людей по всему миру, и в результате стриминговые платформы и кинокомпании заинтересуются их покупкой.

— Назовите самые известные фестивали в Великобритании, которые работают с доками?

— Encounters, который в этом году не работал из-за прекращения финансирования, это один из самых крупных кинофестивалей документального кино в Великобритании. Raindance Film Festival представляет все жанры, но у них показывают около 30 % документальных фильмов, на фестивале Sundance Film Festival – примерно 50 % фильмов документальные. Есть Sheffield DocFest – но он проводится не в Лондоне, а на севере Англии.

— А британцы любят смотреть доки?

— Да. Аналитики одной из онлайн-платформ выпустили статистику, в которой говорилось, что 40-45 % от показателей просмотров в 2013 году в Великобритании приходилось на документальные фильмы и фильмы, основанные на реальных событиях.

— Какие жанры особенно любят британцы?

— Британцам нравятся фильмы о реальных преступлениях (true crime), детективы, фильмы о разных этических аспектах – например, самый популярный сериал сейчас на стриминге – о социальной сети «Тикток» и о человеке, который смог через эту платформу заставить людей работать на себя и на свой религиозный культ. Называется сериал Dancing for the Devil («Танцуя для дьявола»).

— Назовите самых популярных сегодня режиссеров-документалистов в Великобритании.

— Один из самых популярных – Майкл Эптид (Michael Apted). Он снял серию доков под названием 7 Up. Каждые семь лет он встречался с одной и той же группой людей, пока им не исполнилось 63 года. К сожалению, он умер пару лет назад, поэтому, скорее всего, этот проект закрылся. Есть Адам Кёртис (Adam Curtis). Он снял много доков, например, о том, как Запад использует такие страны, как Саудовская Аравия, чтобы извлечь дипломатические выгоды. Один из самых популярных режиссеров – это Луи Теру (Louis Theroux), который снял за долгие годы много доков на разные темы: от педофилии до религиозных культов, Стейси Дули (Stacey Dooley) – популярный автор телевизионных и документальных фильмов, она снимает о таких проблемах, как сексуальное насилие, жестокое обращение с детьми и безнадзорность.

— Где документалисты могут показать свои фильмы?

— Есть разные пути. Примерно 50 % – это стриминговые платформы, еще 50 % – телевидение, а для тех, кому не удалось попасть туда, есть фестивали.

— Что вы можете сказать насчет кинотеатров?

— Доки там показывают, но редко. Это должен быть фильм-событие, что-то достаточно масштабное. Я бы сказал, один из двадцати фильмов, которые показывают в кинотеатрах, – документальные.

– Назовите, пожалуйста, самые популярные стриминговые платформы, которые работают с доками.

— Netflix – самая главная, Amazon – вторая по популярности, на Disney много документальных фильмов. Mubi («Муби») показывает более альтернативные доки. В большинстве домов Великобритании, где есть интернет, смотрят либо Netflix, либо Amazon, либо Disney.

— Но это все американские платформы, а есть ли исконно британские?

— Были, но большинство из них прекратили свое существование. Была платформа Film4, но она больше не существует как стриминговая платформа.

— Как молодые кинематографисты могут заявить о себе в Великобритании?

— Они могут обратиться в BFI и подобные организации, которые будут искать финансирование. И BFI подержит их, если им понравится проект. BFI – это British Film Institute (Британский институт кино), некоммерческая организация. Альтернативный путь – кинофестивали. У нас есть много кинематографистов, которые снимают документальные фильмы специально для YouTube.

— Государство поддерживает документалистов?

— Они дают гранты BFI, а BFI, как правило, распределяет эти гранты.

— Какие основные тренды вы наблюдаете в документальном кино? Будет ли оно популярно в будущем?

— Все люди любят правду, люди хотят знать, что происходит в мире, ведь они не могут быть осведомлены обо всем. Я думаю, люди будут всегда любить такой тип повествования, поэтому доки по-прежнему будут популярны в Великобритании. Это альтернативный путь для людей узнать информацию о каком-то явлении или событии. Пару лет назад было проведено исследование, в котором говорилось, что дети узнают из доков больше, чем они узнали бы, изучая предметы в школе. В большинстве случаев доки длятся примерно 90 минут. Ты садишься, смотришь фильм и практически становишься экспертом в какой-то области, потому что это 90 минут, посвященные одному предмету, одной теме. Я думаю, доки занимают и будут занимать важное место в кинематографе.

— Какой ваш любимый режиссер-документалист?

— У меня нет конкретных любимчиков. Это должен быть фильм на тему, которая меня интересует. Например, я провожу много времени в Италии, поэтому я люблю доки об Италии. Они могут быть о том, как итальянцы планируют остановить наводнение в Венеции, либо это док, о котором я уже рассказывал, в котором правительство продает жилье в Италии по низкой цене. Это могут быть фильмы о преступности, о жилищных комплексах, которые были построены в Италии и с которыми возникли проблемы. Был один известный жилищный комплекс в Неаполе, где владельцы воплотили в жизнь утопическую мечту о том, как могло бы выглядеть общество, и в течение 10 лет он превратился в место, где мафия контролировала все. То есть мне нравятся доки о проблемах, которые что-то значат для меня.

— Не думали ли вы однажды снять собственный док?

— Да, конечно.

— О чем он будет?

— Он будет об индустрии кинофестивалей. Я обнаружил, что в этой индустрии много коррупции. На нашем фестивале, конечно, такого нет, и поэтому я хочу снять фильм об этом. Некоторые участники выигрывают на фестивалях, потому что у них есть влияние, на некоторых фестивалях можно буквально купить награды. Я бы снял фильм, который рассказывает обо всех плюсах и минусах кинофестивалей.  

 

Беседовала Анастасия Сотникова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять