Доки стран СНГ: истории, которые знают не все
В Санкт-Петербурге 23-27 августа проходит Международный кинофестиваль России и стран СНГ Lendoc Film Festival, который традиционно представляет насыщенную культурно-развлекательную программу.
Киносмотр стал одним из самых ярких событий культурной столицы России, который собирает любителей кино, представителей киноиндустрии не только стран ближнего зарубежья, но и Азии, Ближнего Востока и т.д.
В этом году участие в Lendoc Film Festival примут: министр культуры Ирака Ахмед Факкак Ахмед Альхамд, директор кинофонда «Фараби» Раед Фаридзаде (Иран), глава «Точикфилм» Шохиён Махмадсаид (Таджикистан), и.о. генерального директора Агентства кинематографии Республики Узбекистан Шухрат Ризаев и др.
В конкурсной программе – 11 документальных фильмов из России, Казахстана, Узбекистана, Испании, Кыргызстана. Среди них отмечаются как крупные студийные работы, так и дебютные полные метры. Зрители увидят фильмы производства Киностудии им. Горького, студии «Ленфильм», продюсерских центров KION и «Хорошо продакшн», Национального агентства «Узбеккино», а также независимые работы учеников Александра Сокурова. Это картины «Край ночи» Андрея Натоцинского и «Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32» Андрея Кречетова. Дополнительным украшением конкурса стал ряд копродукций: фильм «Карлыгаш» произведен совместно Россией и Казахстаном, а «Территория», мировая премьера которого состоялась в рамках Московского международного кинофестиваля, – Испанией и Кыргызстаном.
Гости Lendoc Film Festival увидят также картины-участницы кинофестиваля «Окно в Европу»: поэтическую ленту Светланы Стасенко «Здесь выживут только сарлыки» и фильм «Бюро» Пабло Рохаса.
Итоги фестиваля мы подведем позднее, а пока предлагаем вспомнить работы других мастеров, повествующие истории жителей огромного постсоветского пространства.
«Самвел». Армянское документальное кино имеет долгую и славную историю. В этом году исполняется 100 лет с момента выхода первого дока «Советская Армения». За это время творчество армянских документалистов получило заслуженное признание не только в СССР, но и на крупных международных кинофорумах.
С началом истории независимой Армении появилось новое поколение мастеров жанра, сохранивших лучшие традиции национальной документалистики. Многие прекрасные ленты снимались в сотрудничестве с российскими режиссерами и сценаристами. Одной из таких работ стал док «Самвел» режиссера Евгения Бакирова.
Героем шестиминутного фильма стал Самвел Галстян – водитель такси из Еревана. По его признанию, такси не основная работа, хотя она и занимает много времени, просто нужно зарабатывать на жизнь. Ведь еще в детстве он обрел цель всей жизни. Самвел рисует картины, искусство не отпускает его, дает смысл жизни, является способом общения с окружающим миром. «С холстом самое главное – быть честным», – обозначает герой свое жизненное кредо. Дом, супруга, с которой прожито сорок лет, город Ереван и любимые картины – в сжатом повествовании перед нами раскрывается необычный человек, а таких людей вокруг очень много. Мы не всегда замечаем их.
Короткий кинорассказ о талантливом таксисте-художнике начинается авторским напоминанием, которое нужно запомнить – «каждый раз, когда вы заказываете машину, к вам приезжает человек».
«Моя родня». Лолита, десятилетняя девочка, летит через Гянджу – в один из районов Азербайджана, знакомиться с родителями своего отца-азербайджанца. В самолете старательно заучивает простые слова «папа», «мама», «бабушка». Она носительница двух культурных традиций, ее мать – русская, а отец – азербайджанец.
Режиссер фильма Родион Исмаилов родился в Товузском районе Азербайджана, но практически вся его творческая жизнь связана с Санкт-Петербургом, так что «культурный транзит» – тема для него глубоко личная.
Самое чудесное в этом фильме – главная героиня, которая без всяких усилий, очень естественно, «вписывается» в незнакомую девочке культурную среду. Родственники значительную часть времени говорят на незнакомом ей языке, обсуждают за столом свои взрослые дела, но Лолита чувствует этих людей, воспринимает через собственные эмоции. Ей комфортно, потому что она ощущает любовь и участие. Она главный герой документального фильма и справляется с этой ролью без какой-либо наигранности, органично «вписываясь» в иноязычную среду. Просто есть язык родственной любви, который понятен без словаря.
«Большой театр Сороки». Работа Евгения Поповича, лауреата Bratislava International Film Awards.
Сорока – небольшой городок на севере Республики Молдова, известен благодаря цыганской общине. Прогулки мальчика Коли по городу, общение с друзьями и родственниками составляют сюжетную основу ленты.
Неподготовленный зритель удивлен – где еще встретишь дома-реплики знаменитых зданий, в том числе Большого Театра, Белого дома, Исаакиевского собора. Только в небольшом городе, где живут цыгане. Отсюда и название фильма – «Большой театр», – относящегося как к историческому объекту в Москве, так и к стилю жизни общины молдавских цыган. Путешествие по городу превращается в презентацию культуры, образа жизни, цыганских обычаев и традиций глазами Николая. Необычный и запоминающийся фильм.
«А есть ли там театр?». Документальный фильм, посвященный жизни и творчеству Кахи Кавсадзе – исполнителя роли Абдуллы в знаменитой ленте Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».
Тринадцать лет назад режиссер Нана Джанелидзе сняла чуткий и внимательный к главному герою фильм-биографию. Это не просто изложение творческой биографии, но успешная попытка раскрыть личные качества актера, историю жизни актера и его предков. В историях, рассказанных Кахой Кавсадзе на камеру, воплотилось его истинно философское отношение к людям, прошлому и окружающей действительности.
Каха Кавсадзе – удивительный человек, хранитель множества историй, песен и тостов.
Народы наших стран вместе прошли сложный и насыщенный исторический путь, а сегодня сталкиваются с рядом вызовов современности, на который необходимо эффективно реагировать. Кино как один из самых ярких видов искусства является инструментом, который позволяет передавать общие смыслы, транслировать ценности, понятные аудитории постсоветского пространства, а также способствовать консолидации рынка креативных индустрий, укреплению культурных и гуманитарных связей между нашими странами. Док характерен тем, что их герои порой похожи на нас или тех, кто нас окружает, вне зависимости от этнической, национальной принадлежности, вероисповедания и социального положения.
Текст: Алевтина Колдунова