В Петербурге снимают док-оперу про участницу войны с Наполеоном
В Петербурге проходят съемки исторической док-оперы Валентины Коровниковой «Луиза», выход которой запланирован на вторую половину 2024 года.
В основе фильма – реальная история Луизы Графемус-Кессених, которая в 1813 году, выдав себя за мужчину, отправилась на войну с Наполеоном в поисках мужа.
Материалы о Луизе Кессених предоставила создателям фильма ее праправнучка – народная артистка России, легенда советского кино Татьяна Львовна Пилецкая. Она более 10 лет собирала архивную информацию о своей прапрабабушке, хранила ее переписку и документы.
Производство картины осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральным продюсером фильма стал Евгений Субочев. ПЦ «Мувистарт» выступает промопродюсером проекта.
В своем интервью режиссер Валентина Коровникова рассказала о том, как родилась идея фильма, почему, чтобы рассказать историю, был выбран уникальный жанр док-оперы и в чем его особенность, а также как работать с клубами по реконструкции и в чем значимость исторического дока.
— Валентина, расскажите, как появилась идея снять фильм о Луизе Кессених?
— Четыре года назад меня к себе домой пригласила Татьяна Львовна Пилецкая. Я до этого сняла с ней короткометражный игровой фильм «Па-де-де». Мы с Татьяной Львовной также служим в одном театре. Она мне рассказала об идее снять фильм о своей прапрабабушке и попросила сделать это именно меня. Татьяна Львовна достала четыре листа текста, где была расписана краткая биография Луизы. Потом она показала огромную старинную папку с надписью «Луиза Кессених», в которой хранились документы. Это были подлинные письма Луизы к императору Александру I, свидетельства о рождении, о браке – уникальные документы из семейного архива, которых нет ни в одном музее. Татьяна Львовна все их сохранила. Там же хранилась и подлинная вышивка, которую делала Луиза.
— Какова была ваша реакция на такое предложение?
— Я сначала думала, что это будет короткий документальный фильм. Начала искать материалы, потому что про Луизу сохранилось крайне мало информации в официальных источниках. Затем мы сделали заявки в Фонд поддержки регионального кинематографа и в Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Но стало очевидно, что в формате короткого метра этот проект никого не привлекал. Тогда было принято решение снять полный метр. Я переписала сценарий, придумала новый концепт и новое визуальное решение, чтобы фильм был более зрелищным, чем просто документальное кино со вставками в виде фотографий из архива. Стала искать художественное решение, чтобы преподнести историю оригинальным образом и чтобы она была интересна широкой аудитории.
— А в вас лично эта идея откликнулась?
— Я сама женщина сильная, волевая. И моей первой реакцией было: «А так может быть? Способна ли женщина такое выдержать? И, пройдя через столь тяжелые испытания, не сломаться, а заново выстроить свою жизнь?» То есть сработал тот основной критерий выбора мною истории, сигнализировавший о том, что тема меня лично зацепила. Меня восхитила Луиза сама по себе как женщина, и показалось очень интересным рассказать о ней.
— Какая она, Луиза Кессених?
— Она меня поразила своей стойкостью, отсутствием страха перед проблемами, испытаниями, умением идти до конца и не сдаваться даже в самые тяжелые времена. Не уверена, что, оказавшись в тех же самых условиях, я бы выдержала и не сдалась. А она умудрилась пойти дальше и оставить после себя наследие, несмотря на инвалидность – Луиза на фронте лишилась руки, а до войны профессионально занималась рукоделием, то есть лишилась не только здоровья, но и возможности зарабатывать, прокормить себя. И она нашла выход: открыла в Петербурге танцклассы и свой кабачок, стала известной. Это редкая сила воли, сила духа и жажда жизни.
— Похожа ли Татьяна Пилецкая на свою прапрабабушку? Чувствуется в ней кровь Луизы Кессених?
— Да, очень чувствуется. Татьяна Львовна такая же сильная и жизнелюбивая. Она безумно любит жизнь, безумно любит работать. Когда у нее нет работы, ей некомфортно. Она в 95 лет на велосипеде выезжает на сцену, ходит на каблуках, всегда прекрасно одета, следит за собой. Если заболевает, то выздоравливает быстрее всех. Ей помогает ее жизнелюбие.
— Увидим ли мы в фильме саму Татьяну Пилецкую?
— Обязательно. Татьяна Львовна выступит в роли самой себя. От нее мы услышим достоверную историю о своей прапрабабушке. Она покажет подлинные семейные архивные документы.
— Вы определяете жанр как историческою док-оперу. Почему у вас родилась идея именно такого комплексного подхода к жанру?
— Как обычное документальное кино, этот проект никак не срастался. Второй фактор, который подтолкнул меня к смешению жанров, это отсутствие подлинных и достоверных фактов о Луизе и какой-то информации в официальных источниках, архивах, музеях, чтобы можно было бы полностью выстроить историю жизни Луизы Кессених от начала до конца, без каких-либо пробелов. Удалось восстановить только ключевые события ее жизни, которые разделены между собой десятками лет. А что происходило в эти десятилетия, никто не знает. Но мне как режиссеру было важно выстроить арку персонажа, который прошел путь из точки «А» в точку «Б». А существовавшие пробелы было бы странно с моей стороны заполнить, написав историю собственноручно, потому что я не историк и продавать это зрителям как историческую правду было бы нечестно.
Тогда я придумала формат театральной постановки и дала на откуп режиссеру те домыслы, которые необходимы для того, чтобы выстроить арку героини. Так в структуре истории появился театр, который трансформирует фильм в жанр мокьюментари, когда у нас театральные режиссеры собирают артистов и артисты между собой пытаются разобраться в мотивациях поступков персонажей. Они репетируют эти фрагменты. Таким образом, в фильме реконструкция перемежаются со сценами из театра, которыми мы заполняем отсутствие фактологической информации и которые позволяют нам достроить биографию героини. А в части реконструкции у нас содержатся те факты, которые документально, исторически подтверждены, и мы их будем исторически правдоподобно снимать.
В истории Луизы есть много эмоциональных сцен, таких как прощание и уход мужа на войну, расставание с детьми – и, чтобы избежать излишнего пафоса, мы решили добавить музыкальные номера. И самые эмоциональные моменты в жизни Луизы мы хотим передать через музыку и песню, потому что музыка – эмоционально самый сильный вид искусства. Она сильно воздействует на зрителя. В фильме также будут присутствовать интервью, но они происходят в театре и тоже относятся к части мокьюментари, чтобы не перегружать композицию фильма. И из этих компонентов мы сейчас пытаемся сложить кино. Проверить, как это будет работать, наверное, можно будет, только когда выйдет фильм. Сейчас у нас смонтирована вся театральная часть. Получается очень понятная история, которая цепляет эмоционально, даже в том виде, в котором она сейчас есть.
— Насколько важно для вас придерживаться исторической правды в фильме? Кого вы планируете привлекать в качестве консультантов?
— Для сцены реконструкции мы в обязательном порядке привлекаем реконструкторов, которые занимаются наполеоновскими войнами. Луиза служила в прусском уланском полку, ее муж – в русском уланском полку. Каждый полк имел свои отличительные особенности, что касается формы. А поскольку часть реконструкции должна быть исторически достоверной, то нам без консультантов не обойтись. Если театр – это более условная реальность, то в части реконструкции мы вплоть до помещений, костюмов будем стараться соблюдать все особенности эпохи.
Мы не планируем снимать большие батальные сцены, потому что история у нас, все-таки, не про войну с Наполеоном. Не нужно ожидать супердорогих батальных сцен с массовкой в 300 человек. Во-первых, потому что нам не позволит бюджет (смеется), во-вторых, у нас история сфокусирована на жизни и биографии самой Луизы, на ее переживаниях, на ее отношении к миру, к людям. В центре повествования будет Луиза. Я хочу рассказать историю женщины, которая прошла через огонь и воду за годы войны.
— В чем будет выражаться участие клубов по исторической реконструкции?
— Мы будет заимствовать у них реквизиты, часть костюмов. Ну и сами реконструкторы будут участвовать в массовых сценах, потому что у них есть необходимые оружие, обмундирование, пушки и даже кони.
— Где еще будете брать костюмы?
— Для театральной части мы частично шили костюмы, частично брали на «Ленфильме». А для исторической части мы будем брать костюмы на киностудии.
— Кто одевает ваших героев?
— Художник по костюмам Юлия Бузунова. Она сама создает эскизы и шьет. Для театральной части мы шили костюмы для главных героев, для уланов. Юлии пришлось за ночь сшить девять костюмов! Театр – это некая мера условности, и у нас для театральной части костюмы сделаны широкими мазками. Они напоминают историческую форму, но не точно соответствуют историческим реалиям, а существуют в более современном ключе. Костюмы должны были гармонично вписываться в театральную условность, поэтому и было принято такое решение. Мы отказались от постройки исторической декорации в театре. У нас декорация современная, но в ней есть исторические элементы. Например, современная выгородка, а стол и стулья – эпохи Наполеона. То есть работаем немного на контрасте, но при этом визуально декорации театра будут перекликаться с эпохой Наполеона, создавать необходимую атмосферу.
Художник по гриму на картине – Ксения Яхнина. Она часть париков для героев делала сама, например, парик для Регины и парик с короткими волосами – для Луизы, когда она возвращается с войны остриженная. Этот парик Ксения сделала, используя сохранившийся оригинальный портрет-гравюру Луизы Кессених.
— По каким критериям вы отбирали актрис на роль главной героини? Какой фактор был в приоритете на кастинге?
— Характер – твердый, целеустремленный, смелый. Ну и внешние параметры. Луиза была крепкая, коренастая. Например, у нас кастинг проходила очень талантливая актриса, но она маленькая, хрупкая, 1,50 м. В ряду с офицерами смотрелась как ребенок. Нам, к сожалению, пришлось от нее отказаться. Ну и, конечно, актеры должны уметь петь и танцевать, учитывая специфику фильма. В итоге остановились на двух молодых талантливых актрисах, которые сыграют роль Луизы: Ксения Ольховская (в сценах реконструкции) и Анастасия Подосинникова (в театральных сценах). В роли режиссера Регины выступила актриса и режиссер театра «Балтийский дом», заслуженная артистка России Наталья Индейкина. Роль мужа Луизы сыграет Антон Багров.
— Кто на проекте отвечает на визуальное решение фильма?
— Оператор-постановщик – Евгений Зимин, с которым я познакомилась на съемках игрового сериала «Соцсети» для платформы Premier три года назад. Мне с ним очень понравилось работать, потом я его пригласила в другие свои картины – «Чудомобиль» и «Трогательные технологии». Мне очень нравится его художественный операторский взгляд. Он хорошо дополняет историю визуально. И Евгений четко слышит и понимает мои задачи. У нас ни разу не было каких-то расхождений за все три года совместной работы. Иногда мы даже одновременно могли предлагать одинаковые идеи. Ну и человеческий фактор, конечно. С ним очень комфортно работать.
— Музыка в жанре док-оперы важна. Кто написал музыку и тексты песен?
— У нас есть автор музыки и текстов Игорь Гоппиков. Он артист Балтийского дома, настоящий бриллиант. Я не раз слышала, как он придумывал тексты песен для театра. Он очень талантливый, четко чувствует драматургию, у него сложная рифма. И я ему предложила написать музыку и тексты для нашего фильма. Поставила задачу, рассказала, что должно быть в этих музыкальных композициях – и он написал тексты. А потом на диктофон просто напевал мелодию, как это должно звучать. Игорь сам не играет на инструментах, но слышит, как может звучать музыка. Он ее придумал, а потом встретился с нашим аранжировщиком Александром Кузиным. И аранжировщик воплотил в жизнь идеи Игоря. Придумывал музыку один, а второй помогал эти замыслы реализовать.
К фильму написано всего шесть оригинальных вокальных саундтреков. Исполняют песни сами актеры.
— А что насчет хореографии?
— У нас потрясающий хореограф Евгения Хробостова, которая ставила нам танцы для театральной истории, и в историческую часть она будет делать аутентичные номера. Евгения тоже с точки зрения драматургической мысли работает потрясающе. Ей ставишь задачу, про что должен быть танец, – то есть это не танец ради танца, не номер ради номера. Как песня у нас поддерживает историю, так и танец. Они не повторяют друг друга, а именно дополняют. То, что мы не рассказываем текстом, показываем танцем. Иногда танцем атмосфера передается лучше, чем нарративом.
— В каких локациях будут проходить съемки?
— Поля для военных реконструкций мы планируем снимать в Ленинградской области: в Сестрорецке, Комарове. Театральный зал в Санкт-Петербурге нам предоставил Университет кино и телевидения, также съемки проходили в особняке Румянцева.
— Как вам кажется, ваш проект имеет ценность с точки зрения образования?
— Конечно. Мы бы хотели показывать наш фильм в школах в рамках образовательной программы. Я вспоминаю уроки истории в школе – даты, цифры… трудно что-либо усвоить. А тут часть истории, которую дети могут увидеть наглядно. Думаю, если преподносить историю в более развлекательной форме, то какую-то часть ее, период войны с Наполеоном 1812-1815 гг., школьники смогут легче усвоить.
— В чем, по-вашему, секрет хорошего дока?
— Всех интересуют разные темы. Мне нравится то документальное кино, в котором есть некий аттракцион. То есть не линейный повествовательный док. Наверное, еще отчасти из-за этого моя «Луиза» не является линейной историей с нарративом. Для меня важно, чтобы была выстроена драматургия, чтобы был харизматичный герой, чтобы был понятен конфликт, чтобы зритель смотрел фильм не просто чтобы узнать какие-то исторические факты или чью-то биографию, а чтобы его еще и эмоционально цепляло и подключало это кино вне зависимости от его жанра.
Беседовала Анастасия Сотникова