Фигурист Роман Костомаров станет гостем церемонии закрытия «Будем жить»
25 августа в 19:00 состоится закрытие фестиваля «Будем жить». В рамках торжественной церемонии в Центральном Доме кинематографистов пройдёт специальный показ документального фильма Михаила Щедринского «Роман Костомаров. Рожденный дважды» (2024), который представит команда проекта и главный герой картины.
Редакция MovieStart пообщалась с создателями киноленты, узнав подробности того, как создавалась документальная картина о герое не только олимпийской сборной, но и человеческих сердец.
Напомним, что также об идее фильма и его реализации Михаил Щедринский рассказывал нам ранее. Подробнее – в материале.
— Расскажите, пожалуйста, с какими творческими вызовами Вы столкнулись во время съемок?
Тяжело было делать фильм о том, о чём в мельчайших подробностях знала вся страна. Незадолго до премьеры вышли несколько интервью и больших телепрограмм, собравших огромную зрительскую аудиторию, и нам предстояло найти свой путь. Рассказать историю так, чтобы зритель сопереживал нашим героям – смеялся и плакал вместе с ними, и пережил всю эту историю заново.
— Что было самым сложным/интересным?
— Самым сложным было не свалиться в чернуху, не начать рассказывать о болезни, не зацикливаться на ней. Не сделать из этой истории учебник для студентов мединститута. Надо было сделать фильм о невероятной силе духа, о любви, о необыкновенных людях.
Долго ломали голову над формой, в которую уложить материал. Спасибо Ирине Томской – одному из авторов сценария – именно она принесла идею построить фильм на музыке «Кармен» – ведь именно под неё Роман Костомаров и Татьяна Навка стали Олимпийскими чемпионам. С этой мелодией прошли по жизни и под неё «восставший из пепла» наш герой вернулся на лёд при полных трибунах. Так родился образ Костомарова – тореадора.
Ну и чисто организационные проблемы. Прежде всего – это дефицит времени. С момента начало съёмок до дня премьеры прошло всего четыре месяца. Вначале даже задача казалась неподъемной. Но всё получилось во многом благодаря продюсеру фильма Максиму Аланазарову и режиссёру монтажа Александру Дозорцу, который совершил невероятное – в сжатые сроки сумел смонтировать не только п/м фильм, но и четыре серии сериала для платформы Wink. Кстати, оценка на платформе 9,6. Александр, фактически, стал моим сорежиссёром.
Ещё непросто было организовать в короткий срок съёмки в Большом театре. Спасибо моему старому товарищу солисту Большого Эльчину Азизову. Именно благодаря его помощи задуманные нами эпизоды и канва фильма получились столь впечатляющими.
Ну а принять этот вызов и, несмотря на все сложности, снять этот фильм вовремя и качественно, не подвести наших героев – это было интересно.
И, конечно, было интересно погрузиться в мир фигурного катания – ведь несколько месяцев мы провели в общении с теми, кем мы восхищались много лет, прилипая к телевизору, когда начинались чемпионаты Европы, мира или уж, тем более, Олимпийские игры. С теми, за кого мы всегда так болели и так переживали. Так получилось, что на премьере я сидел рядом с товарищами по льду Романа и Оксаны. И, когда я услышал их реакцию, увидел, как живо они реагируют на происходящее на экране, для меня это стало одной из самых важных оценок нашей работы.
— С какими мыслями Вы приступали к работе и с чем завершали съёмочной процесс?
— Наверное, самое важное, когда мы начинали снимать, были уверены, что этот фильм будет о Романе. Но в процессе поняли, что это фильм об огромной и всепобеждающей любви Оксаны и Ромы. Что это фильм не только о необычайном жизнелюбии и огромной силе воли Олимпийского чемпиона Костомарова, но и величайшем самопожертвовании хрупкой на вид, но такой сильной женщины – Оксаны Домниной. Ну и, конечно, этот фильм о людях, которые находились рядом с Романом и помогли вернуться ему к нормальной жизни – это его мама, дочка, партнёрша по танцам – Татьяна Навка, врачи, реабилитологи и медсёстры, его друзья – Илья Авербух, Максим Ставиский и Александр Жулин.
— Была ли у Вас какая-то трансформация авторской оптики в процессе создания картины?
— Ну, может быть, даже не авторской, а человеческой. Не помню точно, но думаю, что на первую съёмку мы пришли с довольно скорбными лицами. Но уже через несколько минут мы были просто заражены той энергией, тем юмором, той невероятной любовью к жизни, которые излучают Роман и Оксана. Думаю, что именно благодаря им фильм получился по-настоящему жизнеутверждающим.
Александр Дозорец, сценарист и режиссёр монтажа фильма «Роман Костомаров. Рожденный дважды»
— Расскажите, пожалуйста, что было для Вас самым важным в работе над этим фильмов? На чем Вы в большей степени концентрировались в процессе работы над созданием экранного образа такого героического человека? Что было приоритетом?
— При первой встрече продюсеры попросили сделать фильм эмоциональным. Вся работа над фильмом – это попытка передать эмоции мамы, зрителей, Оксаны, Романа, друзей, детей.
Очень хотелось не акцентировать внимание на боли, а сделать фильм про силу любви, с которой они встречали эту беду, любви, которая помогала и помогает им жить. Попытались сделать так, чтобы не только Роман казался героем, но и Оксана, и семья, друзья, которые встали на борьбу за Романа. Очень хотелось показать, насколько несгибаемый стержень сидит в каждом из участников этого фильма. Очень хотелось показать, насколько фигурное катание является смыслом жизни для этих людей. Хотелось, наверное, чтобы зритель поставил перед собой вопрос: «А как поступил бы я, хватило бы сил у меня?» И в то же время хотелось дать ответ, что сил хватит всем – надо только бороться. Очень хотелось сделать фильм ритмически плотным. Сделать музыку практически третьим героем после Романа и Оксаны. И, конечно, хотелось, чтобы Роман не стал статуей, памятником. Хотелось, чтобы было видно, что это живой человек, как и мы. Как режиссёр, сценарист и режиссёр монтажа этого фильма, я считал своей задачей облечь всё это в легко, читаемый, понятный образ. И этому была посвящена вся работа.
Регистрация по ссылке: https://budemfestival.timepad.ru/event/2993729/