К 55-летию Вудстока – доки о рок-фестивалях и истории рока
На одной из ферм города Бетел (штат Нью-Йорк, США) 55 лет назад, 15 августа 1969 года, открылся Вудсток – самый известный фестиваль в истории рок-музыки, участниками которого стали около 500 тысяч человек. В очередную годовщину этого события рассказываем о самых известных документальных лентах в истории современной музыки.
Last Waltz. Вторая половина 70-х годов стала трудным периодом в творческой биографии Мартина Скорсезе. Неудача фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк» серьезно пошатнула его авторитет в киномире. Восстановление былой формы состоялось в начале 80-х годов с выходом «Бешеного быка». Но между этими картинами на свет появился один из лучших документальных фильмов в истории, включенный в Национальный реестр фильмов США.
«Последний вальс» запечатлел прощальные гастроли канадско-американской группы The Band. В конце 60-х годов альбом группы «Music From The Big Pink» потряс музыкальный мир своей простотой, мелодизмом, яркостью образов американской глубинки. Влияние этого альбома на музыкальный мир и развитие фолк-рока сложно переоценить. Поэтому не случайно, что «последняя гастроль» перед распадом собрала весь цвет мировой рок-музыки, друзей группы в качестве приглашенных гостей – Эрик Клэптон, Джони Митчелл, Нил Янг, Ринго Старр и сам Боб Дилан – все они отдали дань своим коллегам, став участниками блестящего перфоманса.
Заслуга Скорсезе заключается в том, что отталкиваясь от концертной программы, он сумел выпукло раскрыть образы каждого выступающего музыканта – сосредоточенного Дилана, борющегося с внутренними демонами Клэптона, прекрасной Джони Митчелл, яростного Янга.
Вершина фильма – исполнение великой песни «The Night They Drove Old Dixie Down». Критик Ральф Глисон писал: «Это замечательная песня… невозможно представить, что это не какой-то традиционный материал, передаваемый от отца к сыну прямо с той зимы 1865 года и до сегодняшнего дня. В ней есть это звучание правды и вся аура подлинности». Визуальный ряд, созданный Скорсезе, множит это ощущение, сливается с музыкой и глубоким текстом песни. Блистательная работа.
Woodstock. 3 Days of Peace & Music. Собственно, а вот и сам «Вудсток» – мастерская работа Майкла Уэдли. Картина получила «Оскара» за лучший документальный фильм 1971 года. Мартин Скорсезе поучаствовал и в этом проекте в качестве одного из монтажеров.
Вершина идеального образа рок-музыки 60-х – любовь, музыка, все люди братья. Уэдли удалось передать в своем доке этот удивительный дух времени. Зритель словно сам побывал в числе 500 тысяч счастливцев. Удивляешься, как удалось собрать такое количество не самых спокойных людей и провести фестиваль без каких-либо серьезных конфликтов. Тот случай, когда толпа это не угроза, а дружеское окружение, разделяющее вместе с тобой восхищение мастерством музыкантов.
Три самых ярких впечатления – The Who, Джими Хендрикс и Карлос Сантана. Жаль, что Джими, который должен закрывать фестиваль, сыграл только перед десятой частью, оставшихся к этому моменту зрителей. Его исполнение The Star-Spangled Banner Уэдли смонтировал как кульминацию картины и фестиваля – на века.
Days of Rage: The Rolling Stones’ Road to Altamont. Недолго музыка играла. Благостный дух Вудстока быстро сменился яростным Алтамонтом. Режиссер Том О’Делл запечатлел конец одной эпохи и начало другой. На смену всеобщей любви приходит немотивированное насилие.
Rolling Stones пропустили Вудсток и стремились вновь подчеркнуть свой особый статус, организовав собственную крутую тусовку. Кто подсказал менеджменту пригасить в качестве охранников «Ангелов ада», доподлинно неизвестно. Бывший тур-менеджер Сэм Катлер и Ронни Шнайдер, который был продюсером тура Rolling Stones 1969 года, дают свои версии, но истины мы, вероятнее всего, так и не узнаем.
Режиссер снимал док с небольшим бюджетом, поэтому не мог выкупить право использования оригинального материала, вставляя фрагменты из документальных фильмов Rolling Stones, таких как Gimme Shelter, Sympathy for the Devil и Stones in the Park.
Несмотря на ограниченные ресурсы, лента демонстрирует главное – ключевыми героями фестиваля стали не музыканты, а байкеры с большой дороги. Документальные кадры четко фиксируют атмосферу нарастающего безумия – летающие на сцене пивные банки, плевки и ругань, удары палками направо и налево. Очевидно, что ни сцена, ни безопасность, ни комфорт зрителей не были обеспечены должным уровнем.
Афроамериканец Мередит Хантер был зарезан в толпе членами банды «Ангелы ада», пока Rolling Stones исполняли «Sympathy for the Devil». Greatful Dead, которые вместе с Джагером были инициаторами фестиваля, тихо дистанцировались, не выступив на ими же задуманном шоу. Что было, если бы «Стоунз» последовали их примеру? Сам Джагер полагал, что градус насилия в случае их ухода был бы стократно выше. Но это не его личное признание, а слова лиц из окружения звезды. Кто знает? Фильм задает множество вопросов, но не стремится расставить однозначные акценты.
Sympathy for the Devil. 1968 год. И снова Rolling Stones, теперь в адской творческой смеси с Жаном-Люком Годаром. Он прибыл в Англию снимать кино о необходимости легализации абортов. Что-то пошло не так и возникла альтернатива – кино с участием «Стоунз».
На выходе получился традиционный для Годара тех лет абсурдистский киноманифест. «Я просто хотел показать что-то в строительстве», – сказал сам режиссер журналу Rolling Stone в интервью 1969 года. «Показать, что демократия нигде не была даже конструктивной. Конечно, не деструктивным, просто говорящим: “Мы против войны”, но ничего не делающим для мира…».
Выдержать один час сорок минут слабо связанных между собой отрывков сможет далеко не каждый зритель. Но это скорее тот случай, когда так непонятно, что интересно. Временами кажется, что это док, в котором произвольно соединены две ленты.
Ключевая из них о создании великой и ужасной Sympathy for the Devil. Для любителей творчества «Стоунз» подробно показан репетиционный процесс, так сказать, рождение песни. Вот тут как раз Годар большой молодец, несколько десятков минут в его интерпретации Rolling Stones расскажут об участниках, их характере, отношениях внутри группы. Это много больше, чем стандартные интервью героев.
В России фильмов о рок-музыкантах снято не так много, как и о рок-фестивалях. «Русским Вудстоком» называют фестиваль Moscow Music Peace Festival («Московский международный фестиваль мира»), который прошел 12-13 августа 1989 года в Лужниках. В мероприятии принимали участие Bon Jovi, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella, Skid Row, Gorky Park. Фильм «Первый рок-фест в СССР» повествует об этом событии с помощью воспоминаний его участников.
«Рок». Документальный фильм Алексея Учителя 1987 года, посвящённый советскому року 80-х годов. Док, поразивший воображение перестроечного поколения.
Все ключевые фигуры советской рок-сцены на месте: Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Олег Гаркуша, Георгий Гурьянов. Администратором съемочной группы была Марианна Цой, и это обстоятельство облегчило Учителю, который рок-музыкой особо не интересовался, контакт с главными фигурами «андерграунда».
Спустя 37 лет многое в фильме «считывается» иначе. Но как раз благодаря тому, что режиссер был «не из тусовки» и на многие вещи смотрел без внутреннего трепета, степень правдивости показанного впечатляет. Особенно сильно показана сцена прощания с Александром Башлачевым в феврале 1988 года. Сам музыкант начал сниматься в «Роке», но уже в процессе съемок из проекта вышел, и кадры с ним в итоговую версию так и не вошли.
Современникам фильма стоит еще раз оценить слова из интервью Бориса Гребенщикова: «…Мы выросли в то время, когда кроме рока ничего не осталось, все остальное было обманом, все остальное было пустым». Спустя почти 40 лет суть и смысл этой оценки обретают абсолютно иное измерение. Как в отношении прошлого советского рока, так и настоящего.
Дилогия Дарьи Иванковой «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте» не только рассказывает о становлении популярной рок-группы «Король и шут» и его лидере Михаиле Горшеневе, но и представляет музыканта с несколько иной стороны – со своими проблемами, слабостями и жизненными перипетиями. В частности на первый план вышла линия непростых отношений Горшенева с отцом – служащего силовых структур. По словам, режиссера, фильм был задуман с целью рассказать «историю про Мишу», не звезду, а человека сложной духовной настройки.
Отметим, что рок-музыка как музыка протеста и свободомыслия является плодородной почвой для размышления и творчества, в условиях которого потенциально могут рождаться интересные фильмы. Учитывая чёткие и порой суровые законы драматургии, в том числе в документалистике, мир рок-музыкантов, при своём изобилии ярких характеров и одиозных историй, является прекрасным полем для творчества любителей кино и музыки.